Гражданам Молдовы пора сушить сухари – страна погружается в полный хаос
Может показаться, что Молдова и так была полуживой, ее государственные институты давно захвачены, разрушены и дискредитированы, более полугода продолжаются массовые протесты, население потеряло веру в то, что позитивные изменения на этой земле возможны.
Тем не менее, преодолена черта, за которой что-то упорядоченное, согласованное, живущее как система, еще возможно. Количество разрушительных факторов, конфликтов и противоречий стало таким, что ресурсов для их разрешения уже недостаточно.
Соединенные вместе, они способны убедить любого, кто еще сомневается, что терминальная стадия существования молдавского государства наступила.
Как всегда на то, что наступает новый этап, указывают знаковые события, имеющие особый смысл.
Таким моментом стало формирование «парламентского большинства», молниеносное утверждение в парламенте правительства Павла Филипа, попытка захвата парламента протестующими со всеми деталями, и тайное, полуночное принесение присяги новым кабинетом президенту.
Почему же этот процесс, который на первый взгляд выглядит попыткой стабилизации ситуации в стране, на самом деле сам усиливает хаос и несет в себе указания на новые зловещие события в будущем?
Химера «парламентского большинства»
«Парламентское большинство» возникло не как коалиция партий, в соответствии с законными процедурами, а в результате рейдерской атаки на фракцию ПКРМ. Для присоединения 14 депутатов использовались криминальные методы: подкуп, шантаж, угрозы. По сути, возникла политическая химера, за которой прячется «паук» с его нитями. Фантомы, химеры долговечными не бывают, и они являются противоположностью стабильности, о которой бубнят в ДПМ.
Это вскрылось уже во время назначения премьера. «Парламентскому большинству» пришлось прятаться от недовольного народа, для чего использовалось переодевание, завершившееся костюмированным представлением, маскарадом. Лидера ЛП, Михая Гимпу, одетого в форму полицейского, как известно, разоблачили и уложили на землю. До расправы оставался один миг. Это был момент не только физического, но и политического падения либералов.
Марианн Лупу, лидер ДПМ, главной силы, стоящей за захватом власти, покинул окруженный парламент как безжизненное тело. Его вынесли на носилках, также переодетого в форму полицейского и покрытого для надежности покрывалом, как сообщил экс-депутат Валерий Сахарняну.
Таким образом, уже в сам момент установления власти, политические силы, предпринявшие эту попытку, были низвергнуты до уровня «политических трупов». И позже данная оценка подтвердилась, когда ДПМ попыталась и не смогла организовать контр-митинг 24 января.
Финальным аккордом стало принесение ночной присяги другому «политическому трупу» - Николае Тимофти.
Все это вместе не может говорить о начале какого-то созидательного процесса, а только как символ, знак, гипербола указывает на что-то, что является недолговечным, разрушительным, обреченным на общественно-политическую смерть.
Так может начаться не взлет, но падение.
Правительство, обреченное на провал
И правительство Павла Филипа станет одним из основных факторов, который своими действиями как по цепочке повсюду будет вызывать разрушительные последствия. И этому будут способствовать два момента.
Правительство Филипа и является по сути, и воспринимается обществом как «рука Плахотнюка». И мы видим, как летят головы чиновников, неугодных кукловоду. Поскольку правительство ассоциируется с олигархом, то весь негативный заряд общества будет нацелен на исполнительную власть. По определению Павел Филип будет сталкиваться с сопротивлением общества, пока не уйдет в отставку.
И это недоверие уже в полной мере стало выражаться экспертным сообществом в связи с экономическими, налоговыми и финансовыми инициативами правительства.
Начиная с предложения наказывать покупателей за то, что они не берут в магазинах чеки и заканчивая идеями в области налоговой политики, все подвергается критике и осмеянию. А также за каждым действием усматривается выгода или способ обогащения олигарха.
Кроме этого, правительство вступило в новый год без бюджета и формирует программу деятельности на ходу. Заранее названа цифра бюджетного дефицита – 4 миллиарда лей, более 10%. Это в два раза больше, чем в 2015 г. О какой-то попытке модернизации экономики, создания рабочих мест и развития производства товаров и услуг говорить не приходится.
