Экономика

Европа лжет на голубом глазу, говоря, что избавилась от российского голубого топлива

14.06.2023, 18:16
{Европа лжет на голубом глазу, говоря, что избавилась от российского голубого топлива } Молдавские Ведомости

На борьбу с Газпромом только Германия потратила 440 миллиардов евро, в итоге 16 процентов компаний вывели бизнес из страны, еще 30 процентов думают сделать это. По сути, на одной чаше – бизнес, экономика, на другой – так называемая свобода. Свобода возможности отказаться от «агрессивного» российского газа? Или свобода серьезно ударить по России, не покупая у нее газ? Ситуацию комментирует в частном ТГ-канале Анатолий Шарий, украинский журналист и видеоблогер. 

Прошлыйгод стал самой серьезной в истории Евросоюза проверкой на прочность его энергетической политики. Специалисты предупреждали, что значительное падение объемов поставок энергоресурсов из России приведет к непредсказуемымпоследствиям уже зимой. Как известно, катастрофы не случилось.

«Как бы там ни было, а Европа избавилась от зависимости от российских энергоносителей. Мы в этом уверены после ряда заявлений и 10-20 пакетов санкций. Когда я говорю Европа, я не имею в виду, конечно, какую-нибудь Литву, а те страны, на которых Европа стоит.

Главным двигателем Европы всегда считалась Германия. И федеральный канцлер Германии Олаф Шольц еще в октябре прошлого года заявил, что страна избавилась от зависимости от российских энергоносителей, шантаж Путина не прошел, зиму немцы переживут.

Европа на самом деле перезимовала, не было никаких отключений света. Но фишка в том, что ценность Германии как двигателя Европы абсолютно не в фонарях на улицах, хотя это тоже важно, а в экономике. На борьбу с энергетическим кризисом за девять месяцев потратили 440 миллиардов евро – это почти столько же, сколько выделяли на борьбу с коронавирусом с 2020 года.

Очень долгое время эксперты и политики пытались убедить, наверное, Кремль, а, может быть, свое собственное население в том, что никаких последствий нет. Сказали, что ВВП вернулся к допандемийному уровню, дефицит газа отсутствует, рецессии не случилось, в самом худшем случае она будет мягкой. Но вот грянул гром, который по любому должен был грянуть, потому что Германия тихо, спокойно и ожидаемо вошла в рецессию.

Экономика сокращалась два месяца подряд, минус 0,5 в четвертом квартале 2022 года, минус 0,3 в первом квартале 2023-го. Как говорит министр финансов Линднер, данные по ВВП показали на удивление негативные сигналы. На удивление? Меня волнует это удивление».

Анатолий Шарий, наблюдая за действиями европейских политиков, спрашивал себя: они понимают, что приближается?

«Создавалось впечатление, что не понимают, потому что, когда что-то такое близится, надо искать альтернативы. В странах Средиземноморья, где использование энергии солнца должно быть поставлено на первый план, и ветра в том числе, нет никаких подвижек, вот в чем фишка. Все сидят ровно, и всем плевать».

Но в Германии возникают неожиданные проблемы, и это неминуемо отражается на всей еврозоне. Притом, что цена на энергоносители упала, покупательская способность населения снижается. И этот спад наблюдается несмотря на то, что были восстановлены связи с Китаем после пандемии.

«Однако проблема для Германии заключается не только в том, что ее ВВП сокращается. В Германии  всегда был профицит бюджета, многие годы это была сытая страна. Этот поезд останавливается не резко, а постепенно. Главная проблема - нет точек роста.

Европейское издание Euractiv рассказало о результатах исследования среди предпринимателей. Две трети компаний жалуются на дорогое топливо и сырье. Уже 16 процентов средних компаний куда-то перевели производство и персонал, еще 30 процентов задумываются сделать то же самое. Когда министр экономики Германии (конечно же, «зеленый») только размышляет о том, что надо субсидировать расходы на энергетику для предприятий, в Штатах уже приняли такой закон. Причем на полтриллиона. А Tesla передумала строить завод рядом с Берлином. Никто ничего не замечает, а потом все произойдет неожиданно».

Западные СМИ реально бьют тревогу из-за того, куда завел страну Шольц, констатирует Шарий. Для более чем половины из 27 стран ЕС Германия – крупнейший торговый партнер. Ее спад вызывает спад и в остальном Евросоюзе. И у самих немцев растут сомнения в том, продержится ли правящая коалиция до 2025 года. 

По сути, на одной чаше – бизнес, экономика и т. д., а на другой – так называемая свобода.

«Свобода возможности отказаться от агрессивного российского газа, не поддерживать страну-агрессора. А на самом деле - серьезно ударить по России, не покупая у нее газ. Свобода перевешивает, демократия важнее всего. Вроде отказываешься от молекул агрессивных. Но это все фонарь, потому что на самом деле правительство Германии мечтает продлить транзит российского газа по территории Украины после конца 2024 года. Как это? Экс-глава австрийской нефтегазовой компании Ройс рассказал недавно по местному телевидению о разговоре с замминистра энергетики Украины. На вопрос австрийца о продлении договора украинский собеседник ответил: «Нет, официально ни о чем таком Киев пока не заявлял».

