Расследование

Епархиальный дом не мешал, а украшал

23.05.2014, 06:00
{Епархиальный дом не мешал, а украшал} Молдавские Ведомости

Города - они ведь как люди. Есть скучные, тусклые, нелюбимые, как понедельник. Другие нарядны, затейливы и фееричны, потому что их любят архитекторы и отцы-создатели, не жалеющие средств на «прихорашивание» сооружений. В Кишиневе когда-то было много прекрасных зданий. Одно из них -  возведённое в самом  центре поразительно красивое строение, напоминавшее изящную старинную бонбоньерку, которое называлось Епархиальным домом. Это был многоцелевой доходный дом бессарабской епархии.

 

Там пел Шаляпин и пахло пирожными  

 

Он был возведён по инициативе и немалом участии архиепископа Кишинёвского и Хотинского, святителя Серафима (в миру - Леонида Михайловича Чичагова), человека с интереснейшей и трагической судьбой. Епархия уже давно нуждалась в помещениях для множества своих отделов, и владыка Серафим был твёрдо настроен разрешить этот вопрос. Его труды не прошли даром, и возникшее в результате здание в народе получило ещё одно название - Серафимовского дома.

 

Поводом для столь масштабного в 1911 году строительства стали намечавшиеся три праздника - столетие присоединения Бессарабии к России, 300-летие Дома Романовых и открытие памятника Александру I. Планировался приезд царской семьи! К слову, годом позже Николай II высочайшим указом «за благоустроение епархии, проповедническую деятельность и религиозное просвещение православного населения Бессарабии, а также за труды по устройству в Кишиневе Епархиального Дома» благословил возвести пастыря Серафима в сан архиепископа. Усилиями владыки также был отреставрирован Кафедральный собор.

 

Да и «эстетический момент» диктовал: перед резиденцией митрополии, расположенной в самом сердце города, простирался заурядный пустырь, разве что без пасущихся на нём коров. Тропки, веером разбегавшиеся в разные стороны, вели к остаткам армянского монастыря, домишкам священников. Словом, магала-магалой. Владыка Серафим решил все это снести и возвести приличный Епархиальный дом.  

 

Разработка проекта была поручена архитектору Георгию Купче. Строительство огромного здания шло поистине рекордными темпами - 26 августа 1910 года был заложен фундамент, а 18 декабря 1911 года готовый дом уже был освящён. Работа кипела с утра до вечера, четыре месяца ударными темпами. Тогда повсеместно так строили: лишь каменщики до второго этажа стены подняли и нацелились на следующий, как на первом уже снуют штукатуры и плотники, маляры и отделочники, настилаются полы, кладутся печи.

 

Тот шедевр зодчества, радовавший взор внешним великолепием, к тому же представлял собой уникальный объект по широкому спектру назначений. Как и планировалось изначально, в нём расположились различные отделы епархии: церковный музей и школа псаломщиков (по три комнатушки), библиотека, попечительство. Кроме того, целая череда лавок, и среди них книжная, а если точнее, - магазин русской книги, где позже можно было купить газету «Правда» и любую из десяти газет на русском, издававшихся тогда в Кишиневе. Был там даже концертный зал. 

 

Да-да, громадное здание вместило в себя самый настоящий концертный зал. Он был двухпролётным, то есть занимал часть второго и третьего этажа. Помпезная, респектабельная концертная площадка по праву считалась лучшей в Кишинёве. На ней блистали знаменитые Фёдор Шаляпин, Александр Вертинский, Джордже Энеску.  Концертная жизнь бурлила. В 1917 году там проходил солдатский конгресс, затем конгресс учителей Бессарабии..

 

Серафимовский доходный дом приносил епархии ощутимую прибыль - весь первый этаж дома был отдан под магазины. Предпринимательство и торговля в те времена развивались хорошо, и когда одни лавки закрывались, другие на их месте открывались. Место-то было бойкое, да и здание привлекало своей благолепием. Оживление царило в колбасной и соседствующей с ней табачной лавках. Открытыми для клиентов были двери отделения банка, фотоателье и магазина музыкальных инструментов.

 

Но, пожалуй, одним из самых популярных коммерческих заведений Епархиального Дома была кондитерская «Замфиреску» (по фамилии владельцев-фабрикантов). В тёплое время года на улице возле нее выставлялись столики, сидя за которыми дамы и господа, а так же их чада, лакомились вкусными, ароматными сластями, выпечкой и мороженым.

 

Щусев велел сохранить, партбоссы ослушались

 

В 1940 году, после передачи Бессарабии СССР здание перешло в ведение Красной Армии и официально так и стало называться - Дом Красной Армии (но в народе осталось прежнее название). Увы, он сильно пострадал в первые месяцы Великой отечественной войны. Авиабомбами и артобстрелами разрушило крышу, части фасада и внутренние перекрытия. После войны вообще весь город был в руинах.

 

Щусев, главный архитектор СССР, уроженец этих мест, очень любил город своего детства. Он учился в здешней 2-й гимназии. После войны приехал сюда разыскивать родных, которых военными ветрами разметало кого куда. И тогда-то дал указание: все знаменитые кишиневские здания, лежащие в развалинах, сохранить, чтобы потом можно было восстановить. К сожалению, проконтролировать свое распоряжение он не смог, так как в 1946-м умер от сердечного удара.

 

Руинированный Серафимовский дом простоял в запустении всю войну и дождался освобождения города в 1944 году. Повреждения не были катастрофическими. Дом при желании мог быть восстановлен. Ведь отстроили же заново здание нынешней генпримэрии, хотя оно пострадало куда серьёзней.

 

Но у советской власти были другие планы на центр молдавской столицы. Им нужна была вместительная, просторная  площадь для демонстраций, митингов, парадов. Сохранение зданий комплекса так называемой митрополии в эти планы не входило. Кроме того, намечалось на этом месте возведение Дома правительства (Щусев как раз планировал построить с этой целью очень красивое здание, в итоге соорудили бездарную коробку, напоминающую зернохранилище).

 

Итак, уже в 1947 году Епархиальный дом был снесён вместе с соседними консисторией, семинарией и семинарской церковью. Бульвар был расширен на 10 м в сторону проезжей части и еще на столько же для посадки деревьев и возведения памятнику Ленину. Вот так - первый секретарь отдал указание, и архитектура центра кардинально изменилась. Появилась площадь Победы - нынешняя площадь Великого национального собрания. Известно фото парада советских войск в 1940 году, который принимал маршал Жуков. На нем вдали виднеется Епархиальный дом. Это здание нисколько тогда движению массы людей и техники не помешало.

 

Выиграл ли внешний облик центра Кишинёва от сноса архитектурного раритета? Понятие о красоте и функциональности у людей разное. Многие представить себе не могут столицу без главной площади в ее нынешнем виде. Но знающие люди и эстеты считают, что Епархиальный дом замечательно вписался бы в новые пространственные решения.

 

Серафимовский Дом - один из многочисленных примеров пренебрежительного отношения к историческому прошлому города и одна из самых крупных его потерь. Полюбоваться им теперь возможно только на старых снимках, что мы нашим читателям и предлагаем.

 

Юрий ШВЕЦ, Наталья СТЕНИЧЕВА

 

Редакция благодарит Аурела Маринчука за помощь в подготовке материала.

Комментарии (0) Добавить комментарии