Политика

Додон: Мы не отказались ни от молдавского языка, ни от истории Молдовы, но социалисты сейчас не могут ставить эти проблемы

18.12.2019, 12:00
{Додон: Мы не отказались ни от молдавского языка, ни от истории Молдовы, но социалисты сейчас не могут ставить эти проблемы} Молдавские Ведомости
Президент Игорь Додон считает, что ради сохранения стабильности, в парламенте нужно избегать обсуждения острых политических вопросов. Как передает агентство "ИНФОТАГ", об этом он заявил накануне в передаче на общественном телеканале.

"Было бы хорошо, если бы в парламенте было стабильное большинство. Но его нет. Поэтому, сейчас следует избегать вопросов острых политических вопросов, обсуждения проблем геополитики. Мы не отказались ни от молдавского языка, ни от требования ввести изучение истории Молдовы в школах. Но социалисты сейчас не могут ставить эти проблемы, так как это взорвет хрупкое равновесие в парламенте", - сказал Додон.

Он сообщил, что правительство в 2020 г. будет выступать только с социальными инициативами, предлагать решения экономических проблем, направленные на улучшение жизни людей.

"Мы видим, что эти инициативы получают поддержку в парламенте. Многие из них приняты единогласно, в том числе и оппозицией. И у правительства есть все шансы обеспечить стабильность в 2020 г., а затем - доработать весь мандат парламента, до 2023 г.", - считает президент.

Комментируя заявления лидера PAS Майи Санду, которая сказала, что "будет бороться, чтобы Додон не получил второй президентский мандат", он сказал, что "не будет ни с кем бороться".

"Они пусть борются со мной, а я буду вместе с людьми решать их проблемы. И пусть люди нас рассудят", - сказал Додон.

Он также сказал, что не опасается Гражданского конгресса или других левых партий, которые появляются сейчас: "Прошли те времена, когда партиям мешали регистрироваться, чинили другие препятствия. Сейчас все могут создавать партии. Меня не интересует, кто создает партии и с кем они будут бороться. Я хочу, чтобы положение вещей изменилось в лучшую сторону. А что касается должностей - никто не вечен. Я знаю, что все рано или поздно уходят, к власти приходят другие партии и другие люди. Главное, чтобы этот процесс проходил естественно, а страна - развивалась".

Президент Игорь Додон считает "свержение режима Влада Плахотнюка" одним из трех основных своих достижений на посту главы государства: "Если говорить о трех основных достижениях, то я бы назвал свержение Плахотнюка; оказание помощи людям и проведение взвешенной внешней политики. Нам удалось свергнуть Плахотнюка, после чего начался новый период в жизни страны. На протяжении двух с половиной лет я был ограничен в действиях со стороны исполнительной власти, контролируемой Плахотнюком. Но я помогал людям, побывал в 400 селах, оказывал помощь нуждающимся. После падения режима Плахотнюка я начал реализовывать уже свои планы по социальной защите людей через парламент и правительство". 

Говора о взвешенной внешней политике, он подчеркнул, что "удалось развивать отношения с Западом, выполнять все ранее подписанные соглашения, а также восстановить стратегическое партнерство с Российской Федерацией". "В 2014 г., после подписания Соглашения об ассоциации, объем наших торгово-экономических отношений с Россией снизился до предела. С 2016 г., после того, как я стал президентом, они начали восстанавливаться. И сейчас мы наладили отличные отношения с РФ на уровне президентов, парламентов и правительств наших стран", - подчеркнул Додон.

Он сообщил, что подробный отчет о деятельности на посту президента будет представлен в понедельник, 23 декабря. Отчет займет более 100 страниц. Также об этом подготовлен 20-минутный фильм. В понедельник исполняется три года с момента вступления Игоря Додон в должность президента.

Комментарии (5) Добавить комментарии

  • x

    РИА НОВОСТИ 14.12.2019г.

    Молдова во главе с "пророссийскими" Президентом Додоном и спикером Парламента Гречаной не поддержала в ООН российскую резолюцию по борьбе с нацизмом, зато проголосовала за украинскую о милитаризации Крыма и Черного моря...

    В начале недели Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций утвердила подготовленный Украиной проект резолюции «О милитаризации Крыма и Севастополя, а также частей Черного и Азовского морей».

    «За» документ проголосовали 63 страны, а 19 — «против» (при 66 воздержавшихся).

    Любопытно, что среди государств, поддержавших эту, очевидно, антироссийскую резолюцию, неожиданно оказалась и Молдова. Причем это не первый раз даже за последнее время, когда Кишинев занимает недружественную позицию по отношению к Москве в ООН. Так, в прошлом месяце Генассамблея приняла российскую резолюцию по борьбе с героизацией нацизма и неонацизма. Она, в частности, рекомендовала всем странам принять меры «с тем, чтобы предотвратить пересмотр итогов Второй мировой войны и отрицание совершенных в ее период преступлений против человечности и военных преступлений».

