Евгений Собор: Шестидесятники - «потерянное поколение»?
«Вот такая связь времён.
Сегодня
шестидесятники - «забытое поколение»,
оно продано».
Ион Друцэ,
великий молдавский
писатель-шестидесятник.
В Молдове не любят вспоминать и признавать поколение шестидесятников. Их эпоху. Особенно либеральные режимы. Оно для них излишне консервативно. Такая «нелюбовь» содержит подспудную цель – опорочить память об их роли и значении в экономике и духовной сфере. Для тех, кто нынче у власти и денег Поколение-60 немой укор, напоминающий о том, что наворовано и разрушено. Это вызов, смысловой комплекс, раздражающий этих неудачников демократических и экономических реформ.
Год тому назад в соцсетях развернулась дискуссия на тему: «как ты относишься к поколению шестидесятников?». Ответы были разные. Они вызывают, и по сей день волны пересудов и разноголосицу мнений. Как выходец из «той эпохи» и по «факту биографии» не смог остаться равнодушным к несправедливому «приговору», мол, это потерянное поколение. Это абсурд! Забытое и проданное, как сказал Друцэ, бесспорно. Но только не потерянное. Вот и подумал: надо высказаться.
Я не берусь открыть все грани феномена шестидесятничества, ибо газетный формат этого не позволяет. Собственно говоря, меня больше интересует вопрос: какая роль в истории отведена шестидесятникам Молдовы?
Когда у нас говорят о шестидесятниках, обычно имеют в виду творческую интеллигенцию. Но это одна ниша этого поколения. Были и другие слои населения, о которых знают и пишут меньше. Это ученые, экономисты, педагоги, управленцы чиновники, да и рядовые люди, которые как сказал поэт «дышали Родиной». Если творческая интеллигенция служила народу словом, кистью, звуком, голосом, языком экрана, ритмом танца, то вторая часть этого поколения созидала экономический потенциал страны. И забыть об этом означает отказаться от своих отцов и матерей.
У китайцев есть такое изречение: не дай вам Бог жить в эпоху перемен. Поколение шестидесятников формировалось в непростое время. Политическая температура отличалась резкими перепадами, и оно хлебнуло сполна многих потрясений. Ему выпало жить при культе Сталина, пройти гравитацию сталинизма, пережить оттепель и волюнтаризм Хрущёва, работать в годы брежневского застоя, переживать нынешнюю «болтанку» и смутные времена, которые одни называют периодом демократии и реформ, другие предательством идеалов революции 90-х годов.
События последних лет, если их пропустить через поколенческую призму, полезно рассматривать в парадигме «революция пожирает своих детей». Идеалы 90-х о Родине, независимости, поддержанные шестидесятниками, быстро сошли с дистанции. Произошла контрреволюция, бунт против поколения отцов, поддержавшая перестройку и демократию. А самое главное – независимость страны. Конечно, были и противники перемен. Были и ошибки.
Кто-то сказал, что самое страшное в жизни то, что нельзя вернуться назад и исправить ошибки. Жить приходится с тем, что сделано. А моему поколению-то есть что сказать.
Поколение с разбегом, но без прыжка
Времена не выбирают,
в них живут и умирают…
Так пели барды конца 80-х годов. И эти слова я отношу и к нашему поколению. О нём много спорят, оценивают по-разному, даже едкую шутку сочинили: мол, шестидесятники - «поколение без секса», ибо в Советском Союзе официальная пропаганда твердила, что «в СССР секса нет». Это у них, капиталистов, его сколько угодно. На самом деле поколение-60-х имело не только секс, но и свой динамизм, свой порыв.
Феномен шестидесятничества многолик и разнообразен, его нельзя свести к нескольким постулатам. В этой эпохе были люди с разными взглядами, позициями, судьбами. Это очень неоднозначное и неоднородное поколение. И это относится не только к творческой интеллигенции, но и к технократам и управленцам, рядовым гражданам. Но объединяло их не только созидание, любовь к Молдове, но и стремление к переменам, которое они понимали по-своему. Каждый исполнял свой долг на своём месте. Правда, нас упрекают, что не добивались политических перемен. На этот счёт отвечу словами остряков в Одессе: «Умный, как моя жена потом». В те годы выступление против советской системы вело прямым путём в тюрьму.
