Политика

Диалог ЕС–Молдова: Возможна ли европейская интеграция после падения правительства Майи Санду?

18.11.2019, 07:19
{Диалог ЕС–Молдова: Возможна ли европейская интеграция после падения правительства Майи Санду? } Молдавские Ведомости

Падение правительства Майи Санду вызывает беспокойство, но в той же степени оно служит предупреждением и уроком, который следует извлечь. Как бы ни была важна идея реформ, их успешное осуществление зависит, с одной стороны, от наличия значительной политической воли и сплочённости. С другой же стороны необходимы прагматичное осознание политических рисков и умение надлежащим образом встроить реформы в устойчивые политические стратегии.

Короткая траектория, продолжительностью около пяти месяцев, пройденная одним из самых амбициозных правительств в истории страны, показывает, что в Молдове сохраняется заметное несоответствие между реформистским аппетитом и собственно проведением реформ. Так, ACUM озаботился политическими вопросами позднее, чем общественной политикой, а социалисты эффективно наказали своих политических оппонентов за отсутствие стратегического видения и основных политических инстинктов. Как бы то ни было, тема независимого правосудия становится лейтмотивом политического и публичного дискурса блока ACUM, способным помочь ему удержаться в поле зрения электората и внешних партнёров.

После скоропостижного устранения правительства Евросоюз в очередной раз осознал, что политическая непредсказуемость и нестабильность по-прежнему сохраняют прочные позиции в поведении молдавских политических игроков, с какой бы стороны политических баррикад они не находились. Исходя из этих соображений, европейцы будут делать упор исключительно на мониторинг выполнения реформ новым премьер-министром Ионом Кику – то есть строго отслеживать соблюдение условий. Любые проявления симпатии, наблюдавшиеся в период мандата Майи Санду, прекратятся.

Уроки, которые следует извлечь ACUM

Прежде всего, ACUM всегда расценивал коалицию с ПСРМ как нечто временное, что может быть прервано в любой момент. Иными словами, изначальное согласие на короткий срок деятельности ослабило стартовые позиции правительства, поставив под угрозу любые амбициозные планы реформ, осуществление которых требует, как правило, длительных сроков. В отсутствие полного мандата и стабильной власти любая серьёзная реформа становится уязвимой и сильно фрагментированной.

В то же время, совместное правление с социалистами (ПСРМ) воспринималось искажённо и с позиций превосходства, и не только морального, хотя по количеству мандатов ACUM занимал второе место в рамках коалиции и третье – в парламенте. По этой причине несоответствие баланса сил во властных структурах политической реальности на местах – где социалисты доминируют – побудило последних сосредоточиться на своей негласной экспансии в рамках государственных структур. В то же время блок ACUM отнюдь не препятствовал расширению политического влияния социалистов, на протяжении пяти месяцев он игнорировал возмущение общественности по поводу действий президента Игоря Додона и социалистов, приведших скорее к уменьшению политической независимости учреждений, нежели к её росту.

Внимание ACUM и правительства было сосредоточено на разработке реформ, при этом меньше внимания уделялось созданию благоприятных политических условий для начала их реализации, а также предотвращению риска преждевременного падения кабмина – риска, который в конечном итоге стал реальностью. Помимо своего идеализма и амбиций, правительство Санду продемонстрировало некоторую политическую наивность, поскольку, само того не желая, помогло социалистам обрести легитимность внутри страны и за её пределами. Кроме того, распад коалиции неизбежно влечёт за собой сближение социалистов с демократами, которые получают возможность реабилитироваться без проведения какой-либо внутренней перестройки после ухода Плахотнюка. Даже такое не афишируемое, сотрудничество ПСРМ и ДПМ приведёт к максимальному смягчению острых реформ, задуманных ранее блоком ACUM под руководством Майи Санду.

