Эрнест Варданян: 200 тысяч приднестровцев могут изменить политический расклад, правящей коалиции это ни к чему
Переговоры по Приднестровью активизировались, подписаны важные документы. Понимает ли политическая элита Кишинева как двигаться дальше в вопросах реинтеграции? В этом «Молдавские ведомости» разбирались с политологом Эрнестом Варданяном.
- Президент непризнанного Приднестровья заявил, что в скором времени будет президентом всех молдаван. Что это означает? Почему авторы «Видений» от молдавского правительства предлагают строить свой проект на основе румынского языка?
- Мне неизвестно, когда и при каких обстоятельствах такое сказал Красносельский, но будем считать, что это была неудачная шутка. Что касается «Видений» молдавской власти, это однобокий документ, он представляет исключительно позицию молдавской стороны и не содержит даже намека на учет интересов населения Приднестровья.
Безусловно, Кишинев обязан руководствоваться в первую очередь своими национальными интересами, но, во-первых, они до сих пор нигде и никем не проговорены, а во-вторых, одно из неписаных правил дипломатии – внимание к позиции собеседника и даже оппонента, чего в данном случае я не вижу. Поэтому непонятно, на что рассчитывают авторы «Видений», в том числе в части введения румынского языка на левом берегу – для тамошних жителей всё с названием «румынский» словно красная тряпка для быка. Поэтому переговоры по этому документу закончатся не начавшись.
- Чем характеризуется новый этап переговоров по урегулированию приднестровского вопроса?
- Строго говоря, это не новый этап, а попытка поддержания активного темпа берлинского раунда переговоров, который пришелся на 2016 год. Этап был попыткой реанимировать вялотекущий политический диалог сторон, шедший с переменным успехом с конца 2011 года и названный, кстати, «баварским процессом» из-за местечка в Баварии, где регулярно проходили встречи премьер-министров Молдовы и лидеров Приднестровья в формате 1+1. Это не было подменой формата 5+2 – как раз наоборот, посредники и наблюдатели непременно выражали удовлетворение фактами встреч и надеялись на активизацию диалога.
Характеристикой нынешнего этапа является внезапная и внешне ничем не обоснованная активизация. По иронии судьбы, 25 ноября, в 14-ю годовщину срыва подписания Меморандума Козака, Кишинев и Тирасполь подписали протокольные соглашения по четырем важным вопросам. Это урегулирование проблемы школ, расположенных на левом берегу и подчиняющихся министерству образования Молдовы. Это проблема землепользования на участках, расположенных к востоку от трассы Тирасполь – Каменка. Наконец, это признание дипломов Приднестровского университета и восстановление нормальной телефонной связи, нарушенной, к слову, тоже в 2003 году. А неделей ранее, 18 ноября, был наконец-то открыт мост через Днестр у села Гура-Быкулуй. Выходит, проблемы можно решать, если появляется политическая воля! Это к вопросу о договороспособности сторон и их (не)доверии друг к другу.
- Реальна ли реинтеграция? Почему Приднестровью предлагают статус ниже Гагаузии?
- Время играет против тех, кто хочет реинтеграции. Во-первых, Приднестровье привыкло жить отдельно от Молдовы, но что еще хуже – Молдова привыкла думать, что Приднестровье – это какой-то чужой край, даже при наличии тысяч людей, которые ежедневно пересекают Днестр в обе стороны.
Во-вторых, есть всё больше подозрений в том, что сама Молдова не совсем понимает, как нужно привлечь Приднестровье и зачем оно вообще понадобилось Кишиневу. Мысль «зачем нам эти пророссийские избиратели, которые изменят политический ландшафт?» давно укоренилась в общественном политическом сознании, причем не только среди политиков и экспертов.
200 тысяч приднестровских избирателей действительно могут изменить политический расклад, и правящей правой коалиции это точно ни к чему. Поэтому вопрос о том, почему Приднестровью предлагается статус ниже Гагаузии, является производным от вышеописанной проблемы. А может, авторы плана специально предлагают заведомо провальный документ, чтобы с чистой совестью сказать «Мы хотели, а они отказались»?
- Есть ли в Молдове и в Приднестровье экономические агенты, которые зарабатывают на разделении? Какова позиция компании «Шериф»?
- Ни для кого не секрет, что через неконтролируемый регион идет контрабанда самого разнообразного ассортимента. Однако не все любят упоминать о том, что контрабанда не может быть односторонней, то есть не может осуществляться исключительно приднестровской стороной: Молдова и Украина тоже в этом участвуют.
Мне, например, известно, что компании, принадлежащие известным молдавским политикам, процветают на контрабанде товаров через Приднестровье. Я думаю, излишне спрашивать, думают ли они в этот момент о реинтеграции.
Холдинг «Шериф» тоже приспособился к этой необычной ситуации и, как мы видим, бурно развивается несмотря на непризнанность Приднестровья. Поэтому я убежден, что реинтеграция наступит тогда, когда государственное мышление возобладает над личными и корпоративными интересами. Будет ли такое вообще, вопрос дискуссионный.
