Георге Костандаки: Что означает для румын план постпандемического восстановления Румынии
Бухарест в лице команды правительства Флорина Кыцу разработал национальный план восстановления и устойчивости Румынии – «Planul Naţional de Redresare şi Rezilienţă al României» (PNRR). Он включает 15 приоритетов развития на ближайшие десять лет. Планируется потратить 29,2 миллиарда евро. Странно то, что разработчики немы как рыба в вопросе происхождения этих средств. Но полушепотом говорят, что ЕС будет финансировать план из фондов восстановления Еврозоны после пандемии COVID-19. На самом деле это не так. Объективный анализ PNRR дает основания сделать вывод: это не что иное, как популистский план, который рождает множество вопросов, а его истинное предназначение – совсем не то, что декларирует власть.
26 мая премьер Флорин Кыцу должен был на пленарном заседании парламента Румынии поговорить с депутатами о PNRR, но по неизвестным причинам не предоставил ни подробностей, ни четкой информации. 31 мая правительство Румынии в лице того же Кыцу должно было представить PNRR в Брюсселе. Детали того, как Румыния хочет потратить эти 29,2 миллиарда евро, должны были огласить 2 июня. Но до сих пор ничего не понятно.
Анализируя распределение источников финансирования постпандемического восстановления, мы видим, что Европейский Союз выделит Румынии через PNRR только 14 миллиардов евро. Поиск истины направил меня к другим источникам, которые чётко указывают: разница в размере до 29 миллиардов евро, то есть почти 15 миллиардов евро, - это ожидаемый кредит от ЕС под гарантии МВФ. Неужели так трудно сказать народу правду: Румыния залезет в новые долги?
Напомню, что долг Бухареста сейчас составляет около 130 миллиардов евро. Он вырос с 1 января 2020 года почти на 30 процентов, и это создает очень высокие риски для финансовой стабильности. В конце 2019 года долг составлял около 98 миллиардов евро. Румыния – самый большой должник в ЕС.
Уровень промышленного производства в стране продолжает падать, что неприемлемо, если хочешь планировать развитие экономики. Хотя последние пять-семь лет Румыния держит лидерство по уровню экономического роста, рост этот некачественный: источником позитивной динамики является рост потребления, а не промышленного производства, инфляция, а не производство новой добавочной стоимости.
В Румынии самые лучшие земли в Европе – но производство сельхозпродукции упало в последние несколько лет в несколько раз. Из страны вывозится аграрное сырье, а ввозится продовольствие, сделанное из этого самого сырья в Германии и других странах ЕС.
Анализ PNRR показывает, что главная идея плана далеко не сводится к развитию Румынии в определенные сроки. Никакой план восстановления не может быть составлен без развития промышленности. Но PNRR не включает ничего, что было бы связано с индустриализацией, реформами в промышленности, полностью исключив этот сектор. Любой экономист знает, и это доказано опытом последних ста лет: никакая экономика не возможна без промышленности, особенно в век новых технологий.
Обращаю внимание румынских коллег: PNRR - план потребления, который не обеспечивает устойчивости, без чего нет развития!
У меня множество вопросов к авторам плана. Где исследования, инновации, технологический трансферт? Румыны действительно желают, чтобы Румыния развивалась, или хотят, чтобы она была исключена из всего, что означает творчество, определение судьбы сообщества, самоопределение? Если нет - почему представлен плод бессилия некомпетентных управленцев, которые за свою жизнь даже провода не согнули, ходили на работу и домой, выполняя заказы хозяев и за это получая зарплату? Главный вопрос: зачем Румынии такой план развития, при котором она задолжает МВФ 15 миллиардов евро, из которых практически 90 процентов пойдут на потребление? Это же нонсенс.
Ниже я перечислю 15 стратегических направлений восстановления Румынии в рамках PNRR. Но хочу отметить, что было бы разумно акцентировать четыре-пять направлений. Мы видим постоянные реформы на всех этих 15 направлениях - но не видим свет в конце тоннеля. Никакого сдвига за 17 лет членства в ЕС! А финансирование постоянно растет. Кому выгоден рост долгового бремени? Какие реальные планы скрываются?
