Политика

Гимпу и тридцать серебренников, или Как Иуде обещали место спикера

23.01.2016, 22:28
{Гимпу и тридцать серебренников, или Как Иуде обещали место спикера} Молдавские Ведомости

Демократическая партия объявила о намерении уступить пост председателя парламента. Об этом заявил Мариан Лупу в ходе передачи «Пятница с Анатолием Голя» на телеканале РТР Молдова. Лупу не уточнил, кому именно, но ясно, что щедрый подарок будет сделан не 14 бывшим депутатам фракции коммунистов, создавших Социал-демократическую платформу, - все это, что называется, «мелочь пузатая», а лидеру Либеральной партии Михаю Гимпу.

Хотя Гимпу всегда клятвенно заверял, что не будет сотрудничать ни с действующими коммунистами, ни с бывшими, он оказался главной компонентой двух партнерских групп, благодаря которым ДПМ сколотила новое большинство в парламенте. Однако  предательство Гимпу вовсе не в том, что он голосовал с 14 коммунистами за правительство Филипа, а в том, что стал главным партнером Плахотнюка в новой коалиции. За высокий пост и за деньги он продал страну, передав в руки человека, который окончательно вознамерился стать диктатором Молдовы. И недаром в ходе народного протеста против голосования за правительство Филипа толпа кричала Гимпу: «Иуда!».

Как же дошел Михаил Федорович до жизни такой? Ведь в течение многих лет он считал себя раддетелем о народном благе, высшей совестью молдаван и главным судьей в Великом Судебном Процессе над  советской империей, который все эти годы разыгрывался в его голове подобно тому, как играл органчик в голове героя известной сатиры.

Между тем в советской империи Гимпу был далеко не последним человеком. Ну не мог плохо жить юрист «Молдбакалеи», а затем - народный судья Октябрьского районного суда Кишинева. И все благополучие этого советского юриста зиждилось исключительно на благоволении к нему той самой партии, которую он все время хочет судить. Напомним, что кандидатуры народных судей утверждались «там, где надо». И люди, принимавшие решения, ничего не имели против Гимпу. Именовался он тогда Михаилом Федоровичем и в критических суждениях против советской власти замечен не был. Отметим, что на собеседованиях «там, где надо» его наверняка спрашивали о том, как это вышло, что брат его Георгий сидел по политической статье и каково отношение к этому брата Михаила. И наверняка товарищ Гимпу давал такие политически верные ответы, которые вполне устраивали тех товарищей, что решали его судьбу.

Но пришли иные времена, ковались новые нравы. И Михаил Федорович первым делом позаботился о том, чтобы поставить биографию брата себе на службу. Как он там подавал на встречах с избирателями эту семейную легенду - кто его знает, ведь только спецслужбы были в курсе того, что на самом деле крылось за историей группы Шолтояну, члены которой якобы хотели устроиться на работу в КГБ, чтобы разрушить СССР изнутри. Известно лишь, что один член этой группы, Мирча Друк, писал в КГБ странные письма о своей лояльности, а потом стал первым премьером Молдовы, другой же, Валерий Бобуцак, написавший донос на коллег-диссидентов, стал в первом фронтистском правительстве независимой Молдовы министром торговли. Отметим еще одну странность: когда Михай Гимпу попал в первый парламент Молдовы, депутаты с удивлением заметили, что с братом Георгием, тоже депутатом, он не здоровается, не разговаривает и предпочитает не пересекаться. 

Но этот этап политической карьеры Михая Гимпу пролетел очень быстро. Получив хорошие должности, ведущие фронтисты отвернулись от Народного фронта, а Юрий Рошка довершил его развал. В 1993 году Гимпу вышел из НФМ и остался не у дел. Он, правда, вступил в конгресс интеллигенции и в 1994-1998-м даже был депутатом молдавского парламента от блока крестьян и интеллигенции, а в 1997-м встал во главе Партии реформы, созданной Анатолом Шалару и Анатолом Стати. Партия находилась в состоянии анабиоза десять лет. Все эти годы Гимпу думал о том, что конвертировать власть в деньги не сумел. После закрытия первой либеральной партии, основанной в 90-х бывшими директорами крупнейших кишиневских предприятий, в 2005 году он перерегистрировал незвучное название своей партии и возглавил обновленную ЛП. Так закончились для него те времена, когда он лишь по слухам знал, что большая политика – это большие деньги. Что было дальше – известно. 

