Политика

«Европейская правда»: Евросоюз – спонсор террористического государства?

11.10.2023, 17:30
{«Европейская правда»: Евросоюз – спонсор террористического государства?} Молдавские Ведомости

От дальнейшего развития событий в Израиле зависит будущее не только Палестинской автономии. Евросоюз оказался перед непростым выбором, пишет украинское издание «Европейская правда». Он был сфокусирован на  прямой поддержке Палестины, основным донором которой в течение десятилетий являлся, пишет газета. Теракты в Израиле делают изменения неизбежными. Но у ЕС нет единства относительно того, какими эти изменения должны быть: не все страны готовы стать на сторону Израиля.

В этих условиях свою политику в отношении региона придется формировать также Украине, одновременно учитывая позицию ЕС (в который страна интегрируется), США (от которых зависит ее безопасность), Израиля (который борется с террористами) и арабских государств (за поддержку которых Киев упорно борется). Почему политика ЕС не является произраильской?

В израильско-палестинском конфликте ЕС много лет назад принял публичную роль "главного миротворца". Если на Украине до 7 октября общественные симпатии были в большей степени на стороне Израиля, то Евросоюз, в отличие от США, исторически благосклоннее относится к палестинцам.

ЕС настаивал на том, что палестинское государство должно быть основано на границах 1967 года с обменом территориями, где Иерусалим должен быть разделен и стать столицей обоих государств – Израиля и Палестины. На этом настаивает международное право, это требование ряда резолюций СБ ООН, которые израильская сторона системно нарушала. ЕС отказывался воспринимать ее аргументы.

Со временем претензий ЕС к политике Израиля росло. Евросоюз резко критиковал военные действия еврейского государства на палестинских территориях и Ливане. Да и то, что Израиль в свое время аннексировал голанские высоты, которые были суверенной территорией Сирии, не давало европейцам простора для маневра. За последние годы добавились обвинения ЕС в адрес Тель-Авива в системных нарушениях прав палестинцев.

Во время обострений в регионе в последние десятилетия ЕС однозначно поддерживал Палестину. В 2002 году во время израильской операции "Защитный щит" Европарламент принял необязательную к исполнению резолюцию, призвавшую к экономическим санкциям против Израиля.

Отношениям сторон серьезно навредила и обязательная к выполнению директива ЕС 2013 года, согласно которой израильское правительство и бенефициары европейских программ были обязаны указывать в любых будущих соглашениях с ЕС, что поселения на Западном берегу реки Иордан, включая Восточный, находятся за пределами государства Израиль. Израильский же премьер Биньямин Нетаньяху настаивал, что ЕС должен признать Иерусалим столицей еврейского государства.

Однако в последние месяцы позиции ЕС и Израиля несколько сблизились. Миролюбивые стремления Европы совпали с усилиями того же Нетаньяху достичь соглашения о нормализации отношений с Саудовской Аравией.

Обсуждаемая договоренность предполагала некоторые уступки палестинцам, признавшим Нетаньяху. Детали переговоров не раскрывалось, но из заявлений исходило, что их идея – стимулировать арабов в секторе Газа и Западном берегу реки Иордан к экономическому сотрудничеству, а не к террору в рядах ХАМАС, а неразрешимые вопросы, такие как совмещение двух народов в Иерусалиме, отложить в сторону.

"Наш подход, в отличие от усилий под руководством США, сосредоточенный на конечном состоянии мира, а не на сущности урегулирования окончательного статуса", – заявлял в сентябре спецпосланник ЕС по Ближневосточному мирному процессу Свен Купманс на полях Генассамблеи ООН, добавив, что ЕС хочет предложить сторонам стимулы вместо "карательного подхода" . По сравнению с прошлыми усилиями, "это действительно на 100% пряник, а не плеть", заявлял Купманс.

Очевидно, что после 7 октября эти планы продолжать невозможно.

Нападение со взятием заложников, расстрелами безоружных гражданских и т.д. создало четкую черно-белую картину, где роль зла взяли на себя ХАМАС и власти Палестины в целом. Из Брюсселя вскоре прозвучали заявления о приостановлении любого финансирования проектов на палестинских территориях.

А остановка денег ЕС – это действительно серьезно.

Фактически финансирование из ЕС держало на плаву всю экономику и государственную машину Палестины. В частности, Брюссель помогал выплачивать зарплаты госслужащим, с 2008 по 2020 год выделив ПА почти 2,5 млрд евро прямой бюджетной поддержки.

Причем недавно в Брюсселе постоянно слышали критику Израиля, утверждавшего, что часть этих денег идет на выплату заключенным и освобожденным террористам, а также семьям "мучеников". То есть по сути на финансирование террористической машины. И даже когда доказательств такого финансирования стало все больше, найти корректный выход из этой истории оказалось непросто: в ЕС объясняли, что остановка финансирования власти в Рамалле может привести к дальнейшей радикализации палестинцев. Израиль же отвечал, что политика ЕС дает зеленый свет для продолжения призывов к террору, а также насаждения ненависти к Израилю.