Подготовила Марина ТИМОТИН
Новости по теме
- Сегодня, 15:43
- Сегодня, 14:00
- Сегодня, 13:56
- Сегодня, 13:51
- Сегодня, 13:47
- Сегодня, 13:41
- Сегодня, 13:27
- Сегодня, 12:30
- Сегодня, 11:44
- Сегодня, 11:02
Комментарии (8) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 15:43
- Сегодня, 14:00
- Сегодня, 13:56
- Сегодня, 13:51
- Сегодня, 13:47
- Сегодня, 13:41
- Сегодня, 13:27
- Сегодня, 12:30
- Сегодня, 11:44
- Сегодня, 11:02
Да свершится уголовное преследование за убийства с особой жестокостью по мотивам ненависти! //
100%
В славянском Приднестровье где по последней переписи населения 74 % украинцы, белорусы, болгары и русские не нужна Молдавания и даром с ее Додоном и Плахотнюком. И чем быстрее то осознают молдаване, тем быстее они станут заветными "европейцами" и румынами.
Но это им не выгодно, потому как из РФ попросят на выход всю их многочисленную диаспору и гастарбайтеров которые на свои переводы составляющие 1/3 ВВП поддерживают свое правительство и свою экономику.
По последрим данным УВДМиграции МВД РФ в РФ с целью работы находится 478 654 гражданина РМ.
Куда пристроить столько в большинстве своем сельских животноводов и виноделов, которые после Москвы не поедут в свои саманные кибитки по всяким Пуханешть ши Брынзень Маре не понятно даже Филиппу который сам из Кизячен как и "яркие" представители молдавской элиты из родовых Нью-Питушек и Санта-Садово !!
Именно по этому молдаване и их правители это понимая, не будут отпускать Приднестровье в свободное плавание стараясь его переиграть на ее же поле (в России) с помощью лживого Додона, цепляться за Россию, обманывая ее под страхом высылки полмиллиона голодных рабов, ну а мнимые 200 тысяч, ни как не противодействуют 260 тысячам граждан РФ прживающим в ПМР и 70 тысячам граждан Украины не горящих желанием воссоединиться с румынской проституткой которая умудряется подставлять себя и России !!
ПОЛНОСТЬЮ С ВАМИ СОГЛАСНА!
Вот терпеть не могу когда человек под псевдонимом , потому что большой трус катит бочку на людей проживающей с этой стороны . Вы случайно не с Украины ,там все зомбированные на агрессию .И вы как видно тоже .Вам что не хотелось бы объединится и стать признаны Приднестровьем .
А сдесь на сайте можно подумать все под своими ФИО и автобиографиями впридачу !!
Да и знаем мы таких елен колтуновых с типа русскими фамилиями- Виалетта Иванова, Владимир Воронин, Артур Решетников, Виктор Осипов, Тудор Чайковский, и прочие бодаревы с тяжелым колоницким акЧентом !!
Как сказал Президент ПМР Вадим Красносельский -"Когда некоторые политики говорят о том, что Молдова должна быть едина, я не возражаю, пусть она будет едина, но только без Приднестровья.
Народ Приднестровья выбрал свой путь, и мы с этого пути не свернем".
Приднестровье, 76% жителей которого составляют русские, белорусы, болгары и украинцы, добивалось выхода из состава Молдавии еще до распада СССР, опасаясь, что на волне национализма Молдавия присоединится к Румынии.
В 1992 году, после неудавшейся попытки властей Молдавии силой решить проблему, Приднестровье стало фактически неподконтрольной Кишиневу территорией.
В отличие от пидардона Президент ПМР Красносельский уверен в России.
МОСКВА, 7 декабря – РИА Новости.
Президент Приднестровья (непризнанная Приднестровская Молдавская Республика) Вадим Красносельский убежден, что рано или поздно Россия признает республику.
"Я уверен, что рано или поздно так и будет", — сказал он в интервью газете "Известия".
По его мнению, у ПМР "есть все основания быть признанной". "Самое главное — Молдавия от нас юридически отказалась. 23 июня 1990 года было принято решение, в котором документы об образовании МССР были признаны ничтожными. Тогда Молдавия не только вышла из состава СССР, но из состава Молдавской ССР, оставив нас в свободном плавании", — отметил Красносельский.
В отличие от пидардона Президент ПМР Красносельский уверен в России.
МОСКВА, 7 декабря – РИА Новости.
Президент Приднестровья (непризнанная Приднестровская Молдавская Республика) Вадим Красносельский убежден, что рано или поздно Россия признает республику.
"Я уверен, что рано или поздно так и будет", — сказал он в интервью газете "Известия".
По его мнению, у ПМР "есть все основания быть признанной". "Самое главное — Молдавия от нас юридически отказалась. 23 июня 1990 года было принято решение, в котором документы об образовании МССР были признаны ничтожными. Тогда Молдавия не только вышла из состава СССР, но из состава Молдавской ССР, оставив нас в свободном плавании", — отметил Красносельский.
"Это теперь сильно раздражает молдавскую сторону и ее президента Додона.
Это была их очень серьезная стратегическая ошибка — но в те годы и сейчас они были на волне эйфории суверенитета и так называемого исторического народа Молдовы", — добавил он.