Когда нынче говорят, что наше поколение – одни догматы, ностальгирующие по коммунизму, не принимаю этого обвинения. Не так это! Да, были убеждённые догматы, сталинисты, но их было меньшинство. Также нужно признать, что было и «болото», которое так или иначе, хорошо устраивались при любом вожде. Так же как и сегодня, к слову сказать.
Заслуга большинства шестидесятников, особенно интеллигенции, состоит в том, что они озвучивали диагноз загнивания тоталитарной системы. К концу правления Брежнева шестидесятникам казалось вполне очевидным, что Система больна. Мы смеялись и рассказывали анекдоты о том, как Хрущёв обещал коммунизм в 1980 году, как верхушка КПСС во главе с Брежневым «заплесневела» в раздаче своим престарелым членам Политбюро звания Героев (этот опыт перенял Гимпу во время своего президентства, раздавая мешками высшие награды страны своим однопартийцам и клану). Если тогда мы понимали, что что-то неладное творится в доме престарелых – то бишь Политбюро, то в случае с Гимпу это воспринято было как либеральное «продолжение традиций». Это классический пример политической безнравственности.
Наше поколение по праву называют поколением с разбегом, но без прыжка. Мы часто рассуждали о «болячках» социализма, Системы. Для нас принципиально важным был вопрос о демократическом социализме, о демократизации в управлении государством, на производстве. А капитализм вообще был снят с повестки дня. «Микроб несогласия» с многими сторонами советскго социализма был в крови нашего поколения. Вспомним академика, создателя водородной бомбы А.Сахарова, написавшего свой проект Конституции и книгу о принципах конвергенции социализма и капитализма. А повод дал Н.Хрущёв, после его визита в Швецию. На заседании Политбюро слов не выбирал: «Разве мы строим социализм? Говно, а не социализм! А вот у шведов настоящий социализм!». Но ему недолго осталось, чтобы что-то изменить. Его сместил Л.Брежнев.
Но и при новом лидере не смолкали разговоры о «новом социализме». Даже в стенах Академии общественных наук при ЦК КПСС, где я имел честь учиться, слушатели высокой номенклатуры из союзных республик рассуждали, спорили со своими профессорами о «новом социализме» в Европе, где у власти были социал-демократы, о шведском и китайском социализме. Но разбег (в разговорах) был, прыжок в действиях не состоялся. Нужно признаться: это был страх перед диктатурой.
Обращаясь к тому времени, спрашиваем себя: почему получилось не так, как мы мечтали в 90-е годы? И находим лишь один ответ. У шестидесятников был второй шанс проявить себя. Пройдя через огонь и медные трубы, приобретая опыт созидания, ошибок и прозрений это поколение не допустило бы разрушения страны. Политическую сцену заняли посредственные либеральные реформаторы, неспособные к созидательному переосмыслению страны. Были востребованы другие ценности – деньги и власть, популизм, приспособленчество и продажа Родины. Либеральная волна антикоммунизма выбросила на обочину шестидесятников, а вместо реформ и продуманного проекта «Республика Молдова» получили «дикий капитализм» с воровским оскалом.
А сегодня имеем «захваченное государство» олигархатом. И всё-таки…
Наша жизнь «сгорела не зря»
Разумеется, смотреть на развитие Молдовы сугубо через поколенческую «линзу» ошибочно, но и без поколенческой истории, учёта «участия поколения» нельзя строить динамичное и устойчивое государство. В этом я вижу заслуги шестидесятников.
Известный кинорежиссёр говорил: «Для того чтобы тебя признавали, нужно умереть». Скажу банальную вещь: Поколение-60 нельзя не признавать, ибо они оставили после себя не мемориальные доски, или названия улиц, лишь за участие в митингах, а оставили после себя конкретные дела, которыми и сегодня гордится вся страна.
Эти люди жили в непростой период, в условиях дефицита свободы и демократии, но это поколение созидало, «сгорело не зря», как сказал поэт. Рабочие, крестьяне, инженеры, партийные и советские работники, министры, люди литературы и искусства были на голову выше в созидательном, творческом плане, чем сегодняшняя новая номенклатура и чиновники разного ранга.
Слава Богу, ещё живы те, которые скромно и молчаливо оценивают сделанное. Правда, иногда вспоминают на наших встречах, в рамках созданной в республике Ассоциации бывших членов правительства.
