История

«Дорогой мой человек», «он же Гоша, он же Гога»: герой не нашего времени

16.06.2017, 11:31
{«Дорогой мой человек», «он же Гоша, он же Гога»: герой не нашего времени} Молдавские Ведомости

15 июня в Москве умер Алексей Баталов. Смерть народного артиста СССР всегда трагедия, но уход из жизни Баталова — это закат легендарной киноэпохи, растянувшийся почти на полвека. Его роли на экране стали символом и образом для примера сразу для нескольких поколений людей.

Алексей Владимирович Баталов родился 28 ноября 1928 года во Владимире. С конца 60-х годов — актер и режиссер киностудии «Ленфильм». С 1975 года преподавал актерское мастерство во ВГИКе. С 2007 по 2013 год был президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника». Баталов снялся более чем в 60 фильмах: «Чисто английское убийство», «Звезда пленительного счастья», «Летят журавли», «Три толстяка», «9 дней одного года», «Дело Румянцева», а одна из самых его известных ролей — Гоша в оскароносном фильме «Москва слезам не верит». Почти с самого начала 2017 года Баталов не покидал больницу, так как перенес операцию на ноге после перелома шейки бедра. О том, что Баталова больше нет, «РБК» сообщил друг семьи Владимир Иванов. По его словам, он умер «сегодня под утро, во сне» (РБК).

Баталов сыграл в кино невероятно мало для актера его масштаба ролей, но «всегда делал то, что хотел», отмечает «Коммерсантъ». Ни у одного актера не было такого количества ролей-манифестов, ролей—символов эпохи, ролей, раздвигавших границы советской актерской школы. В «антикультовом» «Деле Румянцева» (1955), первом советском бытовом детективе, он был первым героем-жертвой. В первом советском фильме о войне как убийстве любви — «Летят журавли» (1957) — он был первым героем-интеллигентом, гибнущим, не успев совершить ровным счетом ничего героического. В «Девяти днях одного года» (1961) он был первым советским киноинтеллигентом, в котором узнавали себя и «физики», и «лирики», и фрондеры, и убежденные коммунисты. Венчал ряд этих ролей-манифестов причудливый слесарь Гоша («Москва слезам не верит», Владимир Меньшов, 1979), амбивалентный, как сама эпоха застоя, люмпен-интеллигент.

Ни одного отрицательного персонажа, ни одного характерного злодея – редкий случай для актера. И ни одной проходной, одинаковой роли, ни одного блеклого и невзрачного персонажа, продолжает «Независимая газета». А картина Михаила Калатозова «Летят журавли» до сих пор остается одним из самых выдающихся произведений советского, да и мирового кино – и все еще единственным фильмом на русском языке, получившим «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Военная лента, существующая вне времени и географии, говорящая со зрителем на универсальном киноязыке.

Смерть Баталова подытожила эпоху, когда о киногероях спорили в газетах, университетах, на работе и дома. Когда кино в России было больше, чем кино - оно не только считалось, но и было одним из важных жизненных ориентиров, пишет «Российская газета». Баталову посчастливилось выразить эту эпоху, а нам повезло с Баталовым: его вихрастый, упрямый и принципиальный герой сопровождал судьбу многих поколений и ее несомненно формировал.  Своим появлением произвел в нашем кино революцию, ему повезло воплотить то неуловимое, что называют национальной идеей.

Источник: Zagolovki.ru

Комментарии (0) Добавить комментарии