Экономика

Еуджен Рошковану: «Монополизируя рынки, власть толкает людей к пьянству и нищете»

03.06.2016, 06:00
{Еуджен Рошковану: «Монополизируя рынки, власть толкает людей к пьянству и нищете»} Молдавские Ведомости

Необдуманный запрет на работу по патенту пополнит армию нищих и обездоленных стариков и обозленной молодежи.

Председатель ассоциации малого бизнеса Еуджен Рошковану заявил, что с начала будущего года более 40 тысяч предприятий малого бизнеса прекратят деятельность из-за вступающего в силу запрета на работу предприятий по патенту. Это, по его мнению, ухудшит и без того тяжелое положение малого бизнеса. «Молдавские ведомости» попросили г-на Рошковану рассказать подробнее о ситуации.

 

- Как живется малому бизнесу после внедрения соглашения об ассоциации с ЕС?

- В нашей стране ему всегда жилось непросто. Ситуация не меняется и в последние годы, хотя соглашение об ассоциации Молдова-ЕС специально отмечает необходимость развивать и поддерживать данный сектор экономики, в особенности микропредприятия, которых у нас более 70 процентов от всего количества фирм малого бизнеса.

В этой сфере экономики цифры не совсем, мягко говоря, радуют. С каждым годом снижается общая доля продаж экономических агентов малого бизнеса – это происходило и до кризиса, и во время кризиса, происходит и в настоящее время. Если говорить о доле в ВВП, то и тут еле-еле доходим до 30 процентов, в то время как в Европе - 55 процентов и выше. В то же время общее количество фирм малого и среднего бизнеса в Молдове составляет чуть более 87 процентов от всех предприятий, когда в той же Европе МСП - это 99,8 процента, основа экономики. А если  взять количество малых предприятий на 1000 человек, то и сравнивать не с чем: настолько их у нас мало, а  в некоторых населенных пунктах и вовсе нет. Нерадостные цифры, но это так.

 

- Что изменилось в политике государства по отношению к малому бизнесу?

- Должно было многое измениться. Договор об ассоциации - документ серьезный, и отношение к нему со стороны наших властей должен быть соответствующим. Но западные партнеры по-прежнему предъявляют претензии нашему правящему альянсу по поводу принятия эффективных мер для улучшения делового климата. Многие из своих обещаний власти не выполняют. Мы то и дело слышим, что предпринимаются «нечеловеческие» усилия, в срочном порядке разрабатываются и утверждаются законодательные и нормативные инициативы, принимаются различные меры… А вот сдвигов не видно. Нам остается надеяться и ждать, что дело, наконец, сдвинется с места. Правда, надежд все меньше.

 

- Какие изменения ожидают предпринимателей, занятых в сфере среднего и малого бизнеса, с учетом проекта бюджета на 2016 год?

- Бюджет-2016 принят правительством.  А вот что мы будем иметь на выходе его из парламента - сложно предугадать. Одно ясно: дефицит запланирован большой. Министр финансов, как в известном произведении, обещал, что Запад нам поможет. Внешние доноры вроде подтверждают готовность на определенных условиях поддержать. Только вот вопрос: доколе они будут нас терпеть? Ведь воруют у нас так, что мама не горюй… Правда, власти обещают впредь не  красть. Что можно сказать? Случалось всякое в нашей жизни, только хорошего мало.   

 

- Почему неэффективны предлагаемые государством механизмы поддержки малого бизнеса?

-  Потому что их нет вовсе. Одни обещания и, как я уже отмечал, надежда на доноров. Хотя, справедливости ради, следует признать, что есть у нас и стратегии, и планы, но … на бумаге. Оцениваешь реалии и прошлый опыт, и создается впечатление, что в их реализацию не верят и создатели этих «милых»  документов.

