Единый консолидированный местный бюджет де факто и де юре никогда не существовал
Закон №181/2014 о
публичных финансах и бюджетно-финансовой ответственности определяет общие правовые основы в
области публичных финансов. Должен устанавливать бюджетно-налоговые принципы и
правила. Должен определять компоненты национального публичного бюджета. И
должен регламентировать общие процедуры бюджетного процесса.
Законом (ст.26) определено, что должны быть следующие бюджеты и их компоненты:
1) консолидированный центральный бюджет, который должен состоять из: государственного бюджета, бюджета государственного социального страхования и фондов обязательного медицинского страхования.
2) консолидированный местный бюджет, который должен состоять из местных бюджетов первого уровня (бюджеты сел/коммун, городов/муниципиев, за исключением муниципиев Кишинэу и Бэлць) и местных бюджетов второго уровня (бюджеты сел/коммун, городов/муниципиев, за исключением муниципиев Кишинэу и Бэлць).
3) национальный публичный бюджет,
который должен состоять из консолидированного центрального бюджета и
консолидированный местный бюджет.
Тот же закон (ст.2) гласит, что
положения закона применяются при подготовке, утверждении, исполнении,
отчетности и контроле бюджетов и фондов, в качестве компонентов национального
публичного бюджета, а также в обеспечении финансового мониторинга.
Еще раз перечитайте положения указанных выше статей основополагающего закона о публичных финансах. Особенно в части всех категорий бюджетов.
Теперь как раз время перейти к конкретному разбирательству.
Ежегодно разрабатывают, правительство
одобряет и парламент утверждают: госбюджет, бюджетгосударственного социального страхования и фонды обязательного
медицинского страхования.
И все местные власти - первого и второго уровня, в установленном порядке, самостоятельно, согласно закону №397/2003 о местных публичных финансов, разрабатывают, утверждают, исполняют и отчитываются по своим местным бюджетам, как составные части системы публичных финансов. Утвержденные бюджеты всех административно-территориальных единиц представляют соответствующему финансовому управлению. А финансовые управления представляют минфину консолидированный свод бюджетов для включения их в национальный публичный бюджет. Обратите внимание на формулировку - для включения их в национальный публичный бюджет.
Закон о публичных финансах (ст.12) еще провозглашает, что проекты нормативных актов в области публичных финансов подлежат публичному обсуждению. Что все категории бюджетов должны разрабатываться, утверждаться и подлежат администрированию прозрачно, при полной бюджетной информации, разработанной и представленной общественности в ясной и доступной форме. А все утвержденные категории бюджетов и все отчеты об их исполнении подлежат обнародованию.
Однако в дальнейшем все представленные финансовыми управлениями минфину местные бюджеты, как бы теряются. И хоть закон предусматривает существование единого консолидированного местного бюджета - де факто и де юре такой бюджет никогда не существовал. По крайней мере, его никогда не публикуют, и он совершенно не прозрачен, как того предписывает соответствующий закон.
Минфин ежемесячно публикует в виде сводной таблицы отчет об исполнении
несуществующего консолидированного местного бюджета. Хотя, как можно
представлять отчеты об исполнении несуществующего де-юре консолидированного
местного бюджета? Но минфин умудрялся все годы именно таким образом
действовать. И нашим финансистам сложно
доказывать, что, если законом определена соответствующая категория бюджета -
он, консолидированный местный бюджет, должен существовать де юре и де факто –
на бумаге. И быть прозрачным от начала до конца.
Дальше - больше.
Согласно закону (№261/2008, ст.28) о Счетной палате, Счетная палата обязана осуществлять аудит формирования и использования средств госбюджета, бюджета государственного социального страхования, фондов обязательного медицинского страхования и бюджетов административно-территориальных единиц.
Таким образом, закон о Счетной палате (от 2008г.) противоречит, не соответствует требованиям закона о публичных финансах (от 2014г.), тем, что палата не осуществляет аудит консолидированного местного бюджета, а только отдельных его частей. И, в лучшем случае, на протяжении очередного года проверяет бюджеты нескольких административных единиц. И никогда, с 2014 года, палата не проверяла формирование и отчет об исполнении консолидированного местного бюджета, который должен формироваться и быть в минфине.
Не осуществляется аудит исполнения и консолидированного центрального бюджета. А так же и национального публичного бюджета.
