Город

Если жизнь после ЖЭКов, или о том, как банкроты вымогают деньги за несуществующие услуги

30.06.2017, 13:16
{Если жизнь после ЖЭКов, или о том, как банкроты вымогают деньги за несуществующие услуги} Молдавские Ведомости

Хорошо устроились столичные коммунальщики, которые ежедневно получают от людей пачки жалоб, но пальцем о палец не ударят, чтобы разобраться и навести порядок. Не говоря уже о том, что теперь они перестали выделять деньги на ремонт крыш, подъездов подвалов и т.д.. денег просто нет - практически так они стали отвечать на просьбы горожан справиться с какими-либо проблемами. Пока столичные власти заверяют, что все это не страшно: так, небольшое недопонимание. Но у населения возникает резонный вопрос: почему мы должны платить банкротам за услуги, которые, по сути, перестали предоставлять?

О том, как оправдывается главное управление жилищно-коммунального хозяйства

Мы уже писали, о том, как в Кишиневе стали банкротить предприятия, управляющие жилфондом. Глава управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Гонтя рассказал IPN, что из 23 муниципальных предприятий по управлению жилым фондом в 20 назначены судом управляющие. При этом более половины задолженностей МП ЖКХ поставщикам, которые оцениваются примерно в 630 миллионов лей, -  это разница объемов горячей воды между индивидуальными счетчиками и счетчиками, установленными при входе в многоквартирные жилые дома. Что касается другой стороны задолженности бывших ЖЭКов - она накопилась за счет долгов населения.

Начальник управления сослался на правовой вакуум в отношении разницы объема воды. Неясно, кто и в каком объеме должен взять на себя потери в многоквартирных жилых домах. В 2008 году муниципальный совет попытался прояснить ситуацию и утвердил положение, предусматривающее методологию распределения объема холодной и горячей воды. Но «Termocom» (компания, поглощенная «Termoelectrica») обжаловал данное положение в суде, и в результате было решено – АО не является поставщиком горячей воды и, соответственно, не берет на себя потери из-за разницы в объеме.

Начальник управления ЖКХ говорит, что юридически «Termoelectrica» не может распределять горячую воду, так как не имеет контрактов с администратором, а администратор - с жителями. Но поставщик  руководствуется другим законом, который гласит, что количество тепла, поступающего в здание, должно быть распределено полностью. Но тогда в законе должно быть указана единица измерения. И если для отопления и для холодной воды единица измерения предусмотрена, для горячей воды ее нет.

В этих обстоятельствах поставщик самолично установил единицу измерения, которую и применяет, но это распределение является несправедливым и незаконным. Петру Гонтя считает: было бы уместно, чтобы поставщик внес в НАРЭ предложение о способе контрактации горячей воды, который был бы утвержден.

Что касается долгов населения, Гонтя не видит смысла обращаться в суд для того, чтобы переложить эти долги на плечи МСК: «В законе четко сказано, что каждый жилец платит за то, что получает от различных экономических агентов на основании договоров. Но есть проблема: подав в суд на жильцов, они подали одновременно в суд и на муниципалитет, рассчитывая на то, что последний оплатит эти долги. Но это нереально, так как МП ЖКХ на самофинансировании».

Решение о перераспределении разницы между показаниями общедомового и квартирного счетчиков горячей воды эксперты уже давно называют нарушением прав потребителей. Цена горячей воды складывается из двух элементов:  цена самой воды и стоимость ее подогрева. И люди платят двум поставщикам, отсюда весь сыр-бор. Каждый считает потери своими. Этот вопрос держал в напряжении «Apa-Canal» и «Termocom». Однако решения до сих пор нет. Хотя эксперты подчеркивают, что эту разницу уже и так оплачивает гражданин, поскольку она учитывается как технологические потери, которые заложены в тарифе.

На что идут деньги, выплачиваемые по статье «deservirea blocului»?