Для ACUM наступает сложный период, блок должен быстро привыкнуть к новой роли парламентской оппозиции. Нападки на социалистов усилятся. Главными их целями, похоже, станут президентство Игоря Додона и связи с Россией. Но прежде, чем позиции блока в соцопросах улучшатся, основная масса электората даст оценку тому, насколько оппозиция в лице ACUM обеспокоена уголовными делами, связанными с управлением публичными финансами и борьбой с коррупцией. Параллельно необходимо провести организационную реанимацию правых партий – ПДС и Платформы DA, чтобы они были готовы к предстоящим выборам, очередным или внеочередным (досрочным).

Как дальше поступить ЕС?

Сигналы, посылаемые молдавскими политиками, должны быть правильно прочитаны европейскими институтами. Основные реформы невозможны без объединения усилий политических партий. Отношения между основными партиями искажены глубоким недоверием и антагонизмом, поэтому правящие коалиции непредсказуемы, а госучреждения легко могут становиться сопутствующими жертвами.

Для того, чтобы удержать Молдову на пути реформ, Брюсселю необходимы несколько важных ориентиров.

Во-первых, европейская интеграция представляет собой политическую цель, ответственность за которую взяла на себя Республика Молдова, а не какая-либо партия в индивидуальном порядке. Поэтому уход ACUM из власти никак нельзя приравнивать к прекращению движения по европейскому пути. Напротив, бдительное отношение ЕС к выполнению молдавской стороной обязательств по Соглашению об ассоциации, – выполнению, количественно выраженному в условиях, – является первоочередной гарантией продолжения и углубления основных реформ. Чтобы оказывать эффективное влияние, ЕС должен оставаться беспристрастным арбитром, но при этом всецело приверженным надлежащей реализации необходимых реформ.

На втором месте стоит необходимость правильной интерпретации местных политических реалий. Взаимные спекуляции между властями (ПСРМ и её негласные союзники) и оппозицией (ACUM) будут множиться. Это потребует от европейцев проницательности и тонкого подхода. Нейтральная позиция и объективная критика на уровне средств массовой информации и гражданского общества, финансируемых из европейских источников, помогут обеспечить эффективное и авторитетное давление на власть.

Наконец, необходимо начать всесторонний анализ и мониторинг последствий евразийской интеграции, продвигаемой социалистами (IPN, 5 ноября 2019 г.), для параметров европеизации. Изучая молдавский случай, европейские институты смогут понять намерения и возможности взаимоналожения, порождаемые гибридным членством в Евразийском союзе, в который президент Игорь Додон втянул Молдову.

Вместо заключения...

Республика Молдова стоит на очередном политическом распутье, но европейский акцент в её внутренней и внешней политике невозможно кардинально сменить в одночасье. Хотя и в духе сбалансированной внешней политики, правительство, пришедшее на смену кабмину Майи Санду, заверило в соблюдении обязательств по Соглашению об ассоциации, а конгломерат местных игроков всё ещё может создать затруднения любым попыткам обратить вспять европейский курс.

Резкие движения „правительства меньшинства”, созданного в рекордно короткие сроки пока официально не оформленным альянсом социалистов и демократов, сопряжены с политическими рисками. Ведь Игорь Додон желает повторить свою победу в борьбе за пост президента страны. Поэтому он хочет расширить свой электорат, а европейская помощь и близость к Евросоюзу способствуют достижению этой цели.

Никакие „апокалипсисы”, предрекаемые в контексте внутриполитической борьбы, не должны искажать чёткое понимание представителями ЕС местных политических реалий. Отказ от эмоций и взыскательная оценка эффективности молдавских властей внесут результативный вклад в дальнейшую европейскую интеграцию страны.

 
Дионис ЧЕНУША, 

Политолог, исследователь университета имени Юстуса Либиха в Гессене, выпускник магистратуры по междисциплинарным политическим исследованиям в Колледже Европы в Варшаве

IPN 

Комментарии (0) Добавить комментарии