    Против этого документа традиционно выступили только США и Украина, а 55 государств, в основном представители евроатлантического лагеря, воздержались. Среди последних была и Молдова, которая, казалось бы, далеко не понаслышке знакома с ужасами нацизма.

    Тем не менее, Кишинев вопреки логике вновь предпочел действовать в фарватере западных стран, даже несмотря на то, что российская резолюция носила явно деполитизированный характер.

    Выходит странно: Игорь Додон и "пророссийские" на сллвах социалисты, фактически возглавившие страну, много говорят о необходимости восстановления российско-молдавских отношений, и даже новый премьер Ион Кику совершил свой первый визит именно в Москву. Скоро в российскую столицу отправится и сам президент.

    Тем не менее, дружба между Молдовой и Россией по версии ПСРМ продолжает напоминать процесс одностороннего получения подарков вроде скидок на российский газ и открытия рынка РФ для молдавских товаров, бесконечные амнистии для избирателей Додона.

    Вот и сейчас глава государства наверняка отправляется в Россию, в первую очередь, для дальнейшего обсуждения условий предоставления Молдове кредита на полмиллиарда долларов. И если раньше такое положение дел еще можно было объяснить отсутствием реальных рычагов власти у ПСРМ и Додона, то сегодня этот аргумент уже точно не актуален.

    Понятно, что Организация Объединенных Наций уже давно превратилась скорее в декоративный инструмент, а реальная политика творится за пределами ее компетенции. Тем не менее, очень показательно, что даже в таких почти символических моментах, как голосование на ГА ООН, руководство Молдовы то ли не хочет, то ли боится на деле показать изменившееся отношение к России и прекращение прежней антироссийской риторики.


    В качестве некоторого оправдания новые власти могут использовать тот факт, что нынешний представитель Молдовы в ООН, Виктор Морару, был назначен на должность еще во времена демократов. Тем не менее, он, так или иначе, должен координировать свою деятельность с Министерством иностранных дел и европейской интеграции, а его с ноября этого года возглавляет бывший советник президента Аурелиу Чокой.

    Поэтому, скорее всего, действия Молдовы на площадке ООН следует признать элементами той самой «взвешенной внешней политики», о которой так много любят рассуждать в Кишиневе после антиолигархического переворота. Впрочем, на практике она мало отличается от времен правления демократов. Желание «наводить мосты» с Россией — это хорошо, но пока оно реализуется исключительно на словах.

    Таким образом, Кишинев продолжает маневрироватьмежду интересами различных геополитических игроков, при этом регулярно делая реверансы в сторону США и ЕС. Очевидно, что от степени поддержки и финансовой помощи последних в немалой мере зависит политическое будущее в том числе пришедших к власти социалистов, а также президента Игоря Додона. В этом смысле эквилибристика правительства Кику на международной арене выглядит оправданно. Тем не менее, есть основания полагать, что в определенной степени лицемерная внешняя политика новых властей Молдовы пусть и даст дивиденды в краткосрочной перспективе, но в будущем неизбежно ударит по имиджу правящих социалистов — причем не только в глазах Кремля.

  • x

    За Игорем Додоном давно закрепился образ политика, симпатизирующего России. Но последние действия и заявления президента и тесно аффилированного с ним нового молдавского правительства вносят в это представление заметные коррективы.

    Длительное время Игорь Додон и в Молдове, и за ее пределами воспринимался как большой друг Кремля. В 2014 году именно на волне пророссийских лозунгов возглавляемая им партия социалистов победила на парламентских выборах. А в ноябре 2016 года уже сам Додон был избран президентом Молдовы.

    Причем после инаугурации он сразу сделал ряд символичных жестов: распорядился снять флаг Евросоюза со своей резиденции, а свой первый официальный визит совершил в Москву. На пресс-конференции по итогам встречи с Владимиром Путиным Игорь Додон сообщил о том, что Соглашение об ассоциации Молдовы с ЕС ничего не дало его стране, и не исключил, что в будущем оно будет аннулировано.

    Кроме того, глава государства позиционировал себя как убежденный противник сотрудничества Молдовы с НАТО. Он негативно высказывался по поводу открытия офиса связи Альянса в Кишиневе и против участия военных Молдовы в учениях, проводимых под эгидой НАТО. Также он настаивал на международном закреплении статуса Молдовы как нейтрального государства.

    Как известно, реализации этих шагов мешало отсутствие у молдавского президента реальных властных полномочий и зависимость от политических союзников, управлявших правительством. Многие годы страной «рулили» демократы. Но в июне 2019 года при консенсусе международных партнеров в Молдове произошла перезагрузка политической системы. Влад Плахотнюк бежал из страны, а социалисты сформировали коалицию с блоком ACUM. Однако уже спустя пять месяцев ПСРМ «отыграла назад», сформировав при содействии Демократической партии новое «технократическое правительство», состоящего в основном из бывших советников президента. В результате такой «спецоперации» партия социалистов и Игорь Додон получили практически полную власть в стране.

