Расследование

Градостроительному гению Щусева покорялись и графы, и комиссары

03.10.2014, 06:00
{Градостроительному гению Щусева покорялись и графы, и комиссары} Молдавские Ведомости

Этот особнячок на кишиневской улице имени Щусева был построен его родителями 160 лет назад. Архитектурная величина СССР номер один, Алексей Викторович Щусев прожил в родовом гнезде 24 своих молодых года. После второй мировой его заботами здесь был открыт музей архитектуры, позже ставший мемориальным музеем самого Щусева.

 

В последние несколько лет дом сильно обветшал, так что находиться в его стенах стало опасно для здоровья. От времени пострадала крыша - прохудившаяся черепица пропускала дождевую и снеговую воду, с потолка в ненастье капало и хлестало, так что приходилось подставлять тазы. Само собой, вездесущая плесень оккупировала все поверхности.

 

Знаковый уголок молдавско-российской истории

 

По словам директора мемориального дома-музея Людмилы Нэстасе, российское посольство в свое время вызвалось опосредованно помочь половиной суммы, требовавшейся на ремонт. Но этот благой план сорвало эмбарго на вина.

 

«На наше счастье сыграл свою роль случай. Одна организация отказалась от этих средств, и их передали нам. Ремонт шёл быстро. Мы не побоялись начать работы в холод (заканчивался ноябрь 2013 года), длились они полгода, до мая 2024-го. Всего было освоено около 650 тысяч лей из госбюджета и 82,5 тысячи из спецфондов музея».

 

Настлали паркет, с чем директор была не вполне согласна, ведь ранее во всех комнатах были дубовые дощатые полы. Но для столь дорогой замены потребовались бы дополнительные работы и средства, а где их взять? Зато черепица, изготовленная на заказ, соответствовала оригинальной. Как рассказал нам архитектор-реставратор Евгений Смолин, при разборке кровли выяснилось, что «столетняя черепица не подлежала восстановлению. Надо было найти идентичную черепицу, недавно выполненную по новым технологиям. И мы ее нашли  - в Болгарии. Этот новодел лет через пять потемнеет, покроется патиной, мхом, и будет то что надо. Повоевали немножко с Минкультуры, но цоколи облицевали косоуцким камнем. Ручки дверей восстановили. Увы, решётки кованые были по краям, - их сняли. Карнизы другой формы были - их тоже поснимали. Окна-двери частично поменяли, а входную дверь - полностью. Мы воссоздали облик здания таким, каким оно было в 1947 году - по фотографиям».

 

 

Особая гордость музея - домотканые шерстяные ковры на полах, которым более ста лет. Ковёр в столовой, например, выткали мастерицы Зиновия и Марфа в 1886 год. В воспоминаниях Щусева есть подтверждение тому, что на полах у них в доме были молдавские ковры. Для их сохранности посетителям будут предлагать надевать на ноги тапочки.

 

На торжественную церемонию открытия 24 сентября в музей пришли замминистра культуры Игорь Шаров, гендиректор бюро межэтнических отношений  Елена Белякова, директор национального музея истории Евгений Савва, специалисты из области градостроительства, искусствоведения, истории, а также журналисты. Руководитель представительства Россотрудничества в республике Валентин Рыбицкий сказал нашей газете: «Несколько лет назад мы были здесь с российским послом. То, что мы тогда увидели и что видим сейчас, - земля и небо. Это дом, в котором можно жить. Здесь взрастал великий талант, который соединяет два народа и служит символом их дружбы. Талант закладывается местом рождения. Он был рождён на земле, которая тогда была российской. И реализовался в великой России. Спасибо министерству за восстановление знакового уголка Кишинева и нашей общей истории».

 

Атмосферу детства Щусева передаёт старинная мебель. На стеллажах -  эскизы, оригиналы документов, книги, на стенах развешаны семейные фотографии в рамках, картины. Чистенько. Светло. Экспозиция выглядит заметно интереснее и веселее. Школьникам билет обойдётся в пять лей, взрослым - в 10.

 

Зодческий рог изобилия: храмы, мосты, отели, вокзалы

 

Алексей родился в погожий денёк осени первоначальной - 26 сентября 1873 года. Его отец, импозантной внешности мужчина, в чинах был небольших - опекал богоугодные заведения Бессарабии. Мать, моложе отца в два раза, хлопотала по хозяйству и воспитывала сыновей. Он сам писал о своем происхождении следующее: «У меня сохранилась бумага, где сказано, что предок мой, Константин Щусев, служил в войске Запорожском есаулом, из чего я заключаю, что происхожу от украинских казаков, то есть, предки мои как бы сродни легендарному борцу за свободу Тарасу Бульбе»...

