Закон

Договоры должны соблюдаться - но не в Молдове

29.06.2018, 08:05
{Договоры должны соблюдаться - но не в Молдове } Молдавские Ведомости

Конституция, международные договоры, принципы и нормы международного права, законодательство Европейского Союза… Все это Молдова должна соблюдать.

К категории нормативных актов относятся Конституция, законы и постановления парламента, указы президента, постановления и ордонансы правительства, нормативные акты центральных отраслевых органов публичного управления, нормативные акты автономных органов публичной власти, нормативные акты органов власти автономных территориальных образований с особым правовым статусом и нормативные акты органов местного публичного управления.

Следует отметить, что Конституция Республики Молдова предусматривает обязательность соблюдения Устава ООН и договоров, одной из сторон которых она является, а также необходимость строить свои отношения с другими государствами на общепризнанных принципах и нормах международного права (статья 8 «Соблюдение международного права и международных договоров»). А вступлению в силу международного договора, содержащего положения, противоречащие Конституции, должен предшествовать пересмотр Конституции.

Процедура подтверждения согласия РМ на выполнение требований  международного договора заключается в подписании договора, обмене актами, составляющими договор, ратификации, принятии, утверждении или присоединении к договору либо любым другим способом формального подтверждения согласия (Закон №595/1999 о международных договорах Республики Молдова, статья 4).

При этом РМ не может обосновывать невыполнение договора, одной из сторон которого она является, ссылкой на положения своего внутреннего законодательства. А международные договоры должны выполняются добросовестно, по принципу pacta sunt servanda/договоры должны соблюдаться (статья 19).

Для обеспечения выполнения международных договоров Правительство РМ обязано принимать необходимые меры (статья 20). Для чего в каждом законе или постановлении о ратификации присутствует дежурное указание – правительству принять необходимые меры для реализации положений соответствующего ратифицированного договора/соглашения.

Стоит отметить, что ранее существовал Закон №1137/1992 о порядке заключения, применения, ратификации и денонсации международных договоров, конвенций и соглашений, а также Методика заключения, применения, ратификации и денонсации международных договоров, конвенций и соглашений.

Ныне действует Положение о механизме заключения, реализации и прекращения международных договоров (постановление правительства № 442/2015).

Правовую экспертизу разрабатываемых нормативных актов должно проводить министерство юстиции, которое обязано, в первую очередь, проверять соответствие нормативного акта положениям Конституции, международных договоров, одной из сторон которых является РМ, национальному законодательству и законодательству ЕС, практике Конституционного суда и ЕСПЧ, а также соблюдение международных стандартов в области прав человека.

К настоящему времени в РМ действуют 444 основных закона (с учетом всевозможных изменений и дополнений). Помимо этого, Парламентом приняты 622 закона и 259 постановлений о ратификации международных документов, в том числе, двухсторонних – с 132 странами и многосторонних – с 89 международными структурами.

Чтобы понять сложность и объем договоров, приведу только один пример.

С Европейским Союзом ратифицированы 79 соглашений, с Советом Европы – еще 115 соглашений.  Итого – 194!

И я с абсолютной уверенностью заверяю, что и в парламенте, и в правительстве, и в МИДЕИ – никто не может сказать, в 444 законах соблюдены ли требования ратифицированных 881 международного договора? 

И все из-за того, что не предусмотрены, не существуют никаких анализов и отчетов о результатах применения ратифицированных международных соглашений/договоров.

Я уже не говорю о десятках тысяч нормативных актов министерств и ведомств, автономных органов публичной власти, органов власти автономных территориальных образований с особым правовым статусом и органов местного публичного управления.

А потому, чтобы как-то обезопасить себя, по части соблюдения требований ратифицированных международных договоров, в каждом принятом законе или постановлении, как правило, присутствует дежурное предписание такого содержания – если в международном договоре, участником которого является РМ, установлены иные положения, чем предусмотренные соответствующим законом, применяются положения международного договора.

Чтобы показать, что ратифицированные международные договора не соблюдаются, достаточно открыть Конституцию и сравнить перечисленные в Главе II «Основные права и свободы» человека с правами человека из ратифицированных парламентом Всеобщей декларации прав человека и международных договоров о правах человека (постановление парламента №287/1990) и из Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также дополнительных протоколов к данной конвенции (постановление парламента №1298/1997).

Простое сравнение прав человека из Конвенции с правами молдаван, гарантированных Конституцией, показывает, что близкие совпадения редакций названий прав существуют только по шести статьям Конвенции.

Эти несоответствия и несоблюдение правил нормотворчества при применении требований Конвенции в самой Конституции, не спасает измененная в 2001 году статья 54 Конституции «Ограничение осуществления прав и свобод», в которой записано, что «в РМ не могут быть приняты законы, запрещающие или умаляющие права и основные свободы человека и гражданина».