    Казалось бы, настал удобный момент, когда президент, наконец, сможет воплотить в жизнь свои обещания. Но в реальности пока все несколько иначе. Уже стало ясно, что Додон и его команда на данном этапе не собираются делать резких шагов. Так, например, спикер парламента Зинаида Гречаный на вопрос о том, можно ли рассчитывать в ближайшее время на законодательное закрепление статуса русского языка, как языка межнационального общения, ответила, что парламент вначале займется решением экономических вопросов.

    Больше нет и речи об отказе Молдовы от соглашения с Евросоюзом. И Додон, и Кику, и Гречаный на встречах с иностранными послами, представителями международных организаций теперь заявляют о том, что отношения с Европейским союзом и внедрение Соглашения об ассоциации с ЕС остаются главными приоритетами для страны.

    Явно «приглушена» и «антинатовская» риторика. В интервью «Свободной Европе» министр иностранных дел и европейской интеграции Аурелиу Чокой (кстати, бывший советник президента Додона по внешней политике) заявил о том, что РМ продолжит сотрудничество с НАТО. «У нас есть индивидуальный План сотрудничества с НАТО, так называемый IPAP, ничего не меняется, всё остается в силе. Мы продолжаем сотрудничать, мы остаемся надежным партнером Североатлантического альянса», — сказал Чокой. Сотрудничество с НАТО действительно продолжается. Так, например, в период с 11 по 29 ноября 2019 года на военной базе в Бульбока состоялись военные учения «Joint Combined Exchange Training—2019.3», где сотрудники молдавских спецподразделений обучались под руководством группы военнослужащих армии США.

    Симптоматично, что помимо сохранения военно-технического сотрудничества с НАТО, новая власть также продолжила линию давления на миротворцев РФ и оперативную группу российских войск в Приднестровье. Раньше социалисты старались не поднимать эту тему — все помнят скандал, когда Додон забыл упомянуть российские войска в своей речи на Генассамблее ООН. Однако 5 декабря на заседании Совета министров ОБСЕ в Братиславе глава МИДЕИ заявил, что Молдова по-прежнему выступает за вывод иностранных войск со своей территории: «Мы подчеркиваем необходимость вывода иностранных войск и их боеприпасов с территории Молдовы в соответствии со Стамбульским договором». Чокой также не исключил, что в ближайшем будущем может измениться формат миротворческой миссии в Приднестровье.

    Таким образом, первые шаги и заявления условно «пророссийской власти» в Кишиневе лежат в фарватере действий их бывших «проевропейских» коллег.

    С одной стороны, сохранение такой инерции объяснимо. Длительное время Молдова шла по пути укрепления сотрудничества с ЕС и НАТО. Были приняты соответствующие решения, подписаны договоры, в частности уже упомянутое Соглашение об ассоциации с ЕС. Одномоментно прекратить это движение невозможно, что прекрасно понимает Додон.

    Более того, в 2020 году в Молдове ожидаются президентские выборы, и подготовка к ним уже идет полным ходом.

    Получив всю полноту власти, Додон принял на себя очевидные политические риски и ответственность за социально-экономическую ситуацию в стране. Для победы на выборах ему за короткий срок нужно продемонстрировать конкретные результаты, и, очевидно, что без помощи США и ЕС сделать это будет крайне затруднительно. Уже сейчас проводится активная работа по привлечению внешнего финансирования для реализации инфраструктурных проектов. А Европейский союз и МВФ будут оказывать помощь только при выполнении правительством Иона Кику начатых ранее реформ в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС, а также сохранения лояльности и по другим вопросам — вроде вывода российских войск с территории РМ.

    Возможно, с учетом давно выстроенной системы влияния Запада на маленькую бедную постсоветскую республику, ежегодно теряющую сотни тысяч своих граждан, уезжающих в поисках лучшей доли, президент понимает опасность резкого изменения вектора развития.

    Однако новейшая история РМ помнит плачевный политический итог молдавских лидеров, которые приходили к власти на волне пророссийских настроений, но так и не сумели выполнить данные избирателям обещания. Подчеркивая свою принципиальную позицию как «президента для всех молдаван» Игорь Додон не может не понимать, что общественный запрос на сбалансированный внешнеполитический курс страны по-прежнему велик. Больше того, этот запрос так и не был никем реализован. С учетом очевидного прозападного «крена» Молдовы всем понятно, что когда-то надо начинать его «выравнивать».

    Молдова может считаться эталонным мировым примером затяжных политических кризисов с непредсказуемыми комбинациями и энциклопедией противоречивых трактовок законов страны. Реальность показывает, что продолжать ждать наступления каких-то стабильных благоприятных условий для начала выравнивания государственного «корабля» не самая удачная тактика, особенно в условиях надвигающего предвыборного «шторма».
    Тем более, когда «штурвал» и профессиональная «технократическая» команда находятся в твоих руках.

    Думаю, скоро мы поймем повторит ли лицемерный и откровенно лживый Игорь Додон извилистый, но вполне предсказуемый путь своих предшественников.