Эрдоган проигрывает Молдову
Президент Майя Санду пришла во власть с обещанием продвигать проевропейскую повестку, отстаивать проевропейские ценности и исполнение соглашения об ассоциации РМ-ЕС. И это, пожалуй, единственное обещание, которое она неукоснительно исполняет, хотя и лишь на том уровне, на котором ей это позволяют ее весьма ограниченные полномочия. Однако интересы Молдовы как нейтрального по Конституции государства лежат не только в этой плоскости.
В действиях Майи Санду явно прослеживаются намерения ослабить напор восточных соседей. Прежде всего, она хочет остудить пыл турецкого льва Эрдогана, который старается стать активным игроком в Молдове, оказывать влияние на ситуацию в республике наравне с Европой и Западом. Полагаясь на протекцию и защиту европейцев, за их широкой спиной, Санду, по всей видимости, не пугает возможное обострение отношений с президентом Турции. Зреет конфликт между Эрдоганом и Санду.
Раньше, во времена правления криминального олигарха Плахотнюка, ещё с 2014 года, когда Реджеп Тайип Эрдоган был ещё премьер-министром страны, его настойчиво приглашали посетить Молдавию. Кишинев тогда возлагал большие надежды на сотрудничество с Анкарой.
В 2016 году Плахотнюк услужливо предоставил Турции значительные преференции во внешнеторговом сотрудничестве по договору о свободной торговле. В обмен на то, что импортные таможенные пошлины на турецкие товары были аннулированы, молдавским производителям дали всего лишь право поставлять на турецкий рынок винные дистилляты и крепкие алкогольные напитки. На все остальные группы молдавских товаров турки установили жёсткие квоты – «бизнес, ничего личного». Эрдоган по-восточному элегантно «провёл» молдаван. Возник позорный тройной разрыв в объёме молдавского экспорта в Турцию и импортом турецких товаров в РМ. При этом турецкие инвестиции в Молдову к началу 2017 года по данным МВФ составляли всего лишь 30 миллионов долларов, а инвестиции Молдовы в экономику богатого соседа - 10 миллионов долларов.
На этом неприглядном фоне в 2018 году состоялся визит Реджепа Эрдогана в РМ. Центральным событием было открытие отремонтированного здания президентуры и шести социальных объектов в Гагаузии, построенных на деньги Турции. Ответный подарок Кишинева был политическим, но очень примечательным. Из страны выдворили семерых педагогов одного из молдавско-турецких лицеев сети «Оризонт». Это обернулось для Молдовы весомыми имиджевыми потерями, рядом с которыми затраты на ремонт президентуры ничтожны. Негатив к РМ в отношениях с внешними партнёрами придётся расхлёбывать ещё долго.
Депортированных из Молдовы учителей Эрдоган объявил сторонниками Фетхуллаха Гюлена – живущего в США престарелого лидера оппозиции. Конфликт между ним и Эрдоганом приобрёл демонические черты. Президент Турции объявил, что Гюлен внедрил в различные институты страны тысячи своих людей и организовал попытку военного переворота, чуть не лишив Эрдогана и власти, и жизни. В своей одержимости турецкий президент превзошёл все допустимые пределы. Мол, Гюлен, имеющий официальный статус проповедника, якобы создал целую сеть своих лицеев, делая ставку на систему образования, идеологию.
В РМ действуют пять лицеев сети «Оризонт» (первый был открыт в 1999 году). Президент Молдовы Майя Санду – сторонница Гюлена, разделяет его взгляды. Когда она возглавляла министерство образования (июль 2012 – июль 2015 гг.), при её активном участии в 2014 году были открыты ещё два лицея сети «Оризонт». Когда по запросу Эрдогана выдворили турецких учителей, Санду резко осудила действия молдавских чиновников, нарушивших права граждан Турции на политическое убежище в РМ. Но тогда на мнение министра Санду Плахотнюку было наплевать.
Отношения Кишинева с Анкарой в тот момент выстраивались по преступным понятиям Плахотнюка, контролировавшего все государственные институты. Поэтому тогда Эрдоган с лёгкостью договорился с «паханом всех молдаван», они «хлопнули друг друга по рукам», и запрос на политические репрессии был исполнен. Кишинев прогнулся. Санду гневно заявила, что Эрдогана в его стремлении уничтожить политических врагов не останавливают даже интересы и суверенитет других государств и что он не гнушается преследовать их на чужой территории.
Обворовавший молдавский народ Плахотнюк оказал услугу Эрдогану – а тот, в свою очередь, предоставил бывшему олигарху убежище в Турции и гражданство этой страны, когда сам уже спасался бегством от молдавских органов правопорядка. Более того, Эрдоган намерен и дальше защищать Плахотнюка. Так, Анкара в соответствии с волей своего «султана» отказала молдавскому правосудию в предоставлении сведений о местонахождении преступника Плахотнюка. То есть в очередной раз намеренно обманула Молдову, оплачивая казнокраду мелкую местечковую сделку, выдав турецких учителей на растерзание президенту Турции.
