Два дня на изменение цен дала парламентская комиссия экспортерам орехов
В конце прошлой недели вице-спикер Александр Слусарь и председатель парламентской комиссии по экономике, бюджету и финансам Игорь Мунтяну представили на пресс-конференции результаты расследования, проведенного комиссией по факту монополии, созданной на рынке сбора и экспорта грецкого ореха в 2016 году.
До этого молдавский рынок экспорта очищенных грецких орехов развивался свободно. Росли площади плантаций, открывались новые предприятия, все увереннее осваивался внешний рынок: мы стали третьей страной после США и Чили по поставкам орехов в ЕС.
Но в 2016 году экспорт снизился по сравнению с 2014 и 2015 годами на 35 процентов, а закупочные цены упали наполовину. Многие оказались на грани банкротства и стали сворачивать свою деятельность. Причиной стала монополизация. «Я дала обещание людям, с которыми встречалась на рынках, что подниму этот вопрос на телевидении, я обсуждала его с бизнесменами, - сказала осенью 2018 года председатель партии PAS Майя Санду в эфире «ProTVChișinău». - Cемья премьера монополизировала экспорт орехов и диктует цены».
Вице-председатель «Нашей партии» Илиан Кашу поделился на своей странице в соцсетях впечатлениями от посещений сельхозрынков на севере: «На рынке села Думбравица Сынжерейского района продаются очищенные орехи. Один мужчина просил всего 60 лей за килограмм, но скупщик ему предложил только 40. Он махнул рукой и ушел... Это издевательство. Все знают о фирмах-монополистах по экспорту орехов – кому они принадлежат, какие огромные деньги зарабатывают за счет тяжелого труда простых людей. На рынке Кишкарен ситуация еще плачевнее: скупщики дают за килограмм чищеных орехов только 10 лей. Такое возможно только в мафиозном государстве».
Агентство Omega сообщило: власти установили монополию на экспорт, предоставив право вывоза орехов лишь двум фирмам. Никто другой не может получить лицензию, которую стала требовать таможня. В результате крестьяне вынуждены продавать ядро по 40-50 лей за килограмм (до 2,5 евро), в то время как на европейском рынке цена – 7-10 евро.
Еще тогда Павла Филипа обвиняли в причастности к монополизации экспорта орехов. По данным «Ziarul de Garda», его сын Юлиан в 2016 году женился на дочери Кармины Викол, администратора финансовой компании «Prime Capital». Семья Викол управляет миллионным бизнесом, а Думитру Викол, муж Кармины Викол, является учредителем компании «Monicol» SRL – одного из двух монополистов на рынке орехов в Молдове.
Филип отверг какую-либо причастность своей семьи к монополии экспорта орехов, но не опроверг информацию о монополизации этого рынка. На фоне парламентских выборов, создания правящей коалиции и нового правительства тема отошла на задний план. Но потом об орехах вспомнили. В начале июля на заседании правительства премьер Майя Санду призвала министра сельского хозяйства и продовольствия создать межправительственную комиссию для анализа ситуации. Собственное расследование провела и парламентская комиссия по экономике, бюджету и финансам.
Руководитель комиссии Игорь Мунтяну сообщил 10 октября на пресс-конференции о серьезных нарушениях: это согласованные действия госструктур, мошеннические схемы, подделки, контрабанда, уклонение от уплаты налогов и уничтожение конкуренции на рынке экспорта ореха в результате вмешательства правительства Филипа.
По словам депутата, в 2016 году группа экспортеров орехов путем картельного сговора стала диктовать цены. В результате они вдвое упали. Производители отказались от посадки новых садов и стали вырубать существующие. Участились проверки налоговой и таможенной служб, НЦБК, что привело к блокированию экспорта.
Как сообщил Мунтяну, для захвата части рынка правительство Филипа создало комиссию под предлогом борьбы с контрабандой орехов, уклонением от уплаты налогов и НДС, подделкой закупочных документов. «Хотя многие госорганы не подтвердили факта существования комиссии, СИБ проинформировала нас о том, что в 2016 году просила создать ее, - сказал депутат. – Власть отказала, а позже этим занималась уже прокуратура и таможня, без участия СИБ и МВД. Госорганы отрицают существование комиссии, однако подтвердили факт трехкратного увеличения проверок. Тонны орехов были изъяты, несколько человек задержаны. Шок вызвал серьезный дисбаланс на рынке. Многие компании обанкротились. Дела все еще находятся в судах. Сразу же появились посредники, которые предлагали решать проблемы за деньги».