Создается впечатление, что Киев нашел какой-то интересный способ удовлетворить потребности Украины без реверса. Но об этом способе партнеров пока что не уведомляют. И они пребывают в неведении, а у них без транзита газа по Украине все ляжет. Потому что все разговоры о том, что «мы освободились», оказались просто ложью. Все тот же немецкий министр экономики Хабек, выступая на восточногерманском форуме, сделал заявление: если транзит через Украину не продлится после 2024 года, немцам придется сокращать промышленные мощности или полностью их останавливать.

Для обеспечения стабильности поставок в Германии строится терминал сжиженного газа. Строят те самые «зеленые», которые не могли по определению его строить: это колоссальный ущерб окружающей среде. Как это воспринимается немцами: Такой пример: у дамы есть кафе, название которого созвучно с фамилией Хабек. Так ей пришлось название сменить, чтобы на ее кафе не нападали.

Получается, что когда мы долгое время упрекали руководство Украины в двуличии по вопросу российского газа, на самом деле главными злоумышленниками были как раз таки европейские партнеры, которые так и ни фига не придумали, чем заменить российский газ, несмотря на всю болтовню. И собираются им пользоваться дальше, и подтягивают под это еще и Украину – вы должны использовать транзит.

Транзит выгоден, потому что подписали соглашения, по которым, пропускаешь ты газ или нет, в любом случае плати как за полный объем. Это понятно. Но! От зависимости никто так и не излечился.

Может быть, с этим связано нежелание Шольца полостью запретить экспорт немецких товаров в Россию? Он, возможно, рассчитывает на то, что после всего можно будет тихонечко восстанавливать связи. Как же так? Публично делается одно, а непублично – другое».

Но Шольц не вечен, политические предпочтения немцев меняются очень динамично. Кто там придет за ним – неведомо. Но сложно представить в обозримом будущем, что Украина и Россия начнут вести переговоры о продолжении транзита российского газа по территории Украины. «Однако же к этим переговорам будут вынуждать те, кто рассказывали на голубом глазу, не стесняясь, врали на весь мир о том, что они избавились от зависимости. То, что вы слышите от них – ложь, и они не стесняются врать. За это, конечно, должна наступать политическая ответственность», - заключает Анатолий Шарий.

По примеру европейских партнеров не стесняются врать и в Молдове, говоря о том, что мы пережили первую зиму без Газпрома.

Наиболее сложный период преодолен, заявил министр энергетики Виктор Парликов, по мнению которого правый берег Днестра больше не зависит от российского газа. При этом неизвестно происхождение газа, который куплен зимой Андреем Спыну по бешеным ценам в обстановке секретности и заложен в хранилища. Неизвестно и то, каковы общие потери потребителей энергии, сколько людей мерзли и болели, отказывали себе в подорожавшей еде и лекарствах, скольких довели до нищеты, сколько предприятий закрылись.   

Министр энергетики убежден, что страна теперь гораздо лучше подготовлена к энергетическим кризисам, так как накопила опыт. В чем же состоит этот опыт? В непрозрачных закупках и установлении безумных тарифов? По словам Парликова, цены падают, тарифы уменьшены. Но цены на газ падают весьма борзо, тарифы же – еле-еле. Их подняли в четыре раза – а уменьшили на треть.

«Сейчас мы уже закупаем газ на международном рынке для складирования, чтобы он у нас был по хорошей цене в зимний период», - подчеркнул Парликов в эфире TVR Moldova. Но умолчал о том, что газ мы покупаем у спекулянтов, которые берут его у того же Газпрома.

По словам Парликова, главная проблема сейчас в том, что Молдова потребляет в 2-3 раза больше энергии для обогрева одного квадратного метра помещения, чем высокоразвитые страны. Приоритетом властей является запуск программ энергоэффективности как для государственных учреждений, так и для жилья.

«Если до сих пор мы занимались антикризисным управлением, то в дальнейшем сосредоточимся на проектах развития, - сказал министр. - Около 50 процентов энергопотребления в РМ - это расход зданий, необходима национальная программа повышения их энергоэффективности. Мы планируем создать фонд субсидирования инвестиций в энергоэффективность для бытовых потребителей, доступных и для многоэтажных, и для индивидуальных домов».

Еще одной первостепенной задачей минэнергетики является постепенный переход на электромобили: «Около 35 процентов всей энергии в РМ потребляется транспортом, речь идет о жидком топливе. Электрификация транспорта позволила бы сократить выбросы. Если у вас электромобиль в гараже и подключен к сети, то вы можете использовать энергию от автомобильного аккумулятора, когда энергия на рынке дорогая, чтобы не потреблять из сети и платить высокую цену».

Мечтать не вредно: доля электромобилей и гибридных автомобилей в стране - примерно 3 процента. Фонда энергоэффективности зданий нет даже на бумаге, на какие средства его создадут, будет ли он доступен всем – или станет еще одним способом вывода денег из бюджета для коррупционеров?

Марина ЛАВРОВА


 

Комментарии (0) Добавить комментарии