Теоречтически в парламентской республике спикер – человек номер один. Так должно быть, но так не было никогда. И тем более этого не будет теперь, потому что страна фактически управляется из тени. Гимпу получил синекуру, должность, в которой ему ничего не придется делать – лишь выполнять указания. А каким он будет спикером – мы знаем. Ведь лидер либералов уже был спикером кишиневского парламента, председателем муниципального совета. Случилось это благодаря победе Дорина Киртоакэ на местных выборах июня 2007 года. В октябре того же года Гимпу возглавил МСК, где был всеобщим посмешищем, затевал бесконечные скандалы в своем клоунском духе, создавал хаос и мешал принимать решения. Чем запомнился этот краткий период кишиневцам? Именно тогда горожан заставили оплачивать все потери «Апэ-канала», подняли стоимость обслуживания жилых домов и тарифы на тепло. В июне 2008 года Гимпу был изгнан советниками с должности, после чего ее упразднили как опозоренную его стараниями.

Но пребывание у кормила муниципальной власти оставило у Гимпу приятные впечатления. Он понял, что золотое дно – это не унионизм, в муниципальные активы. Либералы стали круто окучивать город, распродавая земельные участки за бесценок узкому кругу в ходе закрытых аукционов. По самым скромным оценкам, Кишинев потерял в последнее время на этих непристойных сделках как минимум миллиард лей. Ошеломленные горожане увидели, как растут жилые дома в режиме «уплотнительной застройки», официально запрещенные киоски, уродливые магазины, как выжимаются миллионы из Центрального рынка и нелегальной уличной торговли, с которой якобы нельзя бороться. Вторым приятным впечатлением Гимпу были возможности министерства транспорта, которое возглавил Анатол Шалару. В Кишиневе развернулись проекты ремонта дорог и строительства заправок. На Гимпу полился золотой дождь.    

Не так давно румынская прокуратура объявила о крупнейшем скандале по отмыванию денег и контрабанде нефтепродуктов. Расследуя декапитализацию  нефтеперерабатывающего завода «Petrotel» в Прахова, законники вышли на несколько молдавских компаний, занимавшихся отмыванием денег в особо крупных размерах, контрабандой нефтепродуктов из Румынии в Молдову. Ущерб - 230 миллионов евро. В отчетах фигурирует компания «Parstar Petrol» из Чимишлии, которая зарегистрирована по адресу офиса партии Гимпу в Кишиневе. Соучредители держат треть уставного капитала фирмы «Eurosim», в которой лидер ЛП имеет 34 процента капитала и которая, владея одной АЗС, стала приносить ему миллионы, как только он получил место и.о. президента. «Parstar Petrol» вошла в пятерку лидеров на рынке нефтепродуктов Молдовы и стала единственным поставщиком нефтепродуктов для ГП «Железные дороги Молдовы», когда заместитель председателя ЛП Анатол Шалару был министром транспорта. Та же компания поставляла нефтепродукты для кишиневского городского автобусного парка, контролируемого Дорином Киртоакэ.

Однако все это лишь часть бизнеса бывшего вожака народных масс. Важную часть доходов Гимпу получает от торговли голосами своих депутатов. Вспомним, как в мае 2009 года Зинаида Гречаная чуть не стала президентом – ей не хватило в парламенте одного депутатского голоса, поскольку фракции либералов, либерал-демократов и альянса «Наша Молдова» голосование бойкотировали. Гимпу тогда заявил, что именно во фракции ЛП прячется «золотой 61-й голос, необходимый для избрания президента». Это был прямой намек на возможность торгов, которые и состоялись. Любопытно, что после этого Гимпу продолжал рассказывать о своем принципиальном антикоммунизме. 

Апофеозом карьеры либерального плута, косящего под наивного, прямодушного и открытого крестьянина, который что говорит, то и думает, стало участие в формировании нового парламентского большинства с целью утвердить кабинет министров Павла Филипа. Гимпу вполне достоин сидеть на нарах рядом с Филатом – и сидел бы, если бы не лег под Плахотнюка. Но лег он, отметим, с большим удовольствием, потому что давно и беззаветно больше всего на свете любит деньги. Даже если они пахнут, как пахнут полученные им 33 иудиных серебренника, за который он продал тот самый народ, за который якобы боролся всю свою жизнь.   

Новости по теме

Все материалы →

Комментарии (3) Добавить комментарии

  • x

    Весьма интересно. Как насчёт того, чтобы опубликовать аналогичные статьи о Додоне и Усатом?

  • x

    Выходит теперь Гампу должен повеситься.

    • x

      не дождетесь.Он еще не раз продаст,купит и снова продаст...Пока есть дурни,верящие в его мычание и пустословие его племяша.Как там в песне у мошенников ,которую поют для Буратино-пока на свете есть дураки...


Новости по теме

Все материалы →