Анализ опыта стран Южной Америки, Греции, Болгарии и других даёт основание предположить, что все, что делают с Румынией, делают целенаправленно и методично. Придет момент, когда страна не сможет платить, и это будут мрачные времена, когда вспомнят Чаушеску, при котором работали только на оплату долгов. Есть огромный риск того, что Румыния будет управляться внешними силами, что окончательно поставит её на колени.
Есть у Бухареста резервы для самостоятельного восстановления экономики? Естественно! Есть абсолютно все: и человеческий ресурс, и такие природные ресурсы, каких нет у других стран ЕС, и плодородные земли, и реки, и горы. Есть все для восстановления - отсутствуют только патриоты, которые думали бы о стране, о своём народе, а не о том, как лично разбогатеть и разбазарить все по указке зарубежных хозяев.
Анализ событий последних трех-пяти лет позволяет сделать вывод: румынские власти живут обособленно от народа, их жизнь параллельна жизни румынского общества. Неужели народ позволит опять поставить себя на колени?
PNRR не оговаривает чётких направлений развития деловой среды, а ведь именно за ее счет государство пополняет свои ресурсы, идущие на оплату долгов, в том числе и тех самых 15 миллиардов, которые собираются одолжить для популистских целей и удержания власти еще на какое-то время, пока не разбазарят всю Румынию. Вот основные направления PNRR, на которые должны потратиться власти, а потом, через годы, из карманов налогоплательщиков вернуть огромные фонды, которые планомерно направляются не в то русло, которое обеспечило бы Румынииэкономическое развитие (в миллиардах евро).
Водное хозяйство - 1,9
Облесение и защита биоразнообразия - 1,3
Управление отходами - 1,1
Устойчивый транспорт (автомобильный, железнодорожный, метро) - 7,6
Фонд реновации- 2,2
Инфраструктура возобновляемых источников энергии и водорода - 1,6
Государственные системы и взаимосвязанные цифровые общедоступные системы - 2
Налоговые реформы и пенсионная реформа –0,682
Поддержка частного сектора, исследований, разработок и инноваций, а также реформы государственных предприятий - 1,7
Местный фонд перехода к зеленым и цифровым технологиям - 2,1
Туризм и культура –0,2
Фонд больниц и расширение доступа к здравоохранению - 2,4
Социальные реформы – 0,233
Реформа государственного управления, укрепление социального диалога и повышение эффективности правосудия – 0,137
Проект «Образованная Румыния» - 3,6 миллиарда
Очевидно, что практически все из 29,2 миллиарда евро будет направлено не на увеличение производства добавленной стоимости, а на потребление.
Эволюция последних трех десятилетий показала, что кражи средств из кредитов и разных фондов помощи в Румынии, как и на всем постсоциалистическом пространстве, возросли и стали обыденностью.
И еще одно обстоятельство ставит под сомнение возможность полной реализации PNRR. Правила таковы: каждые шесть месяцев комиссары ЕС будут контролировать выполнения плана, и если будут сомнения в реализации какого-либо одного стратегического направления – будет остановлено финансирование всего PNRR, всех остальных направлений. Случайно или нет, но власти Румынии готовы принять такое условие. Из чего видно, что их, скорее всего, интересует не перспектива развития, а нечто другое.
Можно смело делать вывод: населению снова предложат затягивать пояса, апеллируя к проблемам погашения долгов по старым сделкам, которых у Румынии множество. Таким образом, триумфальные реформы, помпезно провозглашенные Кыцу, Йоханнисом и другими официальными лицами, будут означать жесткую экономию. Так называемые реформы - это фактически замораживание пенсий, заработной платы, пособий, повышение пенсионного возраста, повышение налогов в сферах информационных технологий, а также для малого и среднего бизнеса, где должны быть предусмотрены стимулы и льготы, и не секрет, что будет предложно удвоение налогов на имущество населения.
