Политика

Гагаузский спикер Дмитрий Константинов поддержал социалистов

24.10.2014, 06:00
{Гагаузский спикер Дмитрий Константинов поддержал социалистов} Молдавские Ведомости

В ПСРМ он видит единственное спасение для своего региона и страны

 

Достойным собеседником членов международного пресс-клуба «Социальный резонанс» на очередном заседании 17октября показал себя впервые пришедший в клуб председатель народного собрания Гагаузии Дмитрий Константинов.

 

Выйдем всем миром, но без оружия

 

– Дмитрий Георгиевич, что скажете о решении Конституционного суда, которое взорвало мозг молдавского общества? – спросил учредитель и модератор клуба Артур Ефремов. -  Высшая судебная инстанция признала единственно правильным вектором евроинтеграцию и отмела в сторону всех, кто ратует за вхождение в ТС и ЕврАзЭС. Между тем есть Гагаузия, Приднестровье, север Молдовы, где процент граждан, идентифицирующих себя как румын, крайне низок. Если случится худший сценарий и власти под давлением Брюсселя, Вашингтона, Бухареста запретят участвовать в выборах партиям социалистов, тандему Мишин-Тарлев, триаде Шелин-Формузал-Топольницкий, с чем мы проснемся на второй день?

– Новостью это решение КС не явилось. Известно, что каждый имеет право на собственное мнение. У нас же все наоборот. Говоря о запрете партии социалистов, Усатого, других, могу сказать: в нашем государстве все может быть, мы уже ничему не удивимся, так как знаем, как сегодня работают суды. Если подобное произойдёт - в Гагаузии соберётся народ, будем высказываться. Оружия в руки не возьмём, мирным путём будем разбираться. Думаю, и вся Молдова поднимется.

 

Воронин себя исчерпал

 

Каков статус ПКРМ в Комрате и Гагаузии? Мы слышим, что коммунисты всеми правдами и неправдами хотят получить тот же бонус, который доверили ей гагаузы в 2001 году, когда Воронин, триумфально взяв под контроль парламент, стал на 8 лет «царём всея Молдовы». Какие у коммунистов шансы понравиться гагаузам на этот раз?

– Мы ездим по сёлам, и я вижу, что взрослое население, не говоря уже о молодёжи, начинает понимать ситуацию. Из сел письма направлены в совет старейшин, и уже не секрет, что на днях он примет решение в поддержку партии социалистов. Программа коммунистов никому не понятна: то говорят о европейском векторе развития, то о восточном. Лидер ПКРМ Воронин, смотря, наверное, с какой ноги встанет, каждый день говорит по-разному. То он с ЕС, то с ТС, то поддерживает идеи Путина. Народ не может определиться. Может, это и к лучшему.

Мы в Гагаузии уже точно знаем, как работает ПКРМ. В 2003 году депутаты НСГ подписали 10 пунктов договора, который коммунисты обязались выполнить. Воронин подписался. Есть оригинал. Затем мы все проголосовали за коммунистов. Но ни один пункт не выполнен, и мы им сегодня не верим.

Я лично считаю, что самый большой экономический урон Молдове нанесла именно ПКРМ за 8 лет нахождения у власти. Все помнят 2006 год, когда были разорваны отношения с Россией. И с того времени все идёт наперекосяк. До 1990 года мы у себя на юге 300 тысяч тонн в год поднимали основного агропродукта – винограда, сегодня собираем 35 тысяч. В те времена все пионерлагеря во время сбора урожая были заполнены студентами, вся Россия помогала, а сегодня молодёжь разъезжается кто куда.

Мы видим, что у России нет доверия коммунистам. Надежда, что они сделают окончательный выбор, есть, это ведь все-таки самая большая партия. Объединяться Воронин ни с кем не хочет, твердит, что у него будет 70 мандатов. Или уверяет, что объединится с народом. Что это за ответ вообще?

 

Только у социалистов есть внятная программа

 

– В сентябре 9 депутатов НСГ сделали громкое заявление, что избрали себе в качестве политического союзника в Кишиневе г-на Додона и партию социалистов. В НСГ 35 депутатов, 9 человек – это четверть. Когда вы, один из богатейших людей автономии, спикер, в свой 61 год принимаете столь серьёзное решение, на то есть мотивы. Я был уверен, что вы присоединитесь к Усатому, который очень резко ворвался в политику, либо к аксакалу Мишину. Ваши оппоненты поговаривают, что на вас оказали давление «фигуры икс» – чуть ли не ФСБ, а то и люди из администрации Путина. Можете нам сказать правду?

– Хотел бы я наладить связь с людьми Путина или ФСБ… Когда мы выбирали, с кем идти, долго и не думали, познакомились с программами всех партий. Программа социалистов подходит Гагаузии полностью. Додон не боится слов «федерализация», «молдавский язык», социалисты не боятся говорить, что мы изучаем историю другого государства и это нонсенс.

