Эксперты об «Ассоциированном трио»: манифест, а не структура
Устаревшая стратегия и недостаток финансирования – основные факторы, из-за которых «Восточное партнерство» стало малоэффективной моделью интеграции.
Инициативу ЕС «Восточное партнерство» лихорадит. Беларусь приостановила участие в программе. К дальнейшей евроинтеграции охладел Азербайджан. В Армении разные силы выступают за более тесное сотрудничество с Россией. Для мобилизации оставшихся участников было создано «Ассоциированное трио», в которое вошли Украина, Грузия и Молдова. Почему Евросоюз теряет позиции в ряде стран бывшего СССР?
С самого начала проект «Восточное партнерство» ориентировался на развитие отношений с шестью бывшими советскими республиками – Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной.
Постсоветские страны явно теряют интерес к «Восточному партнерству», поскольку смысл инициативы был воспринят неверно, считает старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Дмитрий Офицеров-Бельский.
«Партнерство никогда не было пропускным пунктом в ЕС, – говорит он. – Это лишь институционализированный формат сотрудничества с Европой. Между тем, отношения Беларуси с Западом сейчас напряженные. Минск приостановил свое членство в проекте, ответив на санкции Евросоюза. С Азербайджаном у европейцев тоже недопонимание, и дело даже не в Карабахе, а в вопросах понимания демократии вообще».
Еще в 2019 году азербайджанский лидер Ильхам Алиев заявил, что нет смысла в дальнейших шагах в евроинтеграции, более того, «они будут безрезультатными». «А соседняя Армения комфортно чувствует себя частью ЕАЭС, ей выгодно сотрудничество с Россией», – объясняет Офицеров-Бельский.
Проект, который Евросоюз планировал для шести стран, сократился до трех. Это показатель кризиса, говорит эксперт: «К тому же ЕС рассчитывал, что страны бывшего СССР будут придерживаться демократического курса. Однако той же Молдовой руководил коррумпированный Владимир Плахотнюк, и это удар по принципам проекта. Европе пришлось столкнуться с реальностью: постсоветское пространство – это не конструктор, из которого можно собрать все что угодно».
Еще одной причиной снижения интереса к «Восточному партнерству» стал финансовый аспект. По данным Еврокомиссии, бюджет программы соседства ЕС, рассчитанной на 16 стран-партнеров с 2014 по 2020 годы, составлял 15,4 миллиарда евро – то есть около 0,9 миллиона евро на страну. На особо амбициозные замыслы таких денег не хватит, а страны, особенно Грузия, Украина и Молдова, – рассчитывали на поддержку».
«Ассоциированное трио» заявляет, что его цель – это ускорение вступления Грузии, Украины и Молдовы в ЕС. Позиция вполне логична, считает политический эксперт, директор Международной мониторинговой организации CIS-EMСтанислав Бышок: «Однако стоит заметить, что страны объединяют нерешенные территориальные претензии: у Грузии это – Южная Осетия и Абхазия, у Украины – Крым и Донбасс, а у Молдовы – Приднестровье».
И «Восточное партнерство», и «Ассоциированное трио» можно считать проектами, направленными против России, полагает экономист Михаил Хазин: «Евроинтеграция – все это лишь слова, что хорошо видно по Прибалтике». Транзит грузов из России и Беларуси, будучи важнейшим сектором экономики для Литвы, Латвии и Эстонии, значительно снизился. Так как Москва и Минск решили не использовать порты недружественных стран. «Государства, считавшие, что их привлекают в так называемую "европейскую семью", в результате пострадали от действий ЕС. Потому что эти действия не были направлены во благо этих стран, а против России», – пояснил Хазин.
Организаторы «Восточного партнерства» настаивают на отсутствии каких-либо антироссийских настроений. Но достаточно вспомнить слова министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы после недавнего визита представителей «Ассоциированного трио» в Брюссель. Дипломат позитивно оценил «прекращение диалога высокого уровня между Евросоюзом и Россией» как часть санкционной политики.
При этом никаких реальных выгод членство в «Ассоциированом трио» Украине, Грузии и Молдове пока не принесло. Любое партнерство подразумевает оперативную взаимопомощь в кризисных ситуациях, в то время как правительства трех государств 31 мая вновь обратились к ЕС с просьбой предоставить вакцины от коронавируса.
Проект новый, механизмы старые
Многие формулировки в меморандуме о создании трио лишены конкретики – ни слова о реальных шагах, только пассажи вроде «путь демократического развития и строительства процветающих государств». По сути, это манифест, говорит Станислав Бышок, а такие документы не требуют четкого прописания деталей. Структура трио напоминает «Вышеградскую группу», объединявшую Польшу, Чехию, Словакию и Венгрию по вопросам интеграции в ЕС. Однако декларация «Вышеградской четверки» была подписана в 1991 году, а с того момента прошло 30 лет.
Евросоюзу явно недостает новых моделей взаимодействия с постсоветскими странами, считает Дмитрий Офицеров-Бельский. Даже недавнее разрешение Совета ЕС на подписание соглашения об общем авиапространстве с Украиной и Арменией не является серьезным интеграционным шагом. Общее пространство означает открытие рынка пассажирских, грузовых и почтовых авиаперевозок, и это лишь минимальный вид сотрудничества.
Источник: Sputnik.md
Новости по теме
- Сегодня, 17:08
- Сегодня, 16:56
- Сегодня, 11:34
- Сегодня, 10:11
- Вчера, 17:38
- Вчера, 15:58
- Вчера, 09:03
- Вчера, 06:11
- 21.01, 18:17
- 21.01, 18:05
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 17:08
- Сегодня, 16:56
- Сегодня, 11:34
- Сегодня, 10:11
- Вчера, 17:38
- Вчера, 15:58
- Вчера, 09:03
- Вчера, 06:11
- 21.01, 18:17
- 21.01, 18:05