Назову некоторые фамилии, чьими руками были сооружены промышленные и социальные объекты, которыми мы сегодня гордимся. В.Алексич – бывший министр водного хозяйства, при нём был сооружён совместно с Румынией гидрокомплекс на реке Прут в Костешть Стынка. П.Комендант – бывший министр иностранных дел, посол, который, в шутку будет сказано, «воровал» технологии для агропромышленного комплекса. Не могу не назвать и такие знаковые фамилии, которые «пахали» в аграрном секторе, превратили Молдову в показательную республику бывшего СССР. Это П.Паскарь, С.Гроссу, Г.Чокой, (Герой Соцтруда), И.Устиян, В.Проценко, Д.Мунтяну, В.Рябчич, Г.Кушнир, В.Бобуцак и многие другие. Нельзя не упомянуть и членов правительства – промышленников, приложивших руку к возведению крупных заводов и объектов социального назначения: П.Шапа, Н.Кирияк, И.Демченко, И.Болбат. Бывших руководителей Кишинёва Н.Узун, В.Киктенко, В.Каниковский, заслуженного строителя МССР Н.Врынчан которые немало сделали, чтобы столица развивалась, гордилась такими предприятиями как «Мезон», «Альфа», Тракторный завод, «Микропровод», «Виброприбор», а также такие социально-культурные гиганты как Республиканская клиническая больница, Центр матери и Ребёнка, Кардиологический и Диагностический центры, Театр оперы и балета им.М.Биешу, Органный зал, Национальный дворец им.Н.Сулака и других объектов социального назначения. Следы созидания этих людей не являются только фактом истории. Они часть биографии Молдовы.
Нельзя не отметить в этом плане и заслуги бывшего вице-премьера Г.Еремей, ответственного за социальный блок в правительстве. И, наконец, невзирая на моё неоднозначное отношение к партийному лидеру-шестидесятнику И.Бодюлу за его третирование писателя И.Друцэ, - его созидательные заслуги трудно переоценить. Весь экономический потенциал, созданный до 90-х годов - это его заслуга. А то, что он не попросил прощения перед И.Друцэ – беда, не самая лучшая страница в его биографии. Не могу пройти мимо и такого факта. Нынче, многие шестидесятники, невзирая на возраст, продолжают созидать, показывают образцы, как надо управлять современным предприятием и заботиться о людях. Это Дм.Гуцу, бывший партийный лидер и председатель исполкома Рышканского района. Сегодня он успешно руководит молдо-германским предприятием Beer Master в г.Бельцы. Это ещё одно подтверждение: ещё есть у нашего поколения запал! И это радует!
Властители дум
Какой-то мудрец сказал, что в особые периоды истории таланты вырастают кучно, как грибы в лесу. Трудно найти более плодотворное поколение, чем поколение шестидесятников. Достаточно, сопоставить достижения в литературе и искусстве И.Друцэ, А.Лупан, П.Боцу, В.Курбет, Е.Лотяну, Гр.Виеру, М.Греку, В.Паскару, В.Гажиу, В. Иовицэ, Н.Гибу, Б.Конунов, Д.Олэреску, В.Друк, М.Поятэ, А.Кодру, М.Киструга и др. с нынешними «модернистами» как сразу станет ясной несоизмеримая разность потенциала настоящих талантов прошлого с нынешним морем «звёзд». Поистине прав был Бальзак: таланты не дворянство, чтобы передаваться из поколения в поколения. Конечно, у творцов-шестидесятников были, так сказать разные «весовые категории», но их объединяло одно: любовь к этой земле, к своему народу. А зеркалом, гигантом Поколения-60 был всё-таки Ион Друцэ. Он – символ времени, властитель дум.
А теперь давайте обратимся к тому наследию, которое было создано за последние 30 лет нашими доморощенными реформаторами и «новой волной» в литературе и искусстве. Я затрудняюсь назвать какой-то знаковый промышленный или социальный объект, или знаковое произведение, созданные нынешними творцами. Так, что-то появилось по мелочи. Прошу не принять это за старческое брюзжание, а смотреть на вещи открытыми глазами. Да, в то время не было свободы, демократии, и были репрессии, но шестидесятники оставили после себя такое духовное и материальное наследие, которое вряд ли скоро появится в наше время. И с этим не поспоришь. Что есть, то есть. И это не беда нынешнего поколения, а больной Системы и смены ценностей.
Мы поверили в Родину
Подведём итог. Шестидесятники, не только созидательное, но и удачливое поколение. Почему? Потому что во многом благодаря им, Молдова приобрела своё лицо, свой вес в бывшем СССР, как цветущий край. Феномен шестидесятников заключается и в отношении к истории нашего государства, наследию наших предков, стоящих на страже нашей идентичности.