Такая обстановка рисует только мрачные перспективы.
Партнеры надевают маски
Все риски, которые сопровождают действия нынешнего режима, берут на себя и внешние партнеры, признавшие правительство, лишенное поддержки народа. Тем самым они еще больше дестабилизируют ситуацию. Оппозиционные силы и гражданское общество Молдовы отвергли «союз с дьяволом». А зарубежные страны, и, прежде всего, западные, оказались на одной игровой стороне с преступно-олигархическим синдикатом, захватившим Молдову. Это стало ударом для их местных сторонников и всего общества.
Разве не Запад в лице генерального секретаря Совета Европы Турбьёрна Ягланда говорил, как и протестующие, что «сначала это захваченное государство должно быть возвращено его гражданам»? Зачем же он опубликовал целый манифест о борьбе с олигархическим режимом, требуя освобождения судов, прокуратуры, СМИ и всех остальных институтов страны, а также взятия под стражу виновных в краже миллиарда?
И теперь что получается? Именно тот, кто сформировал, используя государственные институты, пресс-систему для отжима денег из населения, является желанным партнером по развитию?
На встрече с Павлом Филипом глава делегации ЕС в Молдове Пиркка Тапиола с восхищением говорил о совместном заседании депутатов «парламентского большинства», правительства и еврочиновников, где будет обсуждаться внедрение плана реформ в соответствии с Соглашением об ассоциации. То есть, с политическими коррупционерами, вошедшими в «большинство», и представителями олигархической системы уполномоченные ЕС собираются победить коррупцию, зачищать прокуратуру, суды, сокращать поток денег в политику, добиваться ареста ответственных за банковские мошенничества, то есть восстанавливать справедливость?
За кого же чиновники ЕС принимают граждан этой измученной страны?
Недуг загоняют внутрь?
Видимо, чтобы не возникали подобные вопросы, представители ЕС и США «надели» маски и делают вид, что не понимают, что происходит в стране. Петришор Пею, румынский эксперт из Университетского фонда Черного моря (УФЧМ) поясняет: «Никто из партнеров не понимает, что здесь происходит. Они задаются вопросом: что это означает, мы поддерживали проевропейцев, сейчас общество их отвергает, происходят уличные возмущения, но мы видим, что они объединились с Додоном. Они действительно не понимают происходящего и ждут решения от Румынии».
Итак, Турбьёрн Ягланд разобрался. Румынская пресса тоже. СМИ пестрят разоблачительными материалами. Например, газета «Evenimentul Zilei» прямо указывает, что «Плахотнюк и созданный им режим – в этом и заключается кризис в РМ. Режим, созданный Плахотнюком, не появился в одночасье. Он начал захватывать влияние еще в 2003-2004 годах…» И далее издание подробно описывает, как все происходило.
В общем-то, конечно, ничего нового. Все то же самое может понять любой здравомыслящий дипломат, находящийся в Молдове.
Но. США и ЕС «не понимают»: чем же люди недовольны? Удобно? Конечно!
Такая позиция ведет лишь к одному - вместо разрешения конфликта, его усугубляют, «недуг загоняется внутрь». Возможно, что народный иммунитет соберется с силами и уничтожит болезнь. Оппозиционные силы и гражданское общество настроены решительно. Но вероятен и другой исход. Если иметь в виду, что «пациент» в предкоматозном состоянии, наступление агонии не должно быть новостью. Страну начнет трясти, и так, что пойдут неконтролируемые процессы.
Мы не можем исключить, что в этом и заключается смысл нынешней позиции внешних сил: «надеть маску», чтобы потом на пепелище разводить руками и повторять «мы не понимали что происходит».
Румыны идут
Возможно, идеи объединения Молдовы и Румынии – самый разрушительный фактор для страны, переживающей нескончаемый политический кризис. После подписания соглашения об ассоциации Молдовы с ЕС, унионистское движение получило «второе дыхание». И сегодня молдавские политики, государственные чиновники открыто говорят о необходимости объединения двух стран.