Не могут, нельзя, но принимают!

Например, в статью 86 Трудового кодекса «Увольнение», законом №188/21.09.2017 введено дополнение, на основании которого работодатель вправе безоговорочно уволить человека/работника, при наличие у него статуса пенсионера по возрасту. Таким образом, в любое время сегодня могут быть безоговорочно уволены около 170 тысяч работающих пенсионеров, в том числе около 30 тысяч пенсионеров инвалидов.

В то время как в Конституции, в статье 43 «Право на труд и защиту труда» сказано, что каждый человек (без каких-либо уточнений и ограничений по возрасту или наличию статуса пенсионера) имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые и удовлетворительные условия труда, а также право на защиту от безработицы.

Конституция – гарантирует право на труд. А Трудовой кодекс – разрешает увольнять пенсионеров безоговорочно.

И какой тогда толк от ратифицированной Конвенции ООН по правам человека, обязательства в Конституции соблюдать ратифицированные международные договора и вся шумиха с принципом pacta sunt servanda/договоры должны соблюдаться.

Думитру БАРБАЛАТ

Новости по теме

Все материалы →

Комментарии (0) Добавить комментарии

  • x

    Автор пространного описания соотношения между международными договорами, одной из сторон которых является РМ (ратифицированы Парламентом) и национальным/молдавским законодательством вводит в заблуждение неискушенного читателя МВ в части не конституционности + противоречия международному праву увольнения работника при наличии у него статуса пенсионера по возрасту на основании п.y1) ч.(1) ст.86 ТК (введенного Законом №188/2017), исходя из следующих правовых аргументов:
    1.Возможность увольнения пенсионеров по возрасту не такая уж неожиданная правовая новелла, поскольку она существовала и до введения в 2017 году упомянутого п.y1) ч.(1) ст.86 ТК. Так, в соответствии с п.с) ч. (1) ст. 301 ТК (введенного еще Законом № 191/2012) индивидуальный трудовой договор (ИТД), заключенный с педагогическим работником, мог и может быть прекращен в связи с назначением пенсии по возрасту.
    2.Ввведенная законодателем в 2012 году норма о возможности увольнения (прекращения ИТД) пенсионеров по возрасту с педагогическими работниками была обжалована в свое время группой депутатов Парламента в Конституционный суд РМ, который своим Постановлением № 5/2013 «О контроле конституционности статьи 301 ч. (1) п.с) Трудового кодекса Республики Молдова № 154-XV от 28 марта 2003 года в редакции Закона № 91 от 26 апреля 2012 года внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты» (далее – Постановление КС № 5/2013) признал полностью конституционным положения п.с) ч. (1) ст. 301 ТК.
    3.Иначе говоря, Постановлением КС № 5/2013 было признано конституционным введенное законодателем в 2012 году основание для увольнения педагогических работников в связи с назначением им пенсии по возрасту. Основными аргументами в пользу принятия данного Постановления КС № 5/2013 изложены в п.46 - 90 его мотивировочной части (эти аргументы применимы в полной мере также в отношении увольнения работника при наличии у него статуса пенсионера по возрасту согласно п.y1) ч.(1) ст.86 ТК), к наиболее важным из которых можно отнести следующие:
     право на труд является многогранным социально-экономическим правом, гарантированным ст. 43 Конституции. В соответствии с ч. (1) данной статьи, каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые и удовлетворительные условия труда, а также право на защиту от безработицы. Данное право на уровне принципа закреплено и во Всеобщей декларации прав человека (ст.23 п.(1);
     независимо от того, как осуществляется право на труд, предусмотренные законом требования и условия, предоставляющие лицу право на труд, не могут быть игнорированы. Как правило, эти условия предопределяют способность лица трудоустроиться в определенной сфере деятельности и/или на определенный срок. Следовательно, право на труд необходимо осуществлять в условиях, установленных законом. Несоблюдение положений закона приводит к невозможности осуществления какого-либо вида деятельности или занятия определенной должности;
     свобода труда не может носить абсолютный и неограниченный характер. Трудовое законодательство предусматривает определенные условия для приема на работу, равно как и основания прекращения трудовых отношений;
     для осуществления любой профессии необходимы определенные профессиональные качества. Новые требования, существующие на рынке труда, заставляют уделять особое внимание человеческому фактору, в целях обеспечения ему возможности всецело и в высшей степени реализовать себя;
     установление некоторых критериев для осуществления определенных видов деятельности не может быть расценено a priori как нарушение конституционного права на труд или как дискриминация в сравнении с осуществлением других видов деятельности. Подобное ограничение может быть необходимым, когда предопределено спецификой профессии, которая ввиду повышенных требований к физическим или психическим качествам лица не может быть осуществлена лицами в возрасте, или когда оно является мерой по оптимизации использования рабочей силы на определенных участках деятельности;
