История

Евгений Собор: «Если восстановят центр кинематографии и заработает новый закон - больной из реанимации выйдет»

18.12.2015, 06:00
{Евгений Собор: «Если восстановят центр кинематографии и заработает новый закон - больной из реанимации выйдет»} Молдавские Ведомости

Более года прошло с момента принятия нового закона о кинематографии, и только 2 декабря правительство приняло решение о создание центра кинематографии – государственного учреждения, находящегося в подчинении министерства культуры. Его задачей станет проведение государственной политики в сфере кинематографии, контроль и надзор за исполнением законодательства. Финансироваться центр будет за счет госбюджета и собственных источников, а сам, в свою очередь, будет финансировать организацию кинофестивалей и других акций, участие отечественных фильмов и кинематографистов в международных фестивалях, развитие кинопроектов и производство фильмов всех жанров.

Почему был упразднен центр кинематографии в 2003 году? Есть ли в Молдове режиссеры, которые могут создавать полнометражные киноленты? На эти и другие вопросы «Молдавских ведомостей» ответил  Евгений Собор, экс-председатель госкино и министр культуры МССР, первый генеральный директор национального центра кинематографии, председатель союза кинематографистов.

- Национальный цент кинематографии был образован декретом президента Снегура и должен был стать координирующим и регулирующим органом в развитии кинематографии: заниматься покупкой и продажей кинолент с функциями производителя и менеджера, включая контракты и лицензирование. Но тут к власти пришли коммунисты и приступили к приватизации идеологических объектов, в том числе киностудии и всей системы кинематографии. 

После 2001 года президент Воронин посетил киностудию, встретился с ее работниками и работниками национального центра. Говорили об упадке финансирования отрасли. Уже потом выяснилось, что во времена Снегура, Лучинского и Воронина киноиндустрия получила больше денег, чем за шесть лет правления нынешней власти, которая на художественные фильмы не дала ни бэнуцы. У этой власти другое кино.

На встрече Воронин очень тонко дал понять: власть желает, чтобы кинопроизводство было направлено на воспевание народа, истории и государственности Молдовы. Я, со своей стороны, как руководитель национального центра кинематографии, не обещал, что киностудия и центр будут служить какой-либо власти - красной, голубой или зеленой: с цензурой покончено, творчество должно быть свободным. Оценку моей позиции дали не сразу.

Киностудию «Молдова-фильм» возглавлял Валентин Тодеркан. После встречи с президентом киностудия выпустила несколько документальных фильмов и короткометражку «Сага об охоте», вдохновленную самим Ворониным. Фильм вызвал недоумение в киносреде, появились и группировки, поддерживающие Тодеркана, и оппозиция. Коллектив единомышленников Тодеркана, в том числе Валериу Гажиу, написал письмо Воронину, излагая идею реформирования киноиндустрии. Фактически авторы критиковали национальный  центр кинематографии - обвиняли во вмешательстве в дела киностудии и дублировании ее работы. Воронин наложил жесткую резолюцию: «Разобраться!». И Тарлев в 2003 году подписал постановление правительства об упразднении центра.

Цель была поддержать идейного товарища коммунистов Тодеркана и избавиться от оппортуниста Собора. Ярлык этот я получил в 1993 году, когда коммунистам отдали обновленную партию. На съезде у нашей группы, включая Ивана Гуцу, была идея создать партию социал-демократической ориентации. Не вышло, и мы ушли.

Убирать меня с должности генерального директора центра кинематографии оснований не было -  решили упразднить центр. Все вопросы киноиндустрии передали минкульту. До сих пор там нет специалистов в этой сфере. Надеюсь, что воссозданный центр кинематографии не упразднят в один прекрасный момент по указке властей.

 

- Зачем воссоздали центр?