 

Домашние очень радовались проклюнувшимся у Алёши способностям к рисованию. Его отдали развивать их в столичную мастерскую Леонтия Бенуа. Но как юнцу пробиться к заказам? Он проявил смелость и как-то раз явился с готовым эскизом надгробной часовенки к вдове одного генерала, узнав из газеты о его кончине. Юноша сумел получить этот заказ, впечатлив хозяйку своим даром убеждения.

 

И вот понеслось как по накатанной! За дипломную работу «Барская усадьба» получил большую золотую медаль и право на заграничную командировку. Щусев выбрал для начала не Европу, а Азию. Влившись в археологическую экспедицию, он исследовал гробницу Тамерлана. Потом побывал в Тунисе, а через год увидел Париж. Накопленные рисунки проэкспонировал в Петербурге и привёл в восторг самого Репина.

 

Жизнь художника в стольном граде требовала постоянной работы. Он снял комнатку за 25 рублей в месяц со столом и прислугой. Очень не хотелось «быть на побегушках» у великих зодчих, хотя это обещало сытое и безбедное существование. Нет, бившая ключом энергия его требовала выхода, он жаждал самостоятельного творческого полёта. И судьба услужливо помогла ему обрести крылья.

 

Молодой зодчий стал шумным общественником, ездил на съезды и форумы, выступал, зажигал. Скоро он сделался в Петербурге заметной фигурой, которой заинтересовался крупный сановник Олсуфьев. Граф предложил ему модернизировать два своих фамильных особняка на Фонтанке. В итоге щусевские фасады привели в восторг не только хозяина, но и прочую знать. Заманчивые предложения посыпались как из рога изобилия.

 

Последовала его служба в интересах Святейшего Синода - возведение мемориала на Куликовом поле, возрождение из руин храма святого Василия в Овруче, строительство мощного собора Почаевской лавры, лиричного белоснежного комплекса Марфо-Мариинской обители (по заказу великой княгини Елизаветы Федоровны) и очаровательной церквушки в селе Натальевка Харьковской губернии. Его гению обязаны своим появлением московский Казанский и ряд железнодорожных вокзалов в провинции, мосты, гостиницы, театры.

 

Советская власть видного архитектора не отодвинула, а загрузила по полной. И самым почётным проектом стал мавзолей. Мало кто знает, что эскизов усыпальницы было несколько: в виде обелиска с газоном с кораблём, башни высотой со Спасскую, романтического грота-скалы, в виде пирамиды со скульптурой вождя. Но наиболее оптимальным и функциональным был признан проект Щусева.

 

«Меня вызвали в Колонный зал Дома Советов около 12 часов ночи. Я успел захватить инструменты из мастерской, а затем должен был направиться в помещение, предоставленное мне для работы. Уже наутро необходимо было начать разработку трибун, закладку фундамента и склепа мавзолея», - вспоминал зодчий. Стояли 25-градусные морозы, задубевшая земля не поддавалась лопатам и ломам, поэтом для рытья котлована пришлось просить помощь взрывников...

 

Более того, новая власть поручила Щусеву произвести реконструкцию столицы под названием «Новая Москва». Он руководил Третьяковской галереей. А после войны восстанавливал из праха города Истра и Новгород. Равно как и Кишинев. Щусев тогда строго запретил сносить разбомбленные архитектурно-исторические жемчужины города, к которым относился и Епархиальный дом. Но после его скоропостижной смерти 24 мая 1949 года местными хозяйствующими властями указание архитектора было проигнорировано. 

 

Интересные факты об Алексее Щусеве

Он был в семье одним из четырёх братьев.

Четыре раза удостаивался Сталинской премии.

В четырёх городах СССР были улицы имени Щусева.

Реализовал 40 крупных проектов – от объектов религиозного характера до станций метро.

Наталья СТЕНИЧЕВА

Комментарии (2) Добавить комментарии

  • x

    Щусев созидал, а недоросль Киртоаке разваливал. Гнида Киртоаке, одним словом!

  • x

    Спасибо Щусеву за его вклад в архитектуру города Кишинёва и спасибо тем кто восстановил его дом музей.