Мунтяну сообщил: есть доказательства того, что некоторые лица и структуры неофициально требовали 10 тысяч долларов за грузовик ядра грецкого ореха наличными, или 0,5 цента за килограмм экспортируемого ядра. Эти неофициальные сборы и отсутствие предсказуемости сильно ударили по рынку ореха. Закупочная цена ядра упала со 120-140 лей за килограмм до 30-50 лей.
Депутаты заявили, что за схемой стоит компания «Monicol», которая принадлежит родственникам Филипа. Именно она за год утроила объемы экспорта. По словам Мунтяну, правительство больше не ограничивает экономическую активность, и экспортеры должны вернуться к закупочной цене 2016 года. «Я ожидаю быстрой реакции, чтобы нам не пришлось обращаться в совет по конкуренции, - сказал он. - В противном случае это будет квалифицироваться как картельный сговор».
Мунтяну также попросил контролирующие органы пресекать злоупотребления лиц, которые занимались неофициальным «налогообложением» от имени ДПМ: «У них есть 48 часов, чтобы вернуться в русло закона».
Филип отреагировал на обвинения на своей странице в Faceboоk, назвав их «пустыми, бездоказательными заявлениями».
Зато приветствовала принятые властью меры ассоциация экспортеров грецкого ореха. Она сообщила, что несколько компаний, среди которых нет «монополистов прошлых лет», уже начала закупку орехов по повышенным ценам. Мунтяну на своей странице в Facebook приветствовал такую реакцию и пообещал, что за рынком грецких орехов будет вестись строгий надзор: «Я наблюдал этот цирк, но не обращал на него внимания. Меня интересует решение проблемы, с которой столкнулись тысячи производителей орехов, которых мафия хотела поставить на колени. Циркачей я обещаю очень скоро вывести на чистую воду, где мы научим их вести себя правильно».
Директор фирмы «Monicol» Думитру Викол в соцсетях назвал безосновательными все обвинения и опроверг утверждения о монополии. По его словам, «Monicol» ведет только 14 процентов экспорта, в то время как другая компания,«MaestroNut», - 46 процентов. Викол заверил, что всегда был вне политики, а рост компании был естественным, без помощи родственника. Заниженные закупочные цены на орехи предприниматель объяснил так: «Значительное падение мировых цен, низкое качество ядра из-за весенних заморозков, увеличение налога на продажу с 3 до 5 процентов, укрепление лея и давление контролирующих органов».
Викол высказал озабоченность ультиматумом экономическим агентам в деле установления цены в условиях рыночной экономики. Публичные заявления Слусаря и Мунтяну он квалифицирует как «политическую атаку с целью вытеснения их с рынка и лоббирования настоящих монополистов».
Николай МЕНЮК
Новости по теме
- Вчера, 14:39
- Вчера, 12:19
- Вчера, 09:41
- Вчера, 09:08
- Вчера, 08:56
- Вчера, 08:38
- Вчера, 08:24
- 23.11, 14:40
- 23.11, 12:28
- 23.11, 11:26
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 14:39
- Вчера, 12:19
- Вчера, 09:41
- Вчера, 09:08
- Вчера, 08:56
- Вчера, 08:38
- Вчера, 08:24
- 23.11, 14:40
- 23.11, 12:28
- 23.11, 11:26
Двадцать фирм должны получить право на экспорт орехов - тогда только начнется между ними конкуренция.
Посвящается бывшим ореховым королям :
Когда ты в пропасть падаешь с обрыва,
Пока картина в общем неясна,
Ты не смотри на окружающих тоскливо -
Ведь ты еще не долетел до дна.
Из офиса компаний "Monicol" и "Prime Capital" доносилось тихое пение:
Говорят, мы бяки-буки,
Как выносит нас земля?
Дайте что ли карты в руки
Погадать на короля.
Завтра дальняя дорога
Выпадает Филипку.
У него деньжонок много,
А я денежки люблю.
Ой-лю-лю, Ой-лю-лю,
А я денежки люблю.
Всё, Филипа карта бита
Бит и весь его отряд.
Дело будет шито-крыто -
Карты правду говорят.
Орешник тихо шелестел пожухлою листвою,
А мимо тихо шёл Филип с поникшей головою.
Прощай навеки райский сад,
Меня обогатил ты,
Пора мне в дальние края
С позором удалиться.
Теперь мой дальний путь лежит, туда плещут волны и
солнце жаркое висит как страж на небосклоне