Политика

Дионис Ченуша: Объективная реальность встала на пути власти – и она противоположна ее геополитическим приоритетам

13.12.2022, 12:47
{Дионис Ченуша: Объективная реальность встала на пути власти – и она противоположна ее геополитическим приоритетам} Молдавские Ведомости

Попытка PAS подменить местную легитимность признанием внешних партнеров – рискованная стратегия

Энергетический кризис продолжается, но трудности  становятся более управляемыми для правительства, пишет политический аналитик Дионис Ченуша в статье для IPN, имея в виду возврат к договору с МГРЭС на поставку электроэнергии. По его мнению, это даст   передышку правящей партии и снизит вероятность негативных сценариев для Приднестровья. Это снижает и давление на Румынию, которая обещала помощь.

Цена электроэнергии из ПМР на 17 евро за МВтч ниже льготной цены, предоставленной Румынией в октябре-ноябре (73 и 90 евро/МВтч). Власть сможет хотя бы частично снизить тариф или хотя бы заморозить его на зиму. Ведь население настораживает постоянное повышение - четвертое по счету в ноябре. Последние опросы общественного мнения показывают, что высокие цены – самая серьезная проблема для населения (57 процентов).

Молдова выбрала меньшее зло, считает Ченуша. Утверждение этого договора посольством США и ЕС через Энергетическое сообщество подчеркивает тот факт, что за спиной власти стоят внешние партнеры, которые дали РМ шанс дожить до весны 2023 года,  когда энергетический кризис будет наиболее острым.

Правительство «уступило российскому давлению», и Тирасполь стал главным бенефициаром сделки, полагает Ченуша. Приднестровье получает российский газ по выгодной цене вдвое ниже, чем на спотовом рынке Европы, производит электроэнергию для собственной экономики и на экспорт, решая проблему выживания.

Хотя Тирасполь выигрывает больше всего, Кишинев выигрывает время для преодоления кризиса с минимальными имиджевыми издержками для правительства, считает Ченуша. Ведь на компенсационные схемы запланировано потратить 5 миллиардов лей (245 миллионов евро), а уровень общественного неодобрения высок. Около 30 процента населения считает смену власти основным решением для выхода из кризиса. И это притом, что власть пользуется благосклонностью «независимых» СМИ.

Низкая популярность PAS повышает доверие к ее оппонентам, которые мобилизуются для проведения антиправительственных протестов и местных выборов-2023. В то же время попытка PAS подменить местную легитимность признанием внешних партнеров – рискованная стратегия.

Несмотря на противодействие «российской пропаганде», которое Ченуша считает «более эффективным, чем когда-либо», 45,6 процентов населения считает, что PAS ответственна за энергетический кризис, а около 67 процентов - что Санду должна отправиться в Москву с просьбой о более низкой цене на газ. Каждый четвертый считает смену правительства выходом из безвыходного положения, но PAS и ее неформальный лидер знают, что это ничего не решит. Ведь основная проблема – стопроцентная зависимость от российского газа и приднестровской электроэнергии. Газ и электроэнергия, импортируемые из ЕС и Румынии, в несколько раз дороже. Объективная реальность неприятна для кишиневской власти и противоположна ее геополитическим приоритетам.  

В поисках надежных источников электроэнергии правительство обратилось в первую очередь к Румынии, ключевому игроку в обеспечении энергетической безопасности Молдовы. С октября-ноября электроэнергия из Румынии продана РМ по субсидированным и рыночным ценам, но они оказались слишком высокими. Обращение Майи Санду к румынам просьбой экономить электричество во имя нужд Молдовы было неудачным ходом. Радикальные унионисты, например, Джордже Симион, лидер AUR (27 депутатов в палате депутатов и 12 в сенате), подали мысль о том, что Румынии не следует больше помогать Молдове. В итоге Тираяполь снял часть нагрузки с плеч Бухареста.

Проблемы в энергетике – повод для симпатий к унионистам на уровне 30-33 процентов. Эти тенденции могут сохраниться, даже если статус страны-кандидата на членство в ЕС их ослабит. Но официальная позиция Румынии полностью оторвана от расчетов унионистов с обоих берегов Прута, считающих, что неспособность Молдовы решить энергетический кризис – свидетельство неизбежности воссоединения.

Из-за членства Румынии в НАТО привлекательность унионизма наталкивается на сопротивление сторонников нейтралитета. При этом  54,5 процента - против НАТО по сравнению с 22,4 процента согласных с присоединением к блоку, а 41,1 процента утверждают, что нейтралитет не защитит страну от внешней агрессии.

Наиболее мощные инструменты укрепления положительного имиджа Молдовы - в распоряжении Румынии, и они в энергетической сфере, но не объясняет тот факт, что при этом энергию Молдова получает все-таки из Приднестровья, а обещанные Румынией дрова так и не поступили.

Итак, во избежание нарастания антиправительственных протестов власти сознательно выбрали зависимость от России и Приднестровья. Энергетическая ситуация остается нестабильной. Хотя унионисты используют энергетический кризис для  усиления дискурса о слабости независимого государства, Молдова рассчитывает пережить «русскую зиму». О том, как она переживет следующую русскую зиму, аналитик не говорит.

Комментарии (0) Добавить комментарии

  • x

    сосiт пуцьку руминопiндоcи

  • x

    Успокойтесь шавки имперские. Сколько вы не скулили на Луну Карфаген будет разрушен. Дружат с кремляндией только соцотбросы и и самые "демократичные" в мире страны типа Ирана, Кореи или Венесуэлы. Постыдно и обидно ввязаться в заведомо проигранное дело. Но такова ваша участь

  • x

    В Молдавии слишком много населения. При румынах было в три раза меньше. Они знали сколько должно быть. Это проклятая советская власть дала молдаванам возможность слишком разжиреть. Румыны придут лишний жир себе заберут.

  • x

    Молдова с голой задницей демонстрирует амбиции. Забавно, сначала надо одеть попу, а потом уже амбиции показывать. Хей Санду, как начать работать, перестать путешествовать и попрошайничать. Дружите с Преднистовым, перестаньте преклонять колени перед западом и особенно Зелинским, говоря ему, какой он большой герой. Его граждане думают иначе, но не могут сказать из-за страха быть убитыми собственным гестапо.