По прошлогодним данным европейских инвестиций в Палестину с 2014 года взносы Евросоюза, его государств-членов, а также банков ЕБРР и ЕИБ достигали 1,4 млрд. евро.

Но был также второй источник финансирования Палестины. Откровенно террористический. Это доходы от участия палестинцев в операциях ХАМАС – организации, которую финансирует Иран и некоторые другие ближневосточные государства, в частности Катар.

ХАМАС, который с 2007 года является партией власти в секторе Газа, может быть, и поддерживает идеи доноров с ЕС, но не может и не хочет отказаться от борьбы с Израилем, ведь это делает его ненужным для главного спонсора прокси-войны – Ирана.

Да и рядовые палестинцы не поняли бы такого отказа. Абсолютное большинство населения региона искренне ненавидит Израиль. А ввиду того, что в регионе не хватает реального бизнеса и предложений работы, завербовать палестинцев для совершения терактов в Израиле несложно. В конце концов, для многих это была едва ли не единственная возможность заработка.

Израиль тоже не стоял в стороне в подстрекательстве палестинцев к этому конфликту. Это и расширение израильских поселений на территориях, оккупированных по международному праву; и общее чувство вражды к палестинцам, дополнительно подогреваемое заявлениями ультраправых политиков.

Но все эти доводы обнулились 7 октября.

Сразу после нападения ХАМАС глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель подчеркнул, что Израиль имеет абсолютное право на самозащиту – а значит, и право атаковать палестинские территории, с которых наносили удары.

Еще более радикальной оказалась позиция еврокомиссара по соседству Оливера Варгеи. "Как самый большой донор палестинцев, Европейская комиссия пересматривает весь свой портфель проектов развития на общую сумму 691 миллион евро", – отметил еврокомиссар. Кроме того, он сообщил, что Еврокомиссия "немедленно приостанавливает" выплаты по имеющимся проектам для Палестины, пересматривает все проекты, а новые предложения по финансированию помощи палестинцам отложены "до дальнейшего уведомления".

Да и заявления высших брюссельских чиновников показали, что Палестина и ХАМАС перешли красную линию.

Появились также суверенные заявления о деньгах от стран ЕС, но далеко не от всех.

Австрия заявила, что приостанавливает двустороннюю помощь в развитии палестинских территорий. Выплаты в 19 миллионов евро будут временно заморожены. В ФРГ поспешили заявить, что Германия не финансирует Палестинскую администрацию как таковую, но в целом Палестине помогает. Обещали проверить всю помощь Германии (это 125 млн евро на 2023-24 годы) и убедиться, что она будет "служить миру, а не террористам".

Можно ли считать, что ЕС положил конец финансированию Палестины?

Как выяснилось, жесткое заявление комиссара Варгеи не было согласовано со странами-членами – то есть венгерский комиссар в своем решении приостановить выплаты Палестине вышел за пределы полномочий. В результате Еврокомиссия в течение дня дважды уточняла позицию. Потом главы МИД Евросоюза провели встречу по ситуации в Израиле. Но источники брюссельских медиа рассказывают о несогласии стран даже по фундаментальным вопросам – относительно того, называть ли ХАМАС террористами, призывами в Израиль и тому подобное.

Старая рамка израильско-палестинского конфликта, согласно которой именно Израиль формально имеет статус государства-агрессора, до сих пор влияет на позицию части столиц.

А как поступить Украине?

Украина в Израиле не геополитический игрок, но ее роль важна для формирования рамок международных отношений Украины с партнерами.

И термин "партнеры" здесь касается не Израиля (который во время войны не спешил помогать Украине, а заигрывал с агрессором), а тех государств, которые являются ключевыми союзниками.

В израильском вопросе нет места простым решениям. Особенно для Украины, имеющей статус кандидата в члены ЕС.

Но есть и другой вектор – это США. Диаметральные разногласия с ключевым донором безопасности – вещь нежелательная. А у Вашингтона, в отличие от Европы, позиция произраильская и антипалестинская, причем это – точка зрения обеих партий.

Отдельным вектором являются отношения Украины с влиятельными странами арабского мира, прежде всего с Саудовской Аравией, которая помогает Киеву и в вопросах безопасности, и в дипломатии. Пока арабский мир находится в ожидании и не спешит твердо становиться на сторону ХАМАС. Но продолжающиеся обстрелы, наверное, сдвинут этот баланс. 

В этих условиях однозначная поддержка Украиной любой из сторон может иметь нежелательные последствия. Возможно, оптимальным для Киева вариантом является присоединение к позиции Евросоюза. Во-первых – потому, что она, из-за наличия разных мнений внутри ЕС, будет наиболее взвешенной. А во-вторых, потому что Киев в ближайшее время начнет переговоры о вступлении в ЕС.

Комментарии (0) Добавить комментарии