К сожалению, рядовые граждане понятия не имеют, куда ведут их власти. О PNRR не случайно мало пишут, дозируют информацию, боясь, что народ опять выйдет на улицу и снесет правительство. Румыния - не Республика Молдова, где можно бесконечно воровать и никогда не быть наказанным.
И еще один вывод. МВФ может вернуться в Румынию уже не в качестве донора, а в качестве надзирателя за кредитом от ЕС в 15 миллиардов евро – сумма, призванная пополнить недостающие 29,2 миллиарда евро для выполнения PNRR. Это буде гарантией того, что Бухарест сможет вернуть долг.
Первоначально план «весил» вдвое меньше. Понятно, почему правительство удвоило расходы на PNRR, пообещав реформы с серьезными последствиями. Это поразительно напоминает прошлые обязательства Румынии перед МВФ. Вывод только один. Обязательства так сформулированы Еврокомиссией, чтобы МВФ стал надзирателем с целью создания фискального пространства, которое позволило бы возместить займ в 15 миллиардов евро. В конце концов, должен же кто-то присмотреть за Румынией!
Среди прочих прелестей такие. Авторы PNRR предлагаютповысить пенсионный возраст путем его соотнесения с ожидаемой продолжительностью жизни к 2035 году - 75 лет. Также будут ликвидированы налоговые ниши, ограничено количество товаров с пониженным НДС, налог на имущество увеличится. И это лишь некоторые из положений.
Я изучил аналогичные планы развития других стран ЕС и сравнил с румынским PNRR. В плане, составленном Бухарестом, нет чёткого определения стратегической линии или областей, в которые Румыния должна целенаправленно инвестировать, чтобы развиваться. А вот в планах Франции и Германии указаны четкие направления и сроки реализации, а также индикаторы, которым нужно следовать. Планы Франции, Германии и Польши объединяет то, что они массово развивают те области, которые считают движущими силами развития. Франция делает упор на человеческие ресурсы, Германия - на автоматизацию, Польша - на сельское хозяйство. А вот Румыния хочет развивать все и вся, что демонстрирует абсолютную некомпетентность авторов, неуважение к будущему народа и страны.
Интересны объемы планов восстановления и устойчивости: румынский - 132 страницы, французский - 815, немецкий - 1241, итальянский - 269, испанский - 348, польский - 498, венгерский - 432, болгарский - 297 страниц. Зная масштабы этих стран и масштабы их проблем, можно сделать вывод о качестве документов. И не зря Еврокомиссия в середине апреля вернула Румынии ее PNRR как абсолютно непрофессиональный, дав срок на доработку. Но это не добавило документу качества.
Георге КОСТАНДАКИ
Новости по теме
- Сегодня, 17:14
- Сегодня, 14:47
- Сегодня, 13:00
- Сегодня, 12:25
- Сегодня, 09:53
- Сегодня, 06:07
- Вчера, 16:24
- Вчера, 09:45
- Вчера, 08:14
- Вчера, 06:00
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 17:14
- Сегодня, 14:47
- Сегодня, 13:00
- Сегодня, 12:25
- Сегодня, 09:53
- Сегодня, 06:07
- Вчера, 16:24
- Вчера, 09:45
- Вчера, 08:14
- Вчера, 06:00
Крстандаки учит румын как жить стоя по помидорам в местном дерме. Думаю, если румыны сделали такой огромный скачек в экономике и социальной сфере им хватит ума продолжить этот путь. А додонвские страшилки про внешнее управление и МВФ пускай теще рассказывает а не дурачить народ.
Ты, дорогой товарищ тамбовскому волку, прежде чем писать свои идиотизмы, почитай независимую прессу Восточной Европы, которая пишет о явной угрозе независимости восточноевропейских стран со стороны Еврокомиссии, в связи с внедрением Плана восстановления Европы после пандемии. Ситуация в внедрением Плана в Румынии только малый пример.