Судите сами, может ли развиваться малый бизнес, когда все уже в унисон говорят о монополизации и олигархизации экономики, о нелояльной конкуренции и т.д.? Не исключаю, что развитие если и может все же происходить, то разве что в  теневой экономике. Не случайно столько анекдотов гуляет у нас по поводу честных чиновников и коррумпированного бизнеса. Живем в стране юмористов. Если ввести налог на юмор, можем решить проблему дефицита бюджета.

 

- И все же, что необходимо сделать для реальной поддержки малого бизнеса?

- Сделать необходимо многое, о чем мы постоянно говорим. Остановлюсь на некоторых пунктах: разумные кредиты; реальные экономические реформы; оздоровление делового климат на деле, а не на словах; дебюрократизация системы бизнеса и экономики; компетентные специалисты на руководящих должностях вместо симпатичных и хороших ребят, кумовьев, нанашей, других близких и дальних родственников; выполнение требований соглашения об ассоциации с ЕС и т.д.. Да хотя бы прислушаться и проанализировать требования и предложения делового сообщества.

 

- Почему малый бизнес до сих пор в пасынках у государства?

- Потому что само государство до сих пор является пасынком монополистов и олигархов. Мы написали письмо-обращение премьеру и спикеру, сопроводив его подписями экономических агентов со всей страны – более тысячи на 301 странице. Могли, конечно, собрать и 45 тысяч, не в количестве дело, а в сути.

А что мы имеем в сухом остатке? Поступил ответ, подписанный вице-министром экономики. Вначале предположили, что он выступает от имени премьер-министра. Потом поняли, что суть ответа в другом: не государево дело давать ответ всякому малому бизнесу… В самом тексте набившие оскомину формулировки: реформы будут, все усердно работают над этим… и ничего конкретного, это мы уже проходили. Знакомясь с этим «документом», думаешь, сто правительство горит желанием  добавить более сорока тысяч протестантов к уже имеющимся. А вот каким желанием горит парламент - не знаем, ответ оттуда еще не получен. Предполагаем, что он будет таким же..

 

- Судя по протестам, малый бизнес особенно сильно гоняют кишиневские власти.

- Не гоняют, а притесняют, и не только кишиневские. Все требования среднего и малого бизнеса, микропредприятий остаются без внимания. Власти нас не понимают или притворяются, что не понимают? Так и живем с этим вопросом. Потому и не хватает денег - как в местных, так и главном бюджете страны.

Неудивительно, что граждане соответственно ведут себя. Чиновники воруют миллиарды, а бизнесмены, имеющие «крышу», уходят в тень. Те же, кто не желает работать незаконно, стараются уехать за границу. А кто не имеет и этой возможности, спивается и нищенствует. Страна в сплошной тени.

Нелегально действуют без авторизаций и патентов около 100 тысяч предприятий малого и микробизнеса, что наносит бюджету ущерб примерно в 80 миллионов лей. Феномен нелегально работающих предприятий, а также запрет на деятельность по патенту - очередные попытки монополизировать рынок. Если не предпринять срочных мер, о которых мы постоянно говорим, эта тенденция начнет приобретать катастрофический характер.

Мы предложили ряд мер для решения этой проблемы: введение специфического налога, который, по своей сути, будет тем же самым патентом; отмена положений законодательства, которые предусматривают запрет на деятельность более 40 тысяч предприятий; упрощение процедуры регистрации бизнеса и т.д.. Мы предупредили власти, что если эти требования вновь проигнорируют, мы организуем многочисленные акции протестов. За каждым обладателем патента как минимум два-три человека, которых он содержит: несовершеннолетние дети, родители с мизерными пенсиями, безработные родственники. Власть бездумным запретом пополнит армию нищих и обездоленных стариков и обозленной молодежи. 

Николай Менюк

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    У нас по сути нет крупного бизнеса . Который создает промышленность и внедряет технологии. Олигархи это те же рыночные торговцы которые торгуют с асфальта - просто у них много-много денег. Поэтому они расматривают рыночных торговцев как своих конкурентов..