Мы говорим даже не о федерации, а о децентрализации власти. Это нужно не только Гагаузии. Когда на местах люди получат больше власти, им интереснее станет работать. Бюджет нашему региону сверху выделяют в 390 миллионов плюс-минус пять миллионов. Какой интерес заниматься производством? Даже если заработаем больше, в бюджете заложена только эта сумма. Децентрализация власти финансировалась США, но почему-то процесс не пошёл, и финансирование прекратилось.

Многие сегодня говорят: не будем голосовать ни за одну партию, все обманывают. Но мы – мы хотим, чтобы в парламент прошли депутаты от Гагаузии. И будем обращаться к нашему народу, чтобы люди проголосовали за партию, которая думает об экономике Молдовы.

 

Закулисная правда

 

– Что произошло между вами и мэром Комрата Николаем Дудогло, который возглавляет представительство Демпартии в Гагаузии?

– Произошедшее между нами не подлежало афишированию. Но в последнее время Дудогло выступает по ТВ и много чего говорит. Например, сказал недавно, что у нас была договорённость в ДПМ, что мы с моим заместителем Демьяном Карасени делим пополам четыре года руководства НСГ – по два года каждому. Коль скоро вопрос поднят, я хочу открыть, каким был уговор на самом деле.

После выборов в НСГ начали создаваться фракции. ДПМ создала фракцию из 16 депутатов. Начали выдвигаться кандидаты в председатели НСГ. Здесь, в Кишиневе, был задан вопрос Карасени: желаете быть председателем? Он ответил утвердительно. Спросили и меня. Я сказал, что не горю желанием, но готов быть в команде. Тогда руководство партии мне попеняло, зачем я так ответил. У вас, мол, больше опыта, надо согласиться. Когда мы собрались через день и нам опять задали тот же вопрос, я не отказался. А Карасени заверили, что через два года меня изберут в парламент от ДПМ, а его потом все вместе изберём председателем НСГ. Вот такой был договор. А не так, как говорит Дудогло, что якобы я ушел из ДПМ, потому что хочу остаться председателем. Пожалуйста, я готов сегодня выполнить тот договор: пусть меня изберут в парламент от ДПМ, и я вместе со всеми проголосую за Карасени.

После февральского референдума мне в полночь позвонили журналисты и спросили, в курсе ли я, что меня исключили из ДПМ. Я был не в курсе. Вот последствия усердия по проведению референдума. Есть новость: буквально на днях 8 из 9 членов «Единой Гагаузии» проголосовали за поддержку партии социалистов. Не поддержал только Формузал. Так что список примкнувших к СПРМ пополнился. Думаю, желающие будут ещё.

 

– У кого из молдавских политических партий «контрольный пакет акций» в НСГ?

– Его как такового никогда не было. Ни у ДПМ, ни у коммунистов, ни у наших сторонников нет большинства. Но по вопросам, которые затрагивают Гагаузию, все партии голосуют, забыв партийную принадлежность.

Авария после приёма муста и спор с Харламенко

 

А вот «неудобные» вопросы от известного правозащитника Федора Гелича. Один из них касается недавнего сбора винограда Константиновым вместе послами, после чего он сел якобы в нетрезвом состоянии в служебную машину и разбил ее. А медики якобы получили указание скрыть результаты тестирования на алкоголь.

Гагаузский спикер ответил:

– Было много разных высказываний. Что водитель был со мной, что депутат Топал, был рядом… Хорошо, что у второго оказался билет, подтверждающий, что он на Кипре отдыхал, а у водителя отметка в паспорте, что он в Одессе находился. Есть видеосъемка, где мы в подвале винзавода пьём муст – виноградный сок. Дипломаты попросили именно муст. Я бы хотел видеть того, кому после двух кружек муста захочется вина.

Следом за мной ехал мой сосед. Я потерял сознание, и он мне рассказал: «Я ехал за тобой. У меня 70 км, у тебя – 80. Потом вижу, что-то с твоими подфарниками не то. Через две минуты останавливаюсь – твоя машина, перевернувшись, снова стоит на колёсах, работает, а ты лежишь без чувств. Я стал бить тебя по щекам. Думал, ты неживой». Скорая приехала быстро, как будто рядом была. Сын рассказал, что у меня дважды брали анализ на алкоголь, и оба раза результаты были отрицательные. Мне что, признаваться в том, чего не было?

 

Последовал вопрос Гелича о том, что «на гагаузском ТВ идёт страшнейшая война. Анна Харламенко публично обвинила вас в том, что вы как должностное лицо хотите подмять масс-медиа под себя».

– Не хотел бы комментировать этот бред. Это истеричность г-жи Харламенко, человека, который ну очень любит себя. При первой же встрече она так хвалит себя, что люди думают, будто встретились с гением. Но в Гагаузии все знают, кто она такая. Если кто перечит ей, это означает, что он якобы готовит на нее рейдерскую атаку.

