Экономика

Есть 150 государственных регистров – но нет единой платформы, хотя за ее создание уже заплатили

10.04.2017, 16:07
{Есть 150 государственных регистров – но нет единой платформы, хотя за ее создание уже заплатили } Молдавские Ведомости

Плоды действия закона о регистрах видны невооруженным взглядом. Сегодня уже более 150 наименований различных регистров только государственного масштаба. Есть еще регистры районного и сельского значения. Более 60 регистров заведены на основании соответствующих законов, более 80 – по постановлениям правительства. В среднем по 9 регистров на министерство. Рекордсмены – минюст, где сосредоточено 11 видов регистров, минсельхоз с 10 регистрами и минтранс с 8.

Первый закон о регистрах был принят в 1997 году. Но наиболее плодовитыми были годы после принятия уже в 2007 году второго закона о регистрах. Парадоксальная ситуация: никто не может сказать, сколько и какие из 150 регистров на настоящий момент существуют. Нет регистра регистров.

Ведение регистров стоит немалых бюджетных денег и дорого обходится субъектам. Оплата услуг регистрации в регистрах и получение так называемых санкционированных данных из регистров должны окупать бюджетные расходы держателей, и не только. В целом если над одним трудятся по два-три клерка, на 150 регистров - это уже порядка 300-450 чиновников-бюджетников, т.е. не менее 15-20 процентов от общего числа всех госслужащих министерств.

Общие расходы только по зарплате за год - это уже более 27-40 миллионов лей бюджетных средств. Да плюс не контролируемая никем оплата за услуги регистраторов. Этих расходов не найти в госбюджете, а министерства дружно не публикуют своих годовых бюджетов и отчетов об их выполнении. Хотя они тратят бюджетные деньги, а отчеты об использовании бюджетных средств по закону должны быть публичными, прозрачными.

Субъекты, подпадающие под действия регистров, обязаны представлять соответствующую информацию для включения в регистр и часто становятся жертвами правил ведения этих регистров.

Так, например, для включения данных о себе в морской регистр (не удивляйтесь, есть и такой) необходимо заплатить 300-1900 долларов в зависимости от характеристик корабля. А для обязательного, почему-то ежегодного, подтверждения своей регистрации – еще по 300-1100 долларов. Дорого, но таковы требования правил ведения регистра, утвержденные правительством. Иначе как самым настоящим прямым мздоимством с предпринимателей не назовешь.

Из всех структур - держателей регистров только минюст дает на портале информацию о своих регистрах и количестве субъектов, зарегистрированных в них. На портале Лицензионной палаты можно найти регистр лицензий, правда, отдельно по видам деятельности. Общих сведений о регистре нет. Для того, чтобы узнать общее количество действующих лицензий, самостоятельно следует пройти по всем разделам, выяснить количество лицензий и суммировать.

Еще в 2007году правительство постановило (постановление №1266/21.11.2007) создать и внедрить информационную автоматизированную подсистему «Единый регистр лицензирования». Было решено, что Лицензионная палата будет заказчиком его создания и внедрения, а генеральным подрядчиком – министерство информационного развития. Такой регистр оговорен законом о лицензировании еще с 2001 года. И в него должны были включить все действующие лицензии всех шести лицензионных органов и постоянно вести учет. По прошествии восьми лет такого регистра еще не существует.

В 2002 году постановлением правительства № 333 от 18.03.2002 была утверждена Концепция автоматизированной информационной системы «Государственный регистр населения». Было принято решение, что это будет единственный источник персональных данных для всех информационных систем органов публичного управления, которые используют информацию о физических лицах. На министерство информационных технологий и связи были возложены обязанности организации составления и использования регистра населения, а также присвоения каждому физическому лицу государственного идентификационного номера.

Что творится на самом деле?

31 марта 2017 года  НБС огласило результаты всенародной переписи. В 2014 году нас было 2.998.235. Для подсчетов потребовались три года и 90 миллионов лей. А ГП «Registru» утверждает, что на 01.03.2017 года нас было 3.964.068. Разница в учете огромная – 965,8 тысячи. Если данные НБС разошлись с «единственно верными» данными ГП «Registru» -  значит, статистика не права.

По последним данным НБС (за 2015 год) 1362 строительных предприятия выполнили объем работ на 8,2 миллиарда лей - 6,7 процента от ВВП. На портале инспекции в строительстве имеется перечень фирм, получивших авторизации на строительство и проектирование, только за 2013 год. Согласно информации регистра Лицензионной палаты, обладателями лицензий на строительство являются 3794 субъектов, на проектирование - 902. Очень сложно верить в то, что 3534, или 72 процента фирм-держателей лицензий в строительстве, оплатив лицензии, около 18 миллионов лей, не проектируют и не строят.

