Голландцы сказали «Нет!» европейской перспективе Молдовы
Прошедший 6 апреля 2016 г. в Голландии референдум по ратификации соглашения об ассоциации между Евросоюзом и Украиной по умолчанию имеет прямое отношение и к Молдове.
Казалась бы, соседка Украины уже получила послабления в визовом режиме с шенгенской зоной, а соглашение об ассоциации Молдовы и ЕС никто под вопрос не ставит и на референдумы не выносит. Однако тот, кто будет подходить формально к проблеме и сам себя убаюкивать, может неожиданно скоро разочароваться в своих ожиданиях.
Ситуации в Молдове и Украине так схожи, а Кишинев настолько зависим во многих вопросах от Киева, что молдавские политики просто обязаны принять во внимание то, что произошло в Нидерландах.
Как на Украине, так и в Молдове правящие режимы являются олигархическими, коррумпированными, и, следовательно, криминальными по своей сути. А борьба за власть-деньги между преступными кланами никогда не останавливается. Следовательно, о стабильности в элитах и управлении государствами в ближайшем будущем говорить не приходится. Разборки постоянно будут выливаться в нескончаемые политические кризисы и стимулироваться выборами: парламентскими, президентскими, местными, либо внеочередными.
Особенно разрушительно действует тот факт, что
коррупция и воровство стали образом жизни на всех уровнях и постоянно
воспроизводят сами себя.\
Ассоциация и экономический крах
Экономики обоих государств от ассоциации с ЕС ничего не выиграли, а наоборот, процесс разрушения того хозяйственного, финансового и бизнеспотенциала, что был, только набирает силу.
Вот последние данные по экспорту Молдовы. В январе-феврале 2016 года произошло сокращение экспорта на 18,5 процентов по сравнению с соответствующим периодом 2015 года. Падение продолжается стабильно после сближения с ЕС, однако многие списывали этот факт на осложнение отношений с Россией. Но цифры упрямо свидетельствуют, что соглашение об ассоциации, на которое возлагались огромные надежды ( в официальных заявлениях для одурачивания населения), принесло сокращение экспорта и в Европу. Так, в стоимостном выражении падение экспорта по сравнению с январем-февралем 2015 г. составило 20,3 процента.
«Успехам» Украины можно петь оды: жуткое падение уровня жизни, сокращение ВВП, закрытие производств, убытки в сельском хозяйстве, девальвация гривны на 300% и т.д.
Растут и государственные долги. Так в 2016 г. долговые обязательства РМ составят 98% ВВП. Ресурсов для возврата огромных сумм у страны в настоящий момент нет. А развиваться за счет новых кредитов и достигнуть состояния необъявленного банкротства, как, например, в Греции, идея явно не блестящая. Гирями на теле экономики висят обязательства по возврату кредитов НБМ из-за кражи 1\8 части ВВП из финансового сектора страны.
Обострение территориальных проблем
Как и Молдова, так и Украина имеют территориальные проблемы. А ситуация в Донбассе не вошла в стадию полной стабилизации или «заморозки», и огромные проблемы страны, имеющие многоуровневый характер, способны спровоцировать новое обострение. Причем, теперь «приднестровский фактор» - уже для Молдовы - стал зависимым от ситуации в соседней стране, а также от изменений в целях и отношениях мировых игроков и в балансе сил. И как показывают события в Нагорном Карабахе, «замороженный» конфликт может легко «оттаять». Теперь западные эксперты (например, политолог Филон Морар в статье для Европейского центра изучения проблем безопасности имени Джорджа Маршалла) предупреждают, что «Термин «замороженный конфликт» обманчив. Он ошибочно предполагает, что конфликт можно остановить, нажав кнопку паузы на пульте дистанционного управления. Но в физическом и в политическом мире нет ничего вечного и неизменного — ни в домашнем холодильнике, ни в регионе Черного моря — Южного Кавказа». И Запад, и особенно Европа, в обеспечении своей безопасности должны исходить именно из таких позиций.
Для Молдовы и Украины это означает, что их «европейская перспектива» находится в прямой зависимости от решения конфликтных ситуаций. Надежды на то, что в зоны конфликтов потекут инвестиции, выглядят наивными.
Крах «Восточного партнерства»
На это прямо указывает и результат референдума в Нидерландах. Жители страны осознали опасность интеграции с такими странами. И руководству, и политикам западных государств придется учитывать эти настроения в выстраивании отношений с европейской периферией. Не можем мы исключить, что сам референдум является элементом игры элит ЕС, чтобы иметь предлог свернуть неудачный проект «Европейского партнерства».
Как отмечают эксперты, тот факт, что Нидерланды председательствуют в этом году в ЕС, лишь «усиливает символизм отрицательного результата» референдума по Украине.
В настоящий момент правительство Нидерландов оказалось в затруднительном положении. Премьер-министр страны Марк Рютте говорит, что "Мы не сможем продолжить процесс ратификации ассоциации с Украиной. Таково мое политическое видение (проблемы)».
Правительству придется провести переговоры с представителями разных политических сил, представленных в кабмине, парламенте, с Брюсселем, Украиной, чтобы спрогнозировать возможные последствия и принять взвешенное решение".