Мы в НСГ избрали наблюдательный совет телерадиокомпании GRT, который, в свою очередь, избрал Анну председателем. Тот же совет не мог полтора года избрать руководителя телевидения, потому что Харламенко хочет, чтобы там бы ее «подкаблучник». Баллотировавшегося Радова, своего сторонника, она обозвала колхозником, которому не место там. В итоге из ее ставленников не прошёл никто. Наконец-то избрали профессионала. Но Анна потеряла рычаги влияния. Радов и другой претендент написали в суд, что новый председатель – акционер частного ТВ. Но, как оказалось, там сын работает, а не он. Я сегодня никак не могу узнать от Анны, какая у нее зарплата. Информация засекречена. Мы направили запросы в СП, прокуратуру и суды – все вступились за Анну. И все равно мы узнаем, какова ее зарплата.

 

Перебежка или протест?

 

Новый град вопросов:

 

– Вы поддержали социалистов. А поддержат ли они вас на будущих местных и башканских выборах?

– По договорённости нам необязательно вступать в эту партию. Группа, которая поддержала социалистов, принимает решение: кого мы выдвинем в примары, башканы или в депутаты. ПСРМ дала слово, что вообще не будет вмешиваться в то, кого мы будем выбирать.

 

– Насколько вы доверяете Додону, он ведь перебежчик от Воронина, и  благодаря его голосу Тимофти стал президентом?

– В любой команде – партийной, покерной, футбольной - случаются перебежчики. А если уходит 70 процентов – то, может, дело в лидере? У коммунистов только один командует. Мнение Воронина поменять невозможно. Это его партия, а не коммунистов.

 

– «Гагаузским диверсантам» дали по пять лет условно за сотрудничество со следствием. Они признались, что их готовили под Ростовом.Что вам об этом известно?

– Я этих ребят в лицо не знаю. Чему они обучались? В Вадул-луй-Водэ тоже кто-то кого-то тренирует. Эти четверо ребят – что за переворот они хотели сделать? Они на кого-то напали? В это же время в Комрате была перестрелка, и доказано, что замначальника СИБ стрелял. Депутаты задаются запросом: что творится? Те, кто открыто стрелял, – тем ничего, продолжают работать. А каких-то ребят задержали непонятно за что.

 

– У вас непростые отношения с Формузалом. Где вы его видите после сложения им полномочий башкана?

– В молдавском парламенте. Он мог бы умело защищать чаяния гагаузов.

 

О хитросплетениях интересов

 

– Почему то и дело переносится визит премьер-министра Турции в Гагаузию?

– Нам объяснили, что политическая ситуация в Турции для визита не совсем удачная, но вопрос остаётся открытым. Зато делегация Гагаузии готовится с визитом в Турцию, будут встречи с премьером, министрами, законодателями, бизнес-сообществом.

 

– В Гагаузии сплелись как интересы геополитических игроков – России, Турции, Евросоюза, так и региональных, – Кишинева, Приднестровья, отчасти Бухареста. Кто для вас в приоритете?

– Наши турецкие друзья немного ревнуют к хорошим связям с Россией. Мы вывозим вина в РФ. Яблоки – вопрос скоро решится. Но есть пошлина, которая введена для молдавского экспорта в РФ. Она легла на плечи простых людей – закупочные цены вынужденно занижаются, иначе бизнес, набравший кредитов, обанкротится. Канду, министр экономики, он что, вообще в экономике разбирается? Говорит, что вряд ли найдётся партия, готовая поменять вектор, потому что молодёжь якобы уже привыкла летать в ЕС туда и назад, любоваться красотами. А министр экономики об экономике думает? Продукция на полях и в садах гниёт! Компенсация еле покрывает себестоимость. А что, эти деньги некуда было девать? Где наши экономисты? Возможно, можно было договориться с двумя векторами. Если привели к такой неразберихе, оставьте свои должности.

 

– Кто все-таки больше на умы гагаузов влияет – Москва или Анкара?

– Больше влияют там, где мы видим больше приоритетов. Люди в Россию уезжают работать, в Турции работают меньше. Наших детей в России – в пределах 2 тысяч, в Турции – единицы. Комратский университет жалуется: мы не содействуем тому, чтобы дети оставались здесь. Видимо, условия в России лучше, мало кто возвращается. Нужно создавать условия, чтобы человек вернулся.

Срочно нужна «левосторонняя» коалиция

– Что подтолкнуло вас пойти из бизнеса в политику?

– Амбиций у меня нет. Я был депутатом первого НСГ. Живу в Гагаузии и никуда уезжать не собираюсь. Все, что я зарабатываю бизнесом, вкладываю в обустройство детсадов. На мою фирму была совершена атака, я выиграл суд. Полтора года стояло производство. Оно у меня абсолютно прозрачно.

 

– Муссируется идея, что если у господ Додона, Мишина, Усатого, «трио» Формузал-Шелин-Топольницкий хватит ума, мудрости, хитрости и политической воли загнать своё эго под плинтус и объединиться (или хотя бы заключить некий пакт о ненападении), то это может угробить шансы ПКРМ и Демпартии на попадание в парламент.

– Да, если бы они объединились ради Молдовы, то можно было бы ожидать позитивных изменений. Мы на Ренато Усатого смотрим положительно – он нам ближе всего. Партии левосторонние обязаны создать коалицию.

Записал Олег ДАШЕВСКИЙ

Комментарии (0) Добавить комментарии