А для этого, достаточно было бы еще в 2014 году, после утверждении закона о публичных финансах и бюджетно-финансовой ответственности, внести корректировки/дополнения в закон о счетной палате. Привести в соответствии требования об аудите всех категорий определенных законом бюджетов. Хотя де юре эти требования для Счетной палаты и так обязательны. Однако игнорируют и делают вид, что их это не касается. И не представляют парламенту результаты аудита исполнения всей категорий бюджетов.
И тогда, получается, что:
- как документ консолидированный местный бюджет - не существует,
- как документ, так же, по той же причине, не существует и консолидированный центральный бюджет,
- как документ, так же, по той же причине, не существует, но и не может существовать, национальный публичный бюджет. Потому как без консолидированного местного бюджета, как составная часть национального публичного бюджета, последний не может существовать даже теоретически.
Круг замкнулся.
Потому как все - минфин, правительство, Счетная палата и парламент, а за одно с ними - Генпрокуратура и Антикоррупционный центр, вертятся вокруг только нескольких бюджетов и никто никогда не щупал - консолидированный местный бюджет, консолидированный центральный бюджет и главный бюджет – национальный публичный бюджет.
Вариантов для выхода из тупика два. Диаметрально противоположные варианты.
1) Отменить законно существующие (только на бумаге) консолидированные и национальный публичный бюджеты.
2) Или исполнять действующий закон о публичных финансах и бюджетно-финансовой ответственности.
Ведь в этом законе есть дежурная ст.81, предписывающая, что нарушение положений закона влечет (вроде влечет), в соответствии с действующим законодательством, ответственности - дисциплинарную, гражданско-правовую, правонарушительную или даже уголовную.
Но так как нигде, ни в Уголовном кодексе, ни в дисциплинарном кодексе пока нет, не предусмотрены, не успели дополнить их, то эти предписания - "в соответствии с действующим законодательством", являются голыми и грозными только на бумаге.
Думитру БАРБАЛАТНовости по теме
- Вчера, 18:08
- Вчера, 14:42
- Вчера, 13:06
- Вчера, 11:03
- Вчера, 10:46
- 23.11, 13:27
- 23.11, 11:12
- 23.11, 10:01
- 23.11, 08:16
- 22.11, 17:43
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 18:08
- Вчера, 14:42
- Вчера, 13:06
- Вчера, 11:03
- Вчера, 10:46
- 23.11, 13:27
- 23.11, 11:12
- 23.11, 10:01
- 23.11, 08:16
- 22.11, 17:43
Прекрасная статья. Все логично аргументировано. Только бери и применяй. Но почему чисто экономического, финансового содержания статью разместили в раздел "политика". Ведь нет никакого даже намека о политике. Здесь больше пахнет уголовщиной.
Небольшая справка.
Только в текущем году через:
консолидированный местный бюджет потратят 7,4 млрд. леев,
консолидированный центральный бюджет - 26,9 млрд. леев,
через национальный публичный бюджет - 29,2 млрд. леев.
И если нет никакой прозрачности - от разработки, исполнения и отчетности, как вы думаете, для чего?
Ответ прост - чтобы легче было красть собираемые в указанные бюджеты наши с вами и экономических субъектов налоги, акцизы и всевозможные выплаты.
Все давно налажено. Только все прикидываются лопухами, что не ведают, как из госказны воруют.
Спасибо, Дмитрий. Хорошая статья. Как всегда. Продолжай в том же духе.
Одна из основных проблем-причин всего - ежегодные изменения-дополнения в Налоговый кодекс, которыми дергают налогоплательщиков, экономических субъектов. И еще. По закону (о налоговом кодексе) все изменения и дополнения вступают в силу только через 6 месяцев. Если, допустим, изменения внесены при принятии бюджета, в декабре, то вступят в силу только июле. А к этому времени Минфин готовит новые свои пакости для налогоплательщиков. И так постоянно. А в итоги - намерения Минфина никогда не воплощаются на практике. Пугало огородное. И никто не догадается как-то изменить ситуацию. Сперва - на уровне законодательства. Потом - на практике. Мозгов для этого у министерских чиновников нет. И у министра/министров - тоже. Все это и основная причина, почему инвесторы/инвестиции не приезжают в Молдову. Есть инвесторы-мелочь. Которые для кого-то проводят на месте только разведку. Так было и до 90-х. Хвастались, что экспортировали что-то в Японию, на пример. На самом деле японцы покупали наши микросхемы, так как им они были нужны для старых своих изделий и не выгодно было воспроизводить их у себя. Так же и с насосами Молдавгидромаша. Покупали 2-3 насоса, затем только комплектующие для них же. Ломались. Итд итп.