Ранее премьер Рютте, выражая мнение населения, заявил, что Украина «никогда не вступит в ЕС».
В любом случае референдум зафиксировал продолжающуюся смену настроений жителей Западной Европы. Усиливается влияние евроскептиков, и лидер партии Свободы Нидерландов сказал, что итоги референдума - «Это начало конца ЕС». Ранее примерно о том же предупреждал и председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер: «Если голландцы скажут на голосовании нет, Европа столкнется с проблемой».
Понятно, что позиции евроскептиков сегодня усиливают и пока что неразрешимые проблемы беженцев. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган уже пригрозил, что Турция может отказаться от соглашения по беженцам с Евросоюзом. Даже если это просто очередной маневр турецкого лидера, напряжение и противоречия между странами внутри ЕС из-за мигрантов все равно будут только расти, делая процесс трансформации Евросоюза неизбежным.
А угрозы новых терактов и распространяющиеся страхи из-за неопределенности в области личной безопасности коренным образом изменили привычный образ жизни жителей континента.
Все это показывает, что далекие восточноевропейские страны с их государственным неблагополучием, экономическими проблемами и замороженными конфликтами становятся нежелательными источниками новых проблем для западных обывателей.
Пора делать выводы
Вот почему и для политических элит, и для жителей «ассоциируемых» стран наступил момент сделать выводы.
Что напрашивается в первую очередь?
1. Для Молдовы (и Украины) в данный момент шансы вступить в ЕС в ближайшие 30 лет близки к нулю. Разговоры о желании стать кандидатом, подать заявку – это блеф и разводка политических «Остапов Бендеров».
Рано или поздно простая истина дойдет до большинства жителей стран «Восточного партнерства», и «евроинтеграторы» всех мастей, старые и идущие им на смену, превратятся в законченных лузеров.
2. У ЕС возникли серьезные проблемы. Евроскептицизм населения постоянно растет. Противоречия между странами продолжают усиливаться, конфликты интересов множатся. Брюссель из-за бюрократизма и нежелания расставаться с властью не способен предложить политику перемен в Евросоюзе, и поэтому сепаратизм государств и регионов будет усиливаться. Даже если на референдуме в Великобритании не победят евроскептики, в теле ЕС будут появляться все новые и новые «трещины». Проблема беженцев будет только усугубляться, как водоворот втягивая все новые и новые ресурсы стран Запада.
Это означает, что программы помощи и развития для стран «Восточного партнерства» будут сокращаться. В Брюсселе и других столицах Евросоюза осознали, что ассоциируемые страны – это «черные дыры», где финансы исчезают, не давая ощутимых и пальпируемых результатов. Выбрасывать на ветер деньги европейских налогоплательщиков никто уже не хочет, поэтому так называемые «проевропейские правительства» будут утрачивать поддержку населения.
Перезагрузка политики соседства, с Россией или без?
3. Для стран участников программы «Восточного партнерства», а также авторов этого противоречивого и сомнительного проекта, наступило время пересматривать свои подходы и видения в рамках взаимодействия.
Канцлер Германии, Ангела Меркель на второй день, после того как стали известны результаты референдума в Нидерландах, заявила: "Нам надо будет проводить совершенно иную политику соседства". И что ЕС будет создавать условия, способствующие стабильности в сопредельных государствах.
Очевидно, что добиться стабильности, продвигая в странах партнерства и дальше модель противостояния с Россией, не получится. И, возможно, самый адекватный вариант состоит в том, чтобы пересмотреть саму суть идеи и механизмы ее реализации совместно с Россией. Но это в том случае, если Брюссель действительно хочет, чтобы Молдова, Украина, Грузия не провалились в экономическую пропасть, а хоть как-то развивались, чтобы жители этих государств не исчезали миллионами, не мигрировали в поисках лучшей жизни за рубеж, чтобы в регионах не разгорались новые вооруженные столкновения.
Население стран «Восточного партнерства» должно поблагодарить голландцев за то, что они устроили им «холодный душ», и хочется надеяться, что отрезвление по поводу европерспектив у молдаван, украинцев и грузин наступит достаточно быстро. И чем раньше это произойдет, тем больше возникнет шансов на то, что жизнь в этих государствах изменится к лучшему.
Однако по-прежнему остается очень актуальным вопрос, возможно ли это в принципе.
После семи лет фанфар и громких обещаний Молдова оказалась у разбитого «европейского корыта».
Сергей ТКАЧНовости по теме
- Сегодня, 19:09
- Сегодня, 19:05
- Сегодня, 18:54
- Сегодня, 18:53
- Сегодня, 17:27
- Сегодня, 15:43
- Сегодня, 14:00
- Сегодня, 13:56
- Сегодня, 13:51
- Сегодня, 13:47
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 19:09
- Сегодня, 19:05
- Сегодня, 18:54
- Сегодня, 18:53
- Сегодня, 17:27
- Сегодня, 15:43
- Сегодня, 14:00
- Сегодня, 13:56
- Сегодня, 13:51
- Сегодня, 13:47