Я далёк от мысли, представить это поколение в качестве пропагандистского проекта, которому надо подражать. Не идеализирую это интересное, но и сложное, в чём-то противоречивое поколение. В нынешнем политическом контексте речь идёт о специфической конструкции «смысла жизни» и ценностных противоречий. Зачем ты живёшь? Чего ждёшь от жизни? Что ты сделал для страны ? Ответы на эти вопросы мы хотим увидеть через поколенческую оптику. С любого поколения спросится, очень много спросится историей.
Вместе с тем мы странную вещь выясняем. Оказывается у поколения начала тысячелетия нельзя найти «классификационного названия». Слово «созидатели» – не подходит. Скорее разрушители экономики и социальной сферы. Реформаторы? Какие там реформы, если в Молдове самое бедное население в Европе. Евроинтеграторы? С такой коррупцией, воровством и олигархической демократией Молдове не видать как своих ушей вступления в Евросоюз. Поколение интеллектуального прорыва? Увольте, без комментариев. А может поколение олигархии и разрушителей государства? Пусть читатель рассудит…
А напоследок mea culpa.
Лично я остался ещё в долгу перед моими коллегами-шестидесятниками. Будучи 15 лет в кинематографии, так и не нашелся спонсор для полнометражного фильма о поколении шестидесятников Молдовы. А жаль. Завтра уже будет поздно. Многое известное и неизвестное можно рассказать языком кинодокументалистики. В поэзии уже «зашифровано» наше поколение.
Шестидесятникам не кажется,
Что жизнь сгорела зря:
Они поставили на Родину, -
Короче говоря.
Любовь к Молдове стала верой поколения шестидесятников.
Итак, потеряно ли поколение шестидесятников? На этот вопрос я нахожу убедительный ответ у Э.Хемингуэя:
«К чёрту разговоры о потерянном поколении и дешёвые нечестные ярлыки».
От себя добавлю: и punctum!
Евгений
СОБОР,
член Ассоциации бывших членов правительства Республики Молдова
Фото: locals.md
Новости по теме
- Сегодня, 10:44
- 18.11, 12:12
- 17.11, 18:30
- 17.11, 15:01
- 17.11, 14:24
- 16.11, 06:11
- 11.11, 17:00
- 11.11, 15:12
- 07.11, 20:07
- 06.11, 19:09
Комментарии (5) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 10:44
- 18.11, 12:12
- 17.11, 18:30
- 17.11, 15:01
- 17.11, 14:24
- 16.11, 06:11
- 11.11, 17:00
- 11.11, 15:12
- 07.11, 20:07
- 06.11, 19:09
Мутная статья. В угоду Заказчику. Замешать в одну кастрюлю несмешиваемое!? Шестидесятников и великолепные 70-80-е года развитого СССР.
СЕЙЧАС В МОЛДОВЕ ВРЕМЯ РАЗРУШЕНИЯ,ВСЕГО ТОГО ЧТО СОЗДАВАЛИ ШЕСТИДЕСЯТНИКИ. ЛЮДЬМИ ЖАДНЫМИ ДЛЯ ДОБРОТЫ,ДЛЯ СОЗИДАНИЯ,ДЛЯ РОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ,ДЛЯ ТРУДА И ДЛЯ ВСЕГО ДОБРОГО И СВЕТЛОГО ЧЕМ ДО СИХ ПОР ПОЛЬЗУЮТСЯ ВСЕ. ЗДОРОВЬЯ ИМ ВСЕМ,МИРА И ДОБРА.
"шестидесятники"в Молдавии-люди ,родившиеся в 30х.к 1970 им было уж около 35.Кому то болеекому ,менее.В 1970 уже в МССР много чгео позстроили.Так что ни 1ую,ни 2ую скрипку они еще не играли.А о роли в достижениях МССР вообще таких упомянутых деятелей,как Еремей,Кушнир и Бобуцак лучше промолчать.Q
В СССР секса не было, но в каждой семье было по 3 — 4 ребёнка. Сейчас секс есть. Но в каждой семье по одному ребёнку. Вывод: дети появляются не от секса. Всё — таки аисты!
Белые аисты Бес'рабовии приносили в молдавские родовые-сельские винные подвалы додонов и гимпу !!
А в Белорусии буселы (аисты),
и в России в капусте находили космонавтов Климуков и президентов Путиных !!