Галина Бостан: «За кресло судьи уже не платят - его передают по наследству»
Собрание судей, состоявшееся в пятницу, 13 марта, наверное, несло на себе отпечаток этого дня. Такого негатива в адрес судейского корпуса еще не было. «В силу ряда причин в прошлом году молдавское правосудие признано самым коррумпированным в мире», - заявил председатель ВСП Михай Поалелунжь. - Об этом говорили в Докладе глобальной конкурентоспособности (2014-2015 годы), составленном Всемирным экономическим форумом (WEF). Судьи за деньги выносят решения о предоставлении участков под строительство, много претензий по поводу сроков рассмотрения гражданских и уголовных дел».
Почему суд у нас неправый? Отвечают Галина Бостан - председатель центра анализа и предупреждения коррупции и Лилия Ионица - координатор проектов.
Жалуются на маленькие зарплаты и большие стрессы… и отправляют детей учиться на судью
- Назовите то главное, что в нашей судебной системе заставляет давать взятки?
Галина Бостан: - Первым о коррупции в судебной системе заговорил в 2001 году президент Воронин. Тогда масштабы коррупции были меньше. Но в конце 2000-х пришли новые судьи. Те, которых назначали в первые годы независимости страны, сами отличались независимостью и честностью. Но постепенно их сменили, и начался кошмар: пошла молва, что место судьи покупается и продается.
Нет ни одного судьи, который бы не жаловался на сложную жизнь, на маленькие зарплаты и большие стрессы, но в списках курсантов национального института юстиции (его должен окончить каждый претендент на должность судьи) большинство – дети и родственники судей и прокуроров. Это уже каста. Если рассматривается вопрос о назначении нового судьи – всплывает фамилия сына или племянника судьи или прокурора, все оговаривается.
Лилия Ионицэ: - Какой же родитель пожелает своему ребенку плохой участи? Говорят, решение дела в суде стоит тысячи долларов и что есть даже прайс-лист по категориям дел.
Взятки все чаще дают под прессингом
Галина Бостан: - У участников судебного процесса есть острое желание воздействовать на решение. Взятка – самый легкий способ, если судья недостаточно образован, готов к подкупу…
Лилия Ионицэ: - Есть опрос «Transparency International» о причинах, по которым физические лица и экономические агенты дают взятки в суде. Обстоятельств два: личная инициатива и дача взятки под прессингом. Большая часть экономических агентов давали взятки по личной инициативе. В 2014-м по сравнению с 2012 годом ситуация изменилась: увеличилось количество взяток, которые давались под прессингом. Наиболее коррумпированными сферами оказались суд, разрешительные органы и полиция.
На собрании судей приводились данные из Доклада о глобальной конкурентоспособности (2014-2015 годы), подготовленного Всемирным экономическим форумом (WEF). Молдова на последнем, 144-м, месте по уровню влияния на судей для получения заведомо нужного решения.
В ступор вводит раскрытие новых фактов о людях, которые должны защищать закон. Подполковник МВД обвиняется в незаконном распространении наркотиков, другой офицер полиции арестован в рамках дела о незаконном обороте героина в особо крупных размерах. Это как отражение в кривом зеркале - зазеркалье.
Грузии «чистки» не помогли
- В Грузии сняли судей. Помогло?
Лилия Ионица: - Если кто-то думает, что Грузия пошла по пути замены большинства судей, то смею заверить, не было такого. Самые большие реформы охватили полицию. Но в целом в системе правосудия после этого, согласно отчетам ООН, стало даже хуже.
Судьи ленивы и не знают, какое решение принять
- Проблема в том, что суды длятся годами. Нередки факты, когда от подачи заявления до рассмотрения дела в суде проходят годы, знаю случай, когда в суде сектора Чентру за два года не было ни одного заседания по существу дела. Суд против нас. Кто должен за это отвечать?
Лилия Ионица: - Процессы затягиваются еще и потому, что судьи не применяют к участникам никаких взысканий.
Галина Бостан: - Судьям выгоднее переносить дело, чем рассматривать по существу. Они иногда просто не знают, какое решение принять. Проблема в судьях.
На собрании председатель ВСП предложил установить конкретные сроки рассмотрения дел в судах первой и второй инстанций. Это разумно и выполнимо. У всех судей по одному ассистенту, в ВСП – по трое, есть секретари судебных заседаний. Жалобы на то, что нет времени, - отговорки. Судебная система стала очень дорогой для государства. В бюджете 2013 года на весь сектор юстиции государство выделяло 613 миллионов лей, из которых на судебные инстанции - 241 миллион.
- Знаю случай, когда заседание в суде сектора Чентру было перенесено из-за того, что начиналось другое заседание, на котором должен был присутствовать тот же судья.
Галина Бостан: - Такого не должно быть. Судья должен бояться последствий переноса заседания и затягивания судебного процесса. Для этого свою роль должна выполнять инспекция.