     установление возрастного ограничения не исключает возможности лица трудиться в другой сопредельной со своей профессией сфере;
     положения, подвергаемые контролю конституционности, не нарушают право на труд, так как условия осуществления данного права установлены законом;
     в целях обеспечения права на труд лиц, вышедших на пенсию по возрасту, законодатель установил в ТК условия заключения срочного ИТД с этой категорией лиц;
     Международная организация труда во многих своих актах, касающихся занятости, подчеркнула, что различия или предпочтения, основанные на особых требованиях или условиях в связи с осуществлением определенных видов деятельности, не являются дискриминацией;
    Директива (2000)78 ЕС от 27 ноября 2000 года о создании общих стандартов, направленных на обеспечение равноправия в сфере труда и занятости, устанавливает, что запрет дискриминации по возрасту является существенным условием достижения целей, установленных в Руководстве о принципах занятости, а также содействия разнообразию рабочей силы. Тем не менее разница в обращении, связанная с возрастом, может быть оправдана при определенных условиях и поэтому требует особых норм, которые могут меняться в соответствии с ситуацией в государствах-членах. Соответственно необходимо проводить различия между оправданной разницей в обращении, в частности, в отношении легитимной политики занятости, рынка труда и задач профессионального обучения, и дискриминацией, которая должна быть запрещена;
     различия в обращении на основе возраста не рассматриваются как дискриминация, если в контексте национального права эти различия объективно и соразмерно оправданы законной целью, включая легитимную политику в отношении занятости, рынка труда и задач профессионального обучения, а также если средства достижения этой цели адекватны и необходимы;
     право на труд, выбор профессии, рода занятий или деятельности, а также места работы относятся к возможности каждого человека осуществлять желаемую профессию или род занятий в определенных условиях, установленных законодателем, а не к обязанности государства гарантировать всем лицам допуск к различным профессиям;
     п. 22 Рекомендации МОТ № 62 о работниках в возрасте, предусматривает возможность установления нормативными актами определенного возраста, при достижении которого трудовые отношения могут быть прекращены;
     правовые акты европейского сообщества оставляют на усмотрение государства право устанавливать возрастной ценз для осуществления определенных видов деятельности;
     допускаются различия в обращении на основе возраста, если возраст, в силу характера профессиональной деятельности или условий ее осуществления, является существенным и определяющим профессиональным требованием. Различия в обращении на основе возраста могут быть приемлемыми и оправданными, если существует правомерная цель, в частности политика занятости, рынок труда или профессиональная подготовка;
     право на труд и свободный выбор работы, закрепленное в ст. 43 ч. (1) Конституции, не является правом, которое не может быть подвергнуто ограничению;
     оспариваемые положения закона не носят императивный характер, так как прекращение ИТД обусловлено назначением пенсии по возрасту.
    3.Из содержания Примечания к ч. (1) ст. 86 ТК следует, что лица, уволенные на основании п.y1) ч.(1) ст.86 ТК могут трудоустроиться на определенный срок в соответствии с положениями п.f) ч.(1) ст. 55 ТК (позволяющие лицам, вышедшим на пенсию по возрасту и нетрудоустроенным оформлять ИТД на срок до двух лет, который может быть продлен сторонами, в установленном порядке).
    4.Необходимо отметить, что увольнение на основании п.y1) ч.(1) ст.86 ТК допускается только в отношении пенсионеров по возрасту, которым пенсия была назначена согласно ст.14 - 17 Закона № 156/1998 о государственной пенсионной системе, а не в отношении пенсионеров по ограничению возможностей (по инвалидности), пенсия которых была определена на основании ст.18 - 23 упомянутого Закона № 156/1998(как ошибочно/неверно утверждает автор данного материала).

  • x

    Ратифицированные договора и соглашения конституционно провозглашены со статусом выше молдавских законов.
    Исходя из представленного короткого анализа, ратифицированные документы преданы забвению.
    Среднестатистический гражданин Молдовы не знаком и не может знать положения договоров.
    Руководство - парламент, президент и правительство, однозначно тоже не знакомы со всеми около 900 документов.
    В таких условиях 100 процентная гарантия, что положения ратифицированных документов нарушены. И автор привел только один, но очень значимый пример.
    Анализировать исполнение принятых законов (в том числе ратификационных) обязан парламент, секретариат парламента и комиссии парламента.
    Из около 900 законов и постановлений никогда не анализировали их исполнение. Хотя за их выполнение в ответе правительство.
    В УК нет стать/статей об ответственности за не исполнение законов, за отказ от исполнения.
    Генпрокуратура не осуществляет надзор за исполнением законов. Это в их полномочия не входит.
    Кто тогда должен отвечать ха такое положение дел?????


Новости по теме

Все материалы →