-  Работники киноиндустрии в последние восемь-девять лет постоянно поднимали вопрос о том, что обсуждать развитие отрасли не с кем. Раньше молдавское кино связывали с именами Лотяну, Гажиу, Паскару, которыми гордились. Во многих республиках киноиндустрия возвращается к старым советским схемам кинопроизводства. Государственные комитеты по кинематографии созданы в Казахстане, на Украине. Все заинтересованные лица выражали единодушное мнение – воссоздать национальный центр кинематографии и принять новый закон о кинематографии.

Совместно с председателем союза кинематографистов Сержиу Проданом и другими специалистами мы разработали проект в соответствии европейскими стандартами. Закон был принят в 2014 году, но ситуация такая, что его введение в действие отложено. Парламент проголосовал за вхождение национального центра в  состав минкульта, хотя по проекту он должен был быть самостоятельной единицей.

 

- Каков новый статус центра?

- По прежнему закону его работа строилась на базе государственного финансирования. По новому закону кинопроизводство будет финансироваться государством и частным капиталом. Любой автор может представить на открытый конкурс свой сценарий. Победитель получит от центра 50 процентов средств, необходимых на создание киноленты. Остальные инвестиции будут искать национальный центр вместе с автором. Прокат фильма будет осуществляться совместно, прибыль - делиться на всех участников.

 

- Нужно ли стране такое затратное искусство? Нужно ли финансировать много фильмов? Может, лучше накопить внушительную сумму и заказать один, но качественный исторический фильм о Молдавском княжестве эпохи Штефана чел Маре – будет польза для подрастающего поколения?

- В МССР создавалось пять-шесть полнометражных художественных лент и 40 документальных в год. В последние шесть лет страна почти ничего не тратила на кино, созданы две-три документальные ленты. Фестиваль «Хронограф» существует на базе показа лент, созданных на частных киностудиях. Важно, что в производстве фильмов участвует молодежь, значит, у кино есть будущее. Очень плохо, что общественная телерадиокомпания не покупает и не транслирует фильмы-победители по телевидению. Причина одна – денег нет.

 

- Почему государство не заинтересовано в документальном кино – это же память для потомства, история?

- Раньше для кинохроники выделяли деньги. По заказу государства были созданы документальные фильмы «Шерпенский плацдарм» и другие. Но вот пришел проевропейский альянс – и никто не заказывает, не платит. Кинопроизводство в коме. В Молдове наберется полтора десятка киностудий, но основной их продукт - рекламные ролики и свадьбы. Снимают рекламу сотовой связи, это выгодно.

 

- В каком состоянии киноархивы?

- До принятия нового закона о кинематографии киноархивом ведала киностудия. По новому закону он должен стать самостоятельным независимым центром. Его доход будет складываться из продажи киноархивов: один метр архивной пленки стоит пять евро.

 

- Ситуация удручающая: кинопроизводство в коме, кинохроника распродается. Где выход?

- Если государство восстановит работу национального центра кинематографии, если заработает новый закон о кинематографии - больной из реанимации выйдет. Если же нет – то надежды призрачны: сама молдавская киностудия не в силах воссоздать кинопроизводство. Она живет за счет аренды киносъемочных павильонов телеканалу Прайм для проведения ток-шоу, сдачи помещений в административном корпусе.

 

- Реально ли получить европейский грант на создание фильма?

- Реально. Но надо много попотеть. Координатора в минкульте и на киностудии нет. Надеюсь, из восьми штатных единиц воссозданного центра найдется хоть одна, чтобы заняться этим вопросом.

 

- Сможет ли кто-то у нас создать конкурентоспособный фильм, который будет признан зрителями, оценен на международных кинофестивалях?

- Уверен, да! Есть такие режиссеры, как Сержиу Продан, Игорь Кобылянский, есть молодые имена. Раз в пять-шесть лет появляется достойный сценарий. Хотя может так случиться, что мастера творцы не захотят сотрудничать с государственными чиновниками.

Марина ТИМОТИН

Комментарии (0) Добавить комментарии