Экономика

Елена Горелова: Молдове не удалось переориентировать экспортные потоки – они только сокращаются

22.04.2016, 06:00
{Елена Горелова: Молдове не удалось переориентировать экспортные потоки – они только сокращаются} Молдавские Ведомости

Последние данные о молдавском экспорте и импорте вызывают серьезную озабоченность у  экспертов, также как и рост суммарного внешнего долга страны, который составил 98 процентов ВВП. Какие процессы происходят в области экспорта и импорта, о чем они говорят и удастся ли Молдове выбраться из глубокой долговой ямы?  «Молдавские Ведомости»  попросили прокомментировать ситуацию Елену Горелову, доктора экономики,  заместителя директора центра стратегических исследований и реформ.

 

Молдова быстро теряет российский рынок

 

- Какова общая динамика экспорта Молдовы после подписания соглашений о зоне свободной торговли с ЕС и Турцией?

- Зона свободной торговли между Молдовой и странами ЕС начала действовать с 1 сентября 2014 года. По истечении полутора лет Молдова не получила ожидаемых экспортных выгод от свободной торговли с ЕС. Более того, с сентября 2014 года наблюдалось нарастающее сокращение молдавского экспорта в страны ЕС. За сентябрь-декабрь 2014 он уменьшился на 0,4 процента, за 2015 год – на  2,3 процента, за январь-февраль 2016 года – на 20,3 процента.

Не стоит забывать о том, как отразилось подписание соглашения о зоне свободной торговли с ЕС на торговых отношениях Молдовы с Россией. После неоднократных призывов провести двусторонние консультации до заключения Молдовой соглашения с ЕС российская сторона ввела ограничения на поставки ряда молдавских товаров на рынок РФ в виде запретов на ввоз и таможенных пошлин. В результате Молдова стала быстро терять российский рынок.

Экспорт в РФ за 2014-2015 год сократился на 62 процента, а в январе-феврале 2016 года – на 30 процентов. За период с 2014 года по февраль 2016 года прямые потери от сокращения экспорта в РФ составили 400 миллионов долларов. К сожалению, эти потери не были компенсированы ростом экспорта в страны ЕС и другие страны.

Соглашение о зоне свободной торговли с Турцией еще не вступило в силу, поскольку пока не осуществлены все необходимые процедуры. Однако тенденции в торговле с Турцией говорят о том, что надеяться на расширение экспорта в эту страну, попавшую, как и страны ЕС, под торговые санкции РФ, не стоит. Пока паритет торговли между Молдовой и Турцией складывался в пользу последней. В 2015 году турецкий импорт в 4,5 раза превышал молдавский экспорт в Турцию.  

 

Румыния не смогла заместить рынок стран СНГ

 

- Что нам говорят изменения и пропорции экспорта отечественных товаров и реэкспорта? Можно ли было прогнозировать рост реэкспорта после подписания уже названных соглашений, и о каких процессах в экономике говорят цифры реэкспорта?

- В последние годы реэкспорт составлял 1/3 и более от общих объемов молдавского экспорта – 33 процента в 2013 году, 35 процентов - в 2014 году, 34 процента - в 2015 году. То есть доля реэкспорта сравнительно устойчива.

Реэкспорт представляет собой вывоз из страны ранее ввезённых импортных товаров в другие страны. Ничего зазорного и противозаконного в реэкспорте нет, если соблюдаются все установленные правила реэкспорта. Другое дело – так называемый серый реэкспорт, когда под видом отечественного товара в какую-либо страну продается не отечественный товар, а ранее ввезенный из третьей страны.

С целью минимизации подобных рисков в условиях действия зоны свободной торговли между Молдовой и ЕС, а также действия ответных торговых санкций в отношении ЕС руководство РФ ввело ограничения на поставки товаров из Молдовы, включая запреты и таможенные пошлины. Однако полностью блокировать незаконный реэкспорт не удалось.  Периодически вскрываются серые реэкспортные цепочки, когда под видом белорусских товаров на российский рынок проникают запрещенные к ввозу или облагаемые пошлинами молдавские товары, или под видом не запрещенных к ввозу молдавских товаров на рынок РФ проникают запрещенные к ввозу европейские товары. Серые реэкспортные схемы осложняют и без того напряженные торгово-экономические отношения между Молдовой и Россией, что может привести к длительному сохранению российских ограничений на молдавский экспорт.