Однако все возможно. Потому как градостроительные сертификаты и разрешения на строительство/снос и проектирование, согласно закону (№163/2010) о разрешении выполнения строительных работ, подписываются примаром или председателем района, а также секретарем местного совета и главным архитектором. И в перечне представляемых документов лицензия на строительство/проектирование не значится. При этом плата символическая – не более 50 лей за градостроительный сертификат на проектирование и не более 100 лей – на строительство или снос. При приеме готового строения тоже не возникает интереса к наличию лицензии. Не нужна информация об этом и для регистрации недвижимости в кадастре.

А ведь только за последние два года сдано в эксплуатацию более одного миллиона квадратных метров жилья, около 17 тысяч квартир, о качестве которых почти ничего не известно. Они строились, регистрировались и сдавались в эксплуатацию полузаконно. И если прокуроры Антикоррупционного центра проанализировали бы указанную информацию, - наверняка нашли бы неучтенных годовых объемов строительных работ как минимум еще не менее чем на 8-15 миллиардов лей - к тем 8,2 миллиардам официальных данных НБС.

И налоговая служба также нашла бы значительное количество предпринимателей, которые уклонились от уплаты налогов. И при налоговой нагрузке около 30 процентов к ВВП это было бы около 2,5-4,5 миллиарда лей неучтенных теневых денег и неуплаченных налогов.

Подобным образом можно было бы анализировать, не выходя из дому, сидя за компьютером, множество ситуаций. Для этого было бы достаточно навести порядок с ведением регистров. Еще нужно желание генпрокуратуры, антикоррупционного центра и ряда госструктур воспользоваться готовыми исходными для анализа данными. И тогда было бы не жалко 40 миллионов лей, потраченных ежегодно на ведение регистров.

Если к вопросу введения и ведения всевозможных регистров подойти строго с законодательной точки зрения, то обязанность быть зарегистрированным в регистре - не что иное, как обязательное лицензирование определенных видов деятельности. Ведь без соответствующей регистрации в регистре с представлением множества данных и уплатой взноса невозможно начать свою деятельность. А все это, и сам закон о регистрах, есть грубое нарушение закона (№845/1992) о предпринимательстве и предприятиях.

В ст.10 «Регулирование предпринимательской деятельности» закона предписано, что предприятие вправе заниматься любыми видами деятельности за исключением тех, которые запрещены законом. Предприятие имеет право заниматься отдельными видами деятельности, определяемыми законодательством, только при получении лицензии на данный вид деятельности. Перечень указанных видов деятельности и порядок выдачи лицензий устанавливаются законодательством, законом №451/2001.

В заключение привожу еще и такую значимую информацию.

Еще в 2011 году парламент ратифицировал финансовое соглашение между Республикой Молдова и Международной ассоциацией развития для реализации Проекта «е-Преобразование управления» на сумму 12,7 миллиона специальных прав заимствования. На основании ратифицированного соглашения только через три года правительство учредило (постановлением №717/2014) правительственную платформу регистров и разрешительных документов в качестве составляющей части общей правительственной технологической платформы (MCloud). Ясно, что финансов на создание единой платформы регистров получили достаточно, в том числе дополнительно из госбюджета. На бумаге - и не только - их наверняка распределили. А единого регистра регистров нет.

Напомним, что центр электронного управления (E-Government) был определен как владелец будущей платформы всех регистров. А госканцелярия должна была осуществлять мониторинг и контроль за исполнением указанного постановления. Что из этого получилось – мы видим.

И последнее. Приведу названия некоторых, наиболее экзотических регистров, о содержании которых, как и о всех других, мало что известно.

Регистр кандидатов на конкретную прокурорскую должность в определенной прокуратуре (закон №122 от 03.07.2014).

Регистр государственных должностей и государственных служащих (постановление правительства №106 от 11.02.2014).

Государственный регистр учета гужевых транспортных средств со специальными номерами (постановление правительства №1074 от 30.12.2013).

Реестр учета звонков на национальную антикоррупционную линию и реестр учета звонков на специализированную антикоррупционную линию (закон №252 от 25.10.2013).

Государственный регистр случаев насилия в семье (постановление правительства №544 от 09.09.2009 ).

Регистр учета объектов по содержанию кур-несушек (постановление правительства № 942 от 06.08.2008).

Регистр материалов экстремистского характера (постановление правительства №979/29.08.2007).

Регистр максимальных розничных цен на сигареты с фильтром (постановление правительства №1516 от 29.12.2007).

Регистр экспорта и импорта коллекций животных и растений из дикой флоры и фауны (постановление правительства № 1107 от 11.09.2003).

Регистр благотворительных организаций (постановление правительства № 248 от 03.05.1996).

Думитру БАРБАЛАТ

Комментарии (0) Добавить комментарии