Получается, что МП ЖКХ исполняет с горем пополам лишь одну их трех своих главных функций, прописанных в решении муниципального совета Кишинева №13/5 от 27.12.07 (http://www.infocom.md/evenimente.php?id=11). Оно исправно получает деньги по статье «deservirea blocului» в размере 1 лей за кв. м. жилья. Эта услуга включает в себя техническое обслуживание жилого дома, ремонт технического оборудования внутри здания и работы по управлению. По сути, наши МП занимаются только последним пунктом.

Население уже давно жалуется, что все, что делают власти, - нанимают дворников за копейки мести наши дворы, а иногда стригут траву. И при этом все равно говорят о нехватке средств. Для примера Петру Гонтя озвучил такие данные: для уборки жилищного фонда, прилегающей территории к многоквартирным домам, земельных участков и мест общего пользования в Кишиневе в 2017 году необходимо 253 245 лей - однако сейчас можно потратить только 38 210  лея – это 15 процентов. Все остальные работы жильцы многоквартирных домов делают за свой счет.

В документе расписано: на обслуживание жилого дома (1 кв. м/месяц) уходит 62 бана. Сюда входит санитарное содержание домов и прилегающей территории (24 бана), текущий ремонт конструктивных элементов (23 бана), расходы по управлению (15 банов). На техническое обслуживание и ремонт технического оснащения жилого дома (1 кв. м/месяц) выделяются 38 банов, включая обеспечение центральным отоплением (13 банов), горячей водой (9 банов), питьевой водой и канализацией (16 банов). Сейчас выходит, что все эти деньги автоматически перетекают в статью «расходы на управление».

Вопрос:если эти предприятия находятся в стадии несостоятельности и не выполняют большинство своих обязанностей по ремонту и техническому обслуживанию жилья - законно ли они вымогают с жильцов деньги, присылая квитанции с графами «обслуживание дома»?

При этом в документе, о котором мы начали говорить, четко сказано, что МП ЖКХ ответственны за доставку воды в подвалах, на технических этажах, а также общих стояках в квартирах и жилых помещениях общежитий: технический контроль внутридомовой системы подачи воды - один раз в 6 месяцев; ликвидацию неисправностей в системе подачи воды и ликвидацию протечек; демонтаж, проверку, очистку и замену поврежденных вентилей; замену участков водопроводной сети, запорной и регулирующей арматуры; замену муфт и крепежных деталей; учет и обслуживание индивидуальных водомеров в квартирах и т.д..

Получаться, что эта разница – головная боль управляющих предприятий. Логично, не может человек ежедневно спускаться в подвал, куда открыт доступ кому угодно (сантехникам, специалистам различных предприятий, чьи коммуникации пролегают в подвалах и которые могут там что-то и повредить) и проверять наличие протечек. Также нереально вести учет происходящего в соседних приватизированных квартирах. Так и в полицию можно загреметь. И опять получается, что честный потребитель оказывается в проигрыше.   

И как контролировать?

Деньги в системе ЖКХ обращаются огромные. Да, какая-то часть достается власти в виде НДС, еще часть идет на зарплату сотрудников со всеми начислениями. При этом рядовой персонал ЖЭКов получает копейки, а вот «комсостав» - бухгалтер и начальник - имеют нехилую зарплату. Резонный вопрос: чья работа важнее и нужнее - работяг, знающих каждый подвал, или «белых воротничков», перебирающих бумаги в кабинетах и загоняющих нас в долги?

Создается впечатление, что крики на тему «огромных задолженностей» - обычная ширма, которой начальники ЖЭКов прикрывают свою бесхозяйственность, чтобы на любую жалобу жильцов показательно грустно отвечать: «Ремонт? Не получится. У нас денег нет, одни долги!». Сколько раз жители столицы просили показать документацию, где отражено, сколько и каких ремонтов было проведено за текущий год. Показывают? Нет! Более того, коммунальщики делают вид, будто мы им в личный карман заглядываем. Хотя мы считаем всего лишь свои деньги, которые платим.

Ольга ЗЛАТАЯ

Комментарии (0) Добавить комментарии