Закон

До 27 марта правительство обязано вернуть кредит НБМ из бюджетных средств

20.03.2015, 06:00
{До 27 марта правительство обязано вернуть кредит НБМ из бюджетных средств} Молдавские Ведомости

Долг, сделанный во имя покрытия миллиардной аферы, разорит всю страну  

На этой неделе всплывали все новые подробности ограбления молдавских банков. Говорили – и говорили убедительно – Додон, Ионицэ, Негруца и даже Шор. Непонятно только одно: сможет ли страна вернуть деньги? Если нет – наш финансовый кораблик, который и так потрепал кризис, может и вовсе остаться без руля и без ветрил.  

Экс-главу парламентской комиссии по экономике, бюджету и финансам Вячеслава Ионицэ и депутата Игоря Додона пригласили в среду, 18 марта, в национальный антикоррупционный центр в рамках расследования по уголовному делу о  хищении денег из «Banca de Economii». Лидер социалистов не явился для дачи показаний, требуя официального приглашения. Ионицэ и Додон накануне рассказали о том, как провернули банковскую аферу.

«Я рассказал о схеме, по которой деньги из «BЕМ» выводились из страны и по  классической схеме отмывания возвращались обратно, - рассказал Ионицэ после допроса в НЦБК. - Существует целая индустрия компаний, специализирующихся на хищении и легализации денег. Я представил два свежих материала о том, как при помощи схемы восьми шагов деньги можно вернуть. Я все еще надеюсь на то, что дело будет доведено до конца и Молдова повзрослеет. Мне понадобилось два-три часа, чтобы восстановить эти схемы, их не так сложно понять. Конечно, будет непросто вернуть деньги: сотни миллионов отправлены за рубеж разным фирмам и в разные страны. Я сообщил все, что мне известно: о каких фирмах и о каких договорах идет речь».

Накануне представитель НЦБК Богдан Зумбряну рассказал возбуждении 16 уголовных дел по получению в «Banca de Economii» и «Bаnca Socială» сомнительных кредитов. В скором времени по ним будут вынесены судебные приговоры, обещает он. Есть ли перспектива ареста активов председателя админсовета «BEM» Илана Шора в стране и за рубежом? Зумбряну говорит: «Если такая команда поступит - мы готовы к работе». В то же время он сказал, что не уполномочен говорить о действиях в отношении имущества, оформленного на супругу Шора - российскую певицу Жасмин.

После восьмичасового допроса в антикоррупционном центре во вторник Илан Шор улетел в Стамбул самолетом Embraer 650 компании «NobilAir». Пресс-секретарь бизнесмена сообщила, что Шор уехал в командировку, но обязательно вернется. Так и вышло.

В среду стало известно, что по делам о хищениях денег из «BEM» и «Bаnca Socială» допрошены шестеро, двое задержаны на 72 часа. Среди них - учредители и менеджеры фирм, через счета которых в оффшоры уводились деньги. Экс-министр финансов Вячеслав Негруцэ в ходе передачи на одном из телеканалов заявил: в случае, если не будут возвращены деньги, украденные из «Banca de Economii», правительство будет обязано вернуть кредит НБМ из бюджетных средств. «Это очень большая сумма, внутренний долг ощутимо увеличится, естественно, увеличится и налоговое бремя, - сказал Негруца. - Последствия будут ощущаться в ближайшее время. Крайний срок возврата миллиардных кредитов - 27 марта».

Негруцэ также сообщил, что ранее МВФ намекал на необходимость инициирования процедуры банкротства в отношении «BEM» и «Banca Socială»: «Перекачивать огромные суммы в учреждение, о несостоятельности которого известно, есть лишенная смысла с точки зрения интересов государства процедура».

Экс-министр обвинил НБМ и другие госструктуры в неспособности принять меры в ситуации банковского кризиса. «Я абсолютно уверен, что у нацбанка и правовых структур была информация об отмывании почти миллиарда евро. Почему реакция запоздала – нужно спросить у руководства этих учреждений. НБМ не отреагировал даже тогда, когда в ноябре стало известно о перечислении очередного транша в размере миллиарда лей в оффшорную зону. Если проанализировать деятельность НБМ с 2009 года, увидим, что он лишь дважды вмешивался с целью  урегулирования ситуации в банковском секторе: в первый раз после рейдерских атак на «Victoriabank», во второй - когда «BEM», «Banca Socială» и «Investprivatbank» были взяты под специальное управление НБМ».

Негруцэ высказался за прозрачную деятельность парламентской комиссии, занимающейся расследованием кражи из «BEM», а также за рассекречивание материалов, связанных с этим делом. Он верит, что это дело будет доведено до конца или просто говорит, что верит. Многие считают, что работа антикоррупционного центр - шоу для создания видимости борьбы с коррупцией.

Вячеслав Ионицэ считает, что этому и другим государственным учреждениям нужно смириться с тем, что к ним сложилось подобное отношение: они сами в этом виновны и теперь они обязаны доказывать свою эффективность. Ионицэ, по его словам, убедился в том, что в антикоррупционном центре действительно возбуждены уголовные дела, проводится расследование. При этом он отказался сообщать подробности и называть фамилии обвиняемых и подозреваемых, чтобы не навредить следствию.

В случае с «BEM» ответственны все, заявил в среду в телеэфире муниципальный советник Виктор Гурэу: «Хочу напомнить, что 30 января 2013 года на пресс-конференции я представил секретный доклад аудитора МВФ Дэвида Паркера о ситуации в  BEM. Он был доведен до сведения бывшего министра экономики Лазэра и бывшего генсекретаря правительства Бодю – оба были членами совета по финансовой стабильности. Тогда же я представил строго конфиденциальный аудиторский отчет, после чего на меня пытались открыть пять уголовных дел. Не могу сообщить, где получил текст доклада.  Но могу с полной ответственностью сказать, что в равнодушии и соучастии можно обвинить многих высокопоставленных руководителей государства».

Николай Павлов

Комментарии (0) Добавить комментарии