 

- Данные первых двух месяцев по экспорту-импорту говорят, что Румыния стала основным рынком сбыта молдавских товаров. В соседнюю страну поставляется больше, чем в страны СНГ в целом. Можно ли это назвать достижением в области переориентирования экспортных операций с Востока на Запад и достижением для молдавской экономики в целом?

- Если ваш экспорт сокращается в целом, но в одну страну он снижается медленнее, чем в какие-то другие страны, то нельзя считать данный процесс «переориентацией» экспорта. Это и имело место в январе-феврале 2016 года – экспорт в Румынию снизился на 6,5 процента, а в страны СНГ – на 22,6, в том числе в Российскую Федерацию – на 29,5 процента. То есть рынок Румынии не стал замещать рынок стран СНГ, прежде всего, рынок РФ. Просто экспортные потери в торговле с Румынией меньше, чем в торговле с традиционными восточными партнерами.

Такую ситуацию никак нельзя считать нашим внешнеторговым достижением. Пока Молдове не удалось переориентировать экспортные потоки – они только сокращаются.

 

Экономическая ситуация не позволяет делать оптимистические прогнозы

 

- Вместе с сокращением экспорта значительно упал и импорт в Молдову. Поскольку цифры падения двузначные, значительные, тоже хотелось бы понять, к чему все это ведет?

- Экономика сильно ориентирована на экспорт, на поставки товаров на внешние рынки. Поэтому от доступа на эти рынки зависят объемы внутреннего производства и, соответственно, доходы компаний, работников, бюджета и неработающего населения. Естественно, что ограничение или падение внешнего спроса и экспорта приводит к ограничению или падению внутреннего производства и импорта товаров производственного и потребительского назначения.

С 2014 года сокращается и экспорт, и импорт. При этом темпы сокращения экспорта и импорта сопоставимы. Если в 2014 году они измерялись однозначной цифрой (около 3 процентов), то в 2015 году и в январе-феврале 2016 году – уже двузначной цифрой (около 20 процентов). Это свидетельствует об усилении кризиса внешнеторговой деятельности, который сопровождается развитием кризисных процессов в молдавской экономике в целом.

В 2015 году ВВП сократился на 0,5 процента. Первые статистические данные текущего года говорят о продолжении экономического кризиса – за январь-февраль объем промышленного производства снизился на 2,3 процента, объем перевезенных грузов – на 19,7 процента. Реальная величина средней заработной платы в январе уменьшилась на 3,4 процента, что отрицательно влияет на потребительский спрос. Так что пока ситуация во внешнеторговой и внутренней производственной деятельности не вселяют оптимизма и не позволяют делать позитивных прогнозов относительно экономического развития Молдовы, по крайней мере, на ближайшее полугодие.

 

«Кража века» резко усилила долговую нагрузку

 

- Внешний долг РМ в 2015 году составил 98 процентов ВВП. Это резкое увеличение долговой нагрузки на экономику по сравнению с предыдущим периодом, видимо, связано с «кражей века». Сможет ли Молдова выкарабкаться из долговой ямы, есть ли у нее ресурсы и возможно ли это при текущей экономической политике? 

- По данным НБМ на конец 2015 года, суммарный внешний долг Молдовы (правительства, НБМ, коммерческих банков и компаний) сократился на 3,5 процента, или на 231,9 миллиона долларов по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. При этом внешний долг правительства несколько увеличился – на 2,5 процента (+ 33,3 миллиона долларов), долг НБМ снизился на 13,2 процента (- 51,4 миллиона долларов), долг остальных секторов уменьшился на 4,4 процента (- 213,8 миллиона долларов). То есть каких-либо резких изменений в долларовом выражении суммарного внешнего долга и его составляющих не произошло.

В то же время из-за значительной девальвации национальной валюты существенно возросла «леевая» величина внешнего долга, вследствие чего ухудшился показатель соотношения внешнего долга и ВВП. Если в конце 2014 года суммарный внешний долг составлял 82 процента ВВП, в том числе правительственный - 16,5 процента ВВП, то в конце 2015 года – 98 процентов ВВП и 20,9 процента ВВП соответственно.

Девальвация лея, обусловленная в основном «кражей века», создает проблемы с обслуживанием внешнего долга правительства, так как требуется увеличивать расходы на валютно-обменные операции и отвлекать на обслуживание внешнего долга намного больше бюджетных средств, чем в предыдущие периоды. Снизить бремя внешнего долга, прежде всего государственного, в ближайшей перспективе вряд ли удастся, поскольку не остановлена девальвация лея и не ожидается сколько-нибудь значимого роста экономики.

Сергей ТКАЧ

Комментарии (0) Добавить комментарии