А бывший президент Румынии Траян Бэсеску признал, что склонял молдавских лидеров, включая Владимира Воронина и нынешнего главу государства, начать процесс слияния.
О том, что Молдова как государство не состоялось, и что лучший выход из ситуации - присоединение к Румынии, твердят министры-либералы. Вице-председатель ЛП Вячеслава Унтилэ объявил, что существует договоренность с Владом Плахотнюком о присоединении к Румынии к 2019 г.
Думается, совершенно не случайно Николае Тимофти, поддерживающий унионизм, пытался сделать премьер-министром Иона Стурзу. Стурза является гражданином Румынии и явным сторонником процесса сближения. Его главные планы - объединение энергосетей, банковских систем, газотранспортной инфраструктуры и т.д.
"Румыны идут... Впервые с 1812 года Румыния как государство берет на себя прямо и явно ответственность за территорию между Прутом и Днестром - Республику Молдова.
Своего рода внешняя администрация под высоким патронатом американцев» - с восторгом описывает позицию Бухареста политик.
Те же мысли высказывает и экс-министр просвещения Майя Санду, которую также выдвигали на должность главы правительства.
На днях в Кишиневе презентовали идею создания инвестиционного фонда, своеобразного «Плана Маршалла Румынии для РМ», румынские эксперты во главе с Даном Дунгачиу.
Предлагается на деньги запрутского бизнеса выкупать национальные активы и участвовать в приватизации крупнейших стратегических предприятий - Железной дороги, Poşta Moldovei, Moldtelecom, в строительстве газопровода Унгень-Кишинев и т.д.
Показательно также и то, что свой первый зарубежный визит недавно утвержденный Павел Филип совершил в Бухарест. Здесь же с румынскими властями обсуждала ситуацию в Молдове и помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Виктория Нуланд.
Чем закончится попытка Румынии «овладеть» Молдовой
Для полноты картины необходимо добавить, что даже в Приднестровском парламенте обнаружили трех депутатов с румынским гражданством, а также что Павел Филип немедленно вмешался, когда на границе 6 февраля был задержан Георге Симион, лидер румынских унионистов. И все это при массированном присутствии Румынии в информационном пространстве Молдовы. Факты позволяют сделать однозначный вывод – тема Румынии и объединения стала чрезмерно навязчивой в политической повестке дня страны.
Некоторые аналитики говорят, что не стоит преувеличивать румынский фактор в делах Молдовы, так как объединение двух стран – очень дорогостоящий проект и уже поэтому не по зубам. А кишиневская бюрократия будет против подчинения Бухаресту, потому что утрачивает свой исключительный статус.
Другие утверждают, что в недрах госдепартамента США вызрел план объединения двух стран «Униря -2018», и активизация Румынии возможна только с благословления Вашингтона.
Кто прав покажет время. Но нам важно осознавать, что активность Бухареста под видом помощи в евроинтеграции разрушает общественный мир в Молдове. Но кроме этого провоцирует реакцию и вмешательство – по многим причинам – России. Возможно, в этом и состоит основной смысл румынского-американского продвижения на восток.
В любом случае, чем дальше будет заходить Румыния в попытках «овладеть» Молдовой,
тем больше шансов, что междуречье Прута и Днестра свалится в яму тотального хаоса.
Убить в себе дракона
Однако главной причиной полного распада сложившихся в Молдове взаимоотношений выступает сам олигархический синдикат и так называемый «фактор Плахотнюка». И Румыния, и Запад, а также само молдавское общество ( процентов на 80%) выступают за демонтаж порочной системы.
Сейчас румынские политики и аналитики почти в один голос говорят, что если общественные отношения, суды, прокуратуру, банки и т.д. не избавить от закулисного контроля олигарха, то сотрудничество невозможно. О каком сближении и инвестировании в Молдову может идти речь, когда здесь выпотрошили миллиард долларов из Нацбанка, и в политике укоренились уголовные порядки? В конце концов, Румынию интересует не «брак по расчету», а «по любви». И молдаване не будут хорошо относиться к действиям Бухареста, если он станет сотрудничать с правительством Плахотнюка-Филипа и закрывать глаза на безобразия.
