Экономика

Есть ложь, есть наглая ложь, а есть ещё и заверения нацбанка

20.02.2015, 06:00
{Есть ложь, есть наглая ложь, а есть ещё и заверения нацбанка} Молдавские Ведомости

То, что творится на валютном рынке с леем, вызывает растущую панику как у бизнеса, так и у населения. Впервые за многие годы с ноября в обменных кассах продаётся намного меньше валюты, чем её поступает по официальным денежным переводам из-за рубежа. В целом за 2014 год на потребительский рынок от населения было конвертировано валюты в леи на 31 процент меньше, чем в 2013-м. А это эквивалентно потере 840 миллионов долларов. Плюс к этому - гиперафёра по выводу за рубеж через три банка одного миллиарда евро.

 

Тут бы власти бросить все дела и в авральном порядке начать гасить пожар. Но недавний кандидат в премьеры при обсуждении своей программы в парламенте заявил: «До сих пор не было детальных дискуссий насчет этой проблемы». Да и Дорин Дрэгуцану 5 февраля продекларировал, что в текущем году уровень инфляции составит 5,8 процента, и оснований для его пересмотра пока нет. Хотя в определенные моменты, как он уточнил, рост цен может и перевалить за 6,5 процента, но эти колебания будут кратковременными.

С одной стороны, такая профанация реалий просто обескураживает. С другой - вводить в заблуждение граждан своей страны ему не впервой. Едва вступив в должность, уже в ноябре 2009 года, Дрэгуцану безапелляционно заверил, что в 2010 году инфляция составит 5 процентов. Однако в декабре на потребительский рынок было вброшено почти 1,5 миллиардов лей. В результате количество наличных денег в обращении сразу выросло на 20 процентов, и, конечно, лей незамедлительно упал.

Разумеется, это вызвало резкий скачок цен. После чего новоиспечённый глава НБМ, как ни в чём не бывало, уже в январе заявил о повышении ожидаемого уровня инфляции до 10,8 процента. А ведь статьей 4(1) закона №548 от 21.07.1995 о НБМ определено: «Основной задачей Национального банка являются обеспечение и поддержание стабильности цен».

Но о какой стабильности цен можно разглагольствовать сегодня, если только за январь и февраль доллар подорожал почти в полтора раза? Это наглядно демонстрирует график 1.

 

Диаграмма 1

Курс лея к доллару США в 2013-2015 годах

 

И кому, как не спецам из нацбанка, знать, что каждые два процента падения лея через два-три месяца приводят к росту индекса потребительских цен, то есть к инфляции в один процент?

То, что цены и тарифы уже устремились вверх, – очевидный факт. Но наибольшие потрясения для населения и бизнеса ещё впереди. И обязательно тут же появляются мародёры, которые на несчастии своих же сограждан стремятся нажиться по максимуму.

Наверняка многих на этой неделе крайне поразило известие о том, что компании торгующие нефтепродуктами, как обычно, «не сговариваясь и по чисто случайному совпадению» синхронно и существенно повысили свои прейскуранты на бензин и дизельное топливо. Насколько это соответствует реалиям?

По данным сайтов Bloomberg и НААНС-МЕДИА характерной особенностью последней недели стало преодоление 60-долларового порога мировых котировок на нефть сорта Brent. А ведь ещё месяц назад ряд аналитиков предрекал, что уровень цен в 45 долларов за баррель далеко ещё не дно и к лету можно ожидать даже 25 долларов. И это после 115 долларов во второй половине июня 2014 года!

 

Диаграмма 2

Мировые котировки на нефть сорта Brent за последние два месяца (долларов/баррель)

 

            В соответствии с этим трендом аналогично трансформировались цены и на производимые из нефти продукты практически на всёй планете.  

А почему практически?

Да потому, что есть страны, в которых рынок нефтепродуктов живёт по своим весьма специфическим «правилам». В Молдове, например, при снижении мировых цен в 2,5 раза, а в пересчёте на леи в два – прейскуранты на автотопливозаправках по сравнению с июнем понизились лишь в пределах 10 процентов. А должны были бы уменьшиться,  в частности, на бензин А-95 до 12 лей за литр. Тем не менее, до сих пор мы имели то, что нам безальтернативно навязывали.

Кто-то резонно возразит: но это же было месяц назад. Однако и на пятницу 13 февраля мировая цена на бензин А-95 при увеличении от январского минимума в полтора раза достигла лишь 11,0 тысяч леев за тонну. И это против 14,8 тысяч на конец июня 2014 года!

Дисконт от летних цен на литр бензина с учётом НДС получается 3 лея 20 банов! И он при полнейшем, можно предположить, небескорыстном безучастии властных структур так до сих пор и не был выбран. 

 

Диаграмма 3

Уровень биржевых цен на бензин А-95 в апреле 2014 года – феврале 2015 на европейском нефтерынке (Средиземноморье – Fob Med) (в долларах США и тысячах лей за 1 тонну)

 

Таким образом, даже при нынешних ценах импорта рентабельность продаж наверняка существенно превышает допустимый уровень в 10 процентов. А ведь у каждого импортёра в соответствии с действующими нормами складские мощности превышают 5 тысяч тонн единовременного хранения. И выходит, что бензина, закупленного месяц назад по 7,2 тысячи лей за тонну, уже ни у кого совсем не осталось? Вот так в одночасье у них у всех и сразу цистерны с горючим оказались сухими?

Экономическая ситуация в стране – хуже некуда. Но самое печальное то, что каждая афёра, запускаемая в Молдове, с каждым разом становится всё масштабнее и наглее, а политиков, «победивших» на выборах, похоже, это более чем устраивает. А поэтому надежд на изменение к лучшему с каждым днём остаётся всё меньше и меньше.

Михаил ПОЙСИК, доктор экономики Национальный институт экономических исследований  АНМ

 

Комментарии (0) Добавить комментарии