Экономика

Есть ли у нас внутренний финансовый контроль?

15.10.2017, 13:13
{Есть ли у нас внутренний финансовый контроль? } Молдавские Ведомости

В июле 2010 года правительство приняло постановление (№597/2010), решив ориентироваться на современную систему управления публичными финансами, основанную на концепции государственного внутреннего финансового контроля, продвигаемую ЕС. Утвердили программу развития государственного внутреннего финансового контроля до 2013 года, а минфинан назначили главным ответственным за координацию внедрения программы. Решено было, что менеджеры в будущем будут ответственны за все аспекты внутреннего контроля.

Согласно определению, предложенному ЕС, государственный внутренний финансовый контроль должен был состоять из трех отдельных элементов по формуле: государственный внутренний финансовый контроль = финансовый менеджмент и контроль + внутренний аудит + центральное управление аудита.
В сентябре 2010 года был принят закон о государственном внутреннем финансовом контроле, установили правовую основу государственного внутреннего финансового контроля. Минфин законодательно стал ответственным за разработку и мониторинг этой политики. Все госструктуры были обязаны ввести в свои структуры подразделения внутреннего финансового аудита. Минфину предстояло вести мониторинг деятельности подразделений внутреннего аудита и оценивать качество. При минфине был создан совет по государственному внутреннему финансовому контролю.

Однако правительство только в 2013 году отменило прежнюю программу внутреннего финансового контроля и приняло новую (постановление №1041/2013) программу на 2014-2017 годы.

Было заявлено, что новой задачей контроля будет продвижение более высокой степени управленческой ответственности в использовании публичных фондов путем развития системы финансового менеджмента и контроля с применением техник менеджмента рисков; развития функции внутреннего аудита, который информирует менеджеров публичных субъектов об эффективности системы финансового менеджмента и контроля и способствует его улучшению и развития функции централизованной гармонизации внутреннего финансового контроля.

А о концепции государственного внутреннего финансового контроля, продвигаемой ЕС, забыли.
Прошло четыре года, и минфин надумал продвинуть новую, третью программу внутреннего финансового контроля уже на 2018-2020 годы.

Теперь правительство будет консолидировать управление публичными финансами на основе хорошего управления (дословно - principiilе bunei guvernări). Эти принципы, по мнению минфина, будут состоять из транспарентности и ответственности, экономичности (economicitate), эффективности (eficiență) и еще раз эффективности (eficacitate).

Все это тавтология: повторяется одни и те же, утверждается, что «масло масляное». И опять дается ссылка на ту же статью того же закона о государственном внутреннем финансовом контроле. И опять минфин будет считаться главным ответственным за внедрение уже третьей программы и ежегодно представлять консолидированный отчет о внутреннем финансовом контроле.

Теперь под принципами хорошего управления понимают  ключ к успеху генеральной (во как!) реформы публичной администрации. Так как предполагается наконец прояснить роли госструктур между четырьмя столпами демократического общества (piloni ai societății democratice) – правительством, рынком, системы юстиции и парламентом.

Предполагается, что:

- правительству предстоит создать структуру финансового контроля (после семи лет и двух программ!), которая будет обеспечивать представление судами отчетов об исполнении бюджетов,

- рынок обеспечит защиту доходов в бюджет, согласно предназначению (как?),

- юстиция будет действовать независимо,

- парламент будет нуждаться в функциональной системе внешнего аудита, чтобы определять, отчиталось ли правительство и исполнило ли бюджет в соответствии с решениями парламента в условиях хорошего внутреннего законного контроля.

И это не смотря на то, что для указанных "стопов" есть вполне законные определения.

Парламент – это высший представительный и законодательный орган народа РМ и единственной законодательной властью государства (ст.60 Конституции).

Правительство обязано обеспечивать проведение внутренней и внешней политики государства и осуществлять общее руководство публичным управлением (ст.96 Конституции).

Рынок, рыночная экономика - это экономическая система, это экономика, в которой только решения самих покупателей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения.

Сектор юстиции, судебная система – это совокупность органов власти и их взаимоотношения, способствующих отправлению правосудия. Конституционный суд, институт парламентского адвоката, минюст, пенитенциарная система, система исполнения судебных решений, система пробации, смежные с судебной системой юридические профессии и органы уголовного преследования. А также парламент, правительство, Высший совет магистратуры, в силу того, что их деятельность связана с принятием и исполнением нормативных актов, касающихся сектора юстиции (определение согласно закону №231/2011).

Таким образом, предложенный проект и попытка минфина, а затем и правительства, явно носят характер узурпации власти, когда всем высшим структурам страны пытаются придать новые определения, исходя из узкой спецификации работы внутренних финансовых аудиторов. Во главе которых стоит минфин.

Почему минфин не может разобраться в вопросах внутреннего финансового контроля столько лет?

В общегосударственной структуре финансового контроля действуют: аудиторы высшей категории независимой Счетной палаты (160 единиц персонала), финансовая инспекция при минфине (135 единиц персонала), внутренние аудиторы во всех госструктурах (сколько их всего сложно посчитать) и частные аудиторы (120 частных лицензированных фирм).

По закону, все службы внутренних аудиторов должны сотрудничать с внешними аудиторами в целях обеспечения адекватного информирования о проводимой деятельности. В этом контексте подразделения внутреннего аудита направляют (должны направлять) свои годовые планы и отчеты в минфин и в Счетную палату. Но нет никакой информации о их деятельности.
В финансовом плане картина такова: расходы на год только по зарплате финансовых аудиторов и инспекторов составляют: около 12 миллионов лей для финансовой инспекции, около 18 миллионов лей для внутренних аудиторов и 32 миллионов лей для Счетной палаты. Итого – 62 миллионов лей. Деньги немалые.
Казалось бы, при такой развитой иерархии всевозможных категорий аудиторов: частных, внутренних и высшей категории в Счетной палате - должен был бы иметь место порядок в использования публичных финансов. Однако во всех без исключения актах аудита СП отмечены грубые нарушения.

Почему нет порядка в системе и в органах финансового аудита?

Потому что минфин более 20 лет никак не определится, кто и чем должен заниматься.

И нужна ли такая иерархия контролеров?

Почему прежний план, нынешний и предложенный проект не выполнили?

Потому как:

1) И ранее и сейчас утверждались/предлагаются планы мер. А план, согласно правилам разработки и единым требованиям к документам политик (постановление правительства №33/2007), является программным документом, в котором предусматриваются конкретные задачи, в котором не предусмотрены и необходимые ресурсы для его осуществления.

А без финансовой поддержки все это было и будет всего лишь благими намерениями.

2) Минфин своим приказом (№100/2012) утвердил положение о сертификации внутренних аудиторов публичного сектора. Определена подробно процедура организации экзаменом. И только в очень общих чертах определены и требования по теоретическому тесту.

По определению внутренний аудитор обязан помогать публичному субъекту (начальнику/менеджеру) в достижении его задач, оценивая посредством систематического и методического подхода систему финансового менеджмента и контроля и предоставляя рекомендации по повышению ее результативности. И это - только благие намерения, потому как более подробных объяснений, как декларированное осуществить/достичь - нет.

А без определенных требований все аудиторы, даже сертифицированные/аттестованные не владеют и не будут владеть необходимыми знаниями.

А ведь ранее существовали только единые ведомственные КРУ (контрольно-ревизионные управления), и был порядок.

Сегодня же фразеры из минфина, занимаясь тавтологией, запутались даже в терминах и определениях.

Думитру БАРБАЛАТ

 

Комментарии (0) Добавить комментарии