Однако Бог с ней, с Румынией. Преступно-олигархический синдикат взял за горло всех граждан страны. Провернув «кражу века», он вызвал существенное снижение уровня жизни людей, каскадный рост цен на электроэнергию, продукты и товары первой необходимости, лекарства. Коррумпированы политическая система, институты и органы государственной власти, суды, прокуратура, СМИ, экономика, медицина, извращены все общественные отношения. Фактически сегодня жители Молдовы платят непомерную дань преступной олигархической системе. И наступил кульминационный момент, когда уничтожение синдиката стало условием выживания. А активная часть народа вступила в схватку с паразитической системой. Однако этот поединок с «драконом», в очень большой степени является и битвой с самим собой. Так как возник определенный симбиоз общественного организма и паразита. Например, 80% граждан предпочитают не платить налоги, а получать зарплату в конвертах. Кишиневские чиновники и местная власть просто использует систему и жирует на ней. Государственные должности, места в парламенте покупаются и продаются.
Однако все это нужно ломать, иначе наступит полное вырождение и социальная анархия.
И здесь мы опять сталкиваемся с объективной необходимостью процесса разрушения.
Война до последнего патрона
А захочет ли сдать без боя свои позиции Владимир Плахотнюк? Весь его бизнес, торговля нефтепродуктами, импорт-экспорт, гостиницы, СМИ и прочее, все находится в Молдове. И главный актив – ДПМ переправить в оффшоры нельзя.
Владимир Плахотнюк только-только добился тотального контроля над всей страной, подчинив парламент, правительство и все остальное, как их производное. Однако беда Плахотнюка в том, что теперь он стал фатальным злом внутри страны, и очень мешает внешним силам. А куда ему деться с подводной лодки?
И олигарху предлагают варианты: демонтировать то, что создавалось «непомерным трудом», отправиться к Филату на нары или покинуть страну.
Но Владимир Плахотнюк отступать не привык. И поэтому все указывает на то, что война будет продолжаться до последнего патрона.
Перегруженный кораблик
Я перечислил, самые, на мой взгляд, важные факторы, которые будут оказывать разрушительное воздействие на общественно-политическую жизнь страны, и вызывать волнообразное распространение хаоса.
Однако существует целый воз и маленькая тележка других проблем и конфликтов.
Взять хотя бы дестабилизацию в Приднестровье (экономика, политика, смена власти) или противоречия в стане оппозиционных сил (у всех свои цели), или, скажем, последствия расследования «кражи века». А что будет, если Украина «подбросит проблем», или Евросоюз затрещит по швам и отменит Шенген?
Сегодня Молдова напоминает маленький кораблик, загруженный так, что при любой встречной волне он может пойти ко дну.
Понимают ли это те, кто отправил его в опасный путь?
Сергей ТКАЧНовости по теме
- Вчера, 19:09
- Вчера, 19:05
- Вчера, 18:54
- Вчера, 18:53
- Вчера, 17:27
- Вчера, 15:43
- Вчера, 14:00
- Вчера, 13:56
- Вчера, 13:51
- Вчера, 13:47
Комментарии (4) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 19:09
- Вчера, 19:05
- Вчера, 18:54
- Вчера, 18:53
- Вчера, 17:27
- Вчера, 15:43
- Вчера, 14:00
- Вчера, 13:56
- Вчера, 13:51
- Вчера, 13:47
Это они идут в церковь молиться, чтобы защититься от хаоса и сатаны. Я так понял. Все правильно.
Долго же они шли...почти пять лет.
Это ничего, что на фото от 17 апреля 2011 года - Вербное Воскресенье, Георгиевская церковь, Кишинев? Приглянитесь, у них веточки вербы! Эх...журналисты!
В любом хаосе на 6-й части земли-матушки угадывается человеческий фактор, например: отречение Николая II, отречение Михаила Горбачева, уступка В.Н. Ворониным власти бандитам и т. д. Деяния этих мерзавцев принесли и продолжают приносить страдания десяткам миллионов людей... В.В. Путин также засветился среди перечисленных мерзавцев. Его преступлением является факт утери влияния на Украине, в Молдове и Грузии, что означает разрушение СНГ.