Лилия Ионицэ: - Эту проблему должен решить закон о дисциплинарной ответственности судей, вступивший в силу 1 января. Он содержит полный перечень дисциплинарных проступков, за совершение которых судьи будут привлекаться к ответственности. Можно обратиться в дисциплинарную коллегию с жалобой. Раньше эти жалобы проходили через секретариат Высшего совета магистратуры, процедура была долгой.
Галина Бостан: - ВСМ давал формальные ответы, которые не удовлетворяли людей, видевших, что судья не работает, потому что он ленив.
Власть должна почаще задавать себе вопрос: почему человек дошел до суда?
- На собрании говорилось о том, что судьи решают вопросы, которые не должны решать суды: перенос сроков вступления в наследство, наделение гражданством.
Галина Бостан: - Суды могут рассматривать любые дела, связанные с конфликтом интересов. Но дело в том, что центральная и местная власть нефункциональны. Центральные органы должны почаще задавать себе вопрос: почему человек дошел до суда, почему его проблемы на решаются теми органами, с которыми он судится: примэрией, налоговой инспекцией? Много дел в суде связано с мэрией Кишинева. Почему их не решает мэрия? Зачем нужна примэрия, если она отсылает всех в суды?
По вине судей в дела о нарушении разумных сроков в судах тоже затягиваются на неразумные сроки
Лилия Ионицэ: - На собрании судей такие вопросы поставили впервые, и это - первый шаг к признанию проблем. Судья не должен сидеть как Бог, он должен проявлять соучастие к делам истцов, которых судьба довела до того, что им пришлось обращаться в суд.
Если говорить о решении в суде вопросов гражданства, то можно сделать вывод: судьи на местах изобретают новые конституционные нормы. Все упирается в профессионализм судей, которые отобраны ВСМ и утверждены президентом. На этих институтах лежит вся ответственность. К ним присоединились новые органы: коллегия по отбору судей и коллегия по оценке деятельности.
Галина Бостан: - Общество имеет право на то, чтобы сроки рассмотрения дел в судах были как-то ограничены: судьям повышены зарплаты, платят ассистентам - все это налоги. Но самое большое сопротивление установлению сроков рассмотрения дел будут оказывать именно судьи. Рассмотреть вопрос о нарушении разумных сроков рассмотрения дел в судах могут молдавские суды, может и ЕСПЧ. Но в наших судах дела о нарушении разумных сроков тоже затягиваются на неопределенные сроки.
Бюджет судов вырос на треть
- Работает ли онлайн-система контроля за прохождением дел в суде?
Лилия Ионицэ: - Это хорошая идея, но она пока апробируется. Все решения судебных инстанций уже публикуются на едином портале Instante.justice.md.
Галина Бостан: - Нужно хотя бы полгода, чтобы посмотреть, как это работает. Важно, анонсировать слушание дел. Пока же даже не все дела вводятся в базу данных. Особенно это касается дел, рассмотренных в апелляционной палате Кишинева.
Лилия Ионицэ: - Если говорить об инвестициях, которые выделяются на реформирование судебной системы… Приходит помощь Европейского союза, бюджет судов вырос на 29 процентов. Прошел первый этап повышения зарплаты, в текущем году ее снова повысят.
Судьи под электронным колпаком
- Будет ли решен вопрос о совершенствовании электронного распределения дел в судах после скандала в суде сектора Рышкань?
Лилия Ионицэ: - ВСМ разработал уже четвертую, улучшенную, версию программы электронного распределения дел. Более усовершенствованную разрабатывали американцы, полностью исключившие человеческий фактор. Вся база и программное обеспечение - под наблюдением центра специальных коммуникаций при правительстве, ежемесячно он составляет отчеты о том, кто откуда в котором часу куда заходил, что менял в программе. 13 марта на Общем собрании судьям сказали: не надо вмешиваться, за вами наблюдают и если что - поймают.
Новый закон о дисциплинарной ответственности поможет наказывать нерадивых – есть обширный список санкций для привлечения к дисциплинарной ответственности судей. Но все будет зависеть от комиссии по дисциплинарной ответственности и ВСМ.
Галина Бостан: - Если у власти будет желание наказать всех, кто занимался несанкционированными изменениями, то это можно сделать. У ВСМ есть все права.
Нужно контролировать не доходы, а расходы
- Каким должен быть налоговый контроль за доходами судей как фактор предотвращения коррупции?
Галина Бостан: - Лучше контролировать расходы, это раскроет реальную картину доходов.
Лилия Ионицэ: - Нужно менять нормативную базу. Пример подают Россия и Китай. У нас в этом направлении работает закон о косвенном налогообложении. Все в руках налоговой инспекции.
Новости по теме
- Вчера, 10:20
- 23.11, 10:08
- 23.11, 08:38
- 22.11, 17:10
- 21.11, 18:30
- 21.11, 16:24
- 21.11, 15:00
- 21.11, 14:15
- 21.11, 12:53
- 21.11, 09:40
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 10:20
- 23.11, 10:08
- 23.11, 08:38
- 22.11, 17:10
- 21.11, 18:30
- 21.11, 16:24
- 21.11, 15:00
- 21.11, 14:15
- 21.11, 12:53
- 21.11, 09:40