Майя Санду открыто поддерживает позиции западных и европейских лидеров, в том числе в отношении к Эрдогану. Так, именно она за последние 24 года первой из молдавских президентов провела встречу с главой Франции, пригласившим её в Париж. В Елисейском дворце Макрон назвал коллегу «человеком, годами боровшимся за правовое государство без коррупции», сообщил, что выбор молдавских избирателей в пользу Санду «внушает невероятную надежду», обещал, что Франция и ЕС будут «сопровождать ее в этом начинании». В свою очередь, Санду рассыпаясь в пылких комплиментах, поблагодарила французское государство: «Я чувствовала поддержку Франции через проекты развития, осуществляемые в населенных пунктах РМ, посредством которых жизнь моих сограждан значительно улучшилась; мы чувствуем эту поддержку благодаря помощи нашим школам и учителям… У Республики Молдова есть два ориентира – Европа и Франкофония... Мы хотим увеличить объем торговли с Францией, мы хотим еще больше французских инвестиций в нашу страну». «С президентом Макроном мы говорили о будущем Молдовы, - сообщила Санду после встречи. - Дружественные отношения между РМ и Францией принесут реальную пользу гражданам и приблизят нас к европейской семье».
И это при том, что Эрдоган, к примеру, на дух не переносит Эммануэля Макрона. Конфликт обострился после убийства в октябре 2020 года учителя Самюэля Пати, показавшего классу карикатуры на пророка Мухаммеда в рамках дискуссии о свободе слова. Макрон назвал обезглавленного педагога «лицом республики» и призвал бороться в защиту светского государства с радикальным исламом. Эрдоган предложил проверить, здоров ли Макрон психически, а также сказ, что он - «бремя для Франции», которая должна «как можно скорее избавится от проблемы в виде Макрона».
В результате Париж отозвал своего посла в Турции для консультаций с президентом, а Анкара призвала своих граждане не покупать французские товары. Все это усугубило разлад между двумя странами, которые и до того расходились по целому ряду геополитических проблем, таких, как гражданские войны в Сирии и Ливии, а также конфликт между Арменией и Азербайджаном по поводу Нагорного Карабаха. Макрон призвал исключить Турцию из НАТО из-за ее решения закупить российские зенитные ракетные комплексы С-400, а Эрдоган угрожал Макрону в связи с запретом во Франции турецкой ультраправой группировки «Серые волки»… Что и довело публичные оскорбления до крайности.
Этой игре активно подыгрывали американцы. Но в пользу Анкары срабатывали серьезный политический кризис в США и неспособность ЕС к принятию самостоятельных, чувствительных и болезненных для Турции санкционных решений. Париж противостояние проиграл.
Многое говорит о том, что вкус турецкого «рахат-лукума» придётся не по душе Майе Санду – мы о повторе «финта со стулом» в исполнении Реджепа Эрдогана. Но молдаване народ сообразительный – на встречу с «турецким пашой» Санду может явиться со своим стулом.
Олег ВОЛКОВ
Новости по теме
- Сегодня, 17:08
- Сегодня, 16:56
- Сегодня, 11:34
- Сегодня, 10:11
- Вчера, 17:38
- Вчера, 15:58
- Вчера, 09:03
- Вчера, 06:11
- 21.01, 18:17
- 21.01, 18:05
Комментарии (8) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 17:08
- Сегодня, 16:56
- Сегодня, 11:34
- Сегодня, 10:11
- Вчера, 17:38
- Вчера, 15:58
- Вчера, 09:03
- Вчера, 06:11
- 21.01, 18:17
- 21.01, 18:05
Турция на пространстве бывшего СССР продвигает идеологию хаба, центра притяжения для своих и чужих, для тюрков и не тюрков. И каждый думает, что он для нее самый братской народ и самый ближний свет. Это попытка создать свою подсистему международных отношений, в которой играют по турецким правилам, попытка вырастить свои группы влияния. А Молдова, как всегда, смотрит раскрыв рот, глотая любую приманку. Если Санду удалила башкана из высшего совета безопасности как агента Эрдогана – это интересно. Если Плаха агент влияния Эрдогана – это тоже интересно. Но нового Кантемира у нас в Молдове не будет, это однозначно. Не борцы мы.
Поставки в украинскую армию беспилотников "Байрактар" - это карабахский опыт в Донбассе. И тут уже он доигрется.
Модель Северной Кореи не напоминает? С обеих сторон.
На самом деле у Эрдогана много врагов в Турции. Все, кто думает и имеет образование, понимают, что нет демократии, нет хорошего будущего. Турция - не арабская страна, ее будущее в другом измерении. А молдаванам пора иметь уже какую-то стратегию внешней политики, а не кланяться в пояс каждому, кто подарит упаковку масок, мешок прокладок, кусок водопроводной трубы. Честно. Стыдно за родину.
Модель Северной Кореи не напоминает? С обеих сторон.
Что тут удивительного. Мир вернулся на два века назад. В Турции до сих пор женщина бесправна и при разводе муж автоматом получает права на детей. И наш СИБ поступил в таком же духе, поому что он бесправен: просто прогнулся под них. Но я вам скажу, что лучше турецкие помидоры без пошлины, с перспективой хоть какого-то контроля, чем молдавские, набитые пестицидами и удобрениями.
Меня давно удивляет то, что страной с населением в 80 миллионов человек, которая претендует на членство в ЕС, единолично управляет один человек. Остановить его в его свободном полете невозможно. Человек за смертную казнь. Ну ладно, это их внутреннее дело. Но такие преференции за такие мизерные инвестиции – это не по силам для Молдовы. Сейчас не Средние века, чтобы прогибаться под султана.
Эрдоган сменил в свое время форму правления путем мошенничества, проведя конституционный референдум, и наплевал на всех. Он фактически узурпатор. Он разделил страну своей демагогией. И такое же разделение навязывает Молдове, которой и без него хватает бед. Видимо, не избавились мы еще от турецкого ига.