И снова за аферы мансардных жуликов платят кишиневцы
Киртоакэ давно нет, а его проблемы его мансард, как свет угасшей звезды, доходят до кишиневцев. И вот новый скандал – и это сразу после очередного крупного пожара, произошедшего 23 октября, на шестом этаже дома № 17/3 на улице Иона Пеливана, когда 70 пожарных и 11 единиц спецтехники несколько часов тушили огонь. Все 20 квартир сгорели, а это 600 квадратных метров, залиты квартиры нижних этажей.
Пожар был молниеносным – как и пожар 1 мая 2014 года в мансарде по улице Индепенденцей, когда сгорели 28 квартир. И фирма та же. Погорельцы полтора года скитались по родственникам и знакомым, пока примэрия не отстроила новую мансарду, потратив на это 12 миллионов лей.
Сгоревшая на Боюканах мансарда не может быть восстановлена. Как сообщил на совещании оперативных служб 25 октября генпримар Кишинева Ион Чебан, каждая из 20 семей получит деньги, вложенные в покупку жилья по договору. Инспекцию провела специальная комиссия, в состав которой вошли пожарные, полицейские, председатель ассоциации жильцов, работники претуры. По каждой квартире составлен отдельный протокол.
«Самая большая квартира – 25 квадратных метров - стоила 19 тысяч евро, - сказал Чебан. - Эти деньги будут возвращены пострадавшим. Плюс по 50 тысяч лей для закупки мебели и всего необходимого». Жильцам нижних этажей тоже помогут. Отремонтируют крышу дома. Если не хватит средств в резервном фонде примэрии, помощь запросят в муниципальном совете. Пострадавшие обратились также в правительство, но реакции нет.
«И теперь нам предлагают всем вместе это оплатить? Почему?»
Итак, застройщик опять вышел сухим из воды, а платить будем мы, возмущаются горожане в социальных сетях.
«Я пять лет своей жизни потратила на борьбу с застройщиками мансард, - пишет жительница столицы Лариса Осипова. - Пострадавших, безусловно, жаль, и помощь им нужна. Она даже может быть выделена сейчас из муниципального бюджета, но если по справедливости, то возместить эти деньги должны виновники трагедии: застройщик; работники примэрии, подписавшие документы на проектирование и авторизацию; проектные учреждения, участвующие в этом строительстве; чиновники различных служб, подписавшие разрешительные документы - пожарной инспекции, санитарной службы, экологи и т.д..
За авантюры надо отвечать, а за всеми действиями стоят конкретные люди. Ведь специалисты прекрасно понимали, что возведение подобных мансард невозможно в нашем городе. Дома старые, износ велик, многие здания подлежат скорее сносу, чем восстановлению. Нет технических паспортов, никто не знает, с какими недостатками дома принимали после постройки, как они перенесли землетрясения, какие трещины получили, что с фундаментами… Не было и качественных экспертиз грунтовых вод и почв в районе этого погоревшего дома и других.
Нет ГОСТов и прочей документации, регламентирующей постройку мансард. Я нашла только один документ, в котором говорится, что мансарда - это легкие конструкции, не предназначенные для капитального жилья. После пожара на Ботанике выяснилось, что при строительстве мансарды были использованы более дешевые материалы, чем заявленные в проектной документации: менее износоустойчивые и менее пожаробезопасные. Среди других нарушений - несоблюдение или полное игнорирование прав жильцов. И теперь нам предлагают всем вместе это оплатить? Почему? Это расплата за страх жильцов, побоявшихся отстоять свои права. Это цена нашей юридической безграмотности.
Люди, покупавшие такое жилье и/или вкладывающие в него деньги до момента постройки, разве не понимали, что голубятня есть голубятня? Что фанерный домик - временное пристанище, и там всегда будут проблемы? Чтобы построить качественную мансарду на старом доме, нужно вложить столько средств, что гораздо дешевле построить новый дом. Сколько таких трагедий мы еще будем оплачивать из своего кармана?».
Председатель организации «Salvgardare» Майя Лагута дала совет, как бороться с нежеланными для жильцов дома намерений что-либо достроить или пристроить на нем или к нему. «Первым делом, когда жильцы только-только узнали о чьих бы то ни было намерениях затеять какое-либо строительство в их доме, они должны тут же зарегистрировать в примэрии заявление в двух экземплярах, подписанное жителями дома и извещающее, что они категорически против строительства, - пишет гражданский активист на своей странице в соцсетях. - Во-вторых, нельзя допускать, чтобы застройщик занес в дом строительные материалы или разбирал крышу. Это ваш дом, а не их, вы имеете полное право не допускать к себе чужих. Если застройщик вложится в предстоящее строительство – он будет за него биться с удвоенной энергией, и тогда бороться будет намного сложнее».
Бороться с застройщиками тяжело, но можно
В 2015 году назад жители дома №5 по Московскому проспекту добились запрета строительства мансарды. Получили официальное уведомление из Высшей судебной палаты с мокрой печатью о том, что заявление на пересмотр дела, поступившего от строительной компании и примэрии, признано несостоятельным, а решение Аппеляционной палаты о незаконной выдаче мэрией разрешения на строительство мансарды признано правильным.
Попытка очередного незаконного строительства мансарды по этому адресу была предпринята в мае 2013 года. Большинство недовольных жильцов решительно выступило против и уже на втором собрании на защиту дома сошлось около 40 человек. На помощь жильцам пришли и представители НПО, которые познакомили жильцов с техническими и юридическими моментами, посоветовали, как противодействовать незаконной вырубке деревьев. На собрание жители вызвали участкового и проинформировали его, что они готовы защищаться. Два года борьбы! И победа.
Да, победить коррупционную систему не так просто, противостоять приходится коррумпированным чиновникам и взяткодателям. Но кишиневцы осознают угрозу и начинают все активнее сопротивляться.
Фальшивые протоколы
Новость о том, что в центре Кишинева на двух зданиях по улицам Еуджена Доги и Александру чел Бун могут появиться двухуровневые мансарды, вызвала бурные протесты жителей этих пятиэтажек.
Как сообщила 2 ноября на пресс-конференции председатель ассоциации жильцов Юлия Шубина, владельцев квартир никто и никогда не ставил в известность о проекте, не было ни собраний, ни согласия на строительство: «Когда мы узнали на сайте мэрии о существовании некоего инвестора, желающего что-то выстроить на наших крышах, были крайне возмущены и обратились в январе в примэрию. Документы были оформлены еще в 2018 году, подписал их бывший вице-примар Нистор Грозаву. По проекту должны были появиться не просто двухуровневые мансарды, а гостиница с лифтом. Мы потребовали приостановить действие авторизации на строительство, что и было сделано».
В числе документов - так называемый протокол: якобы кто-то когда-то проводил собрание, на котором присутствовало 63 процента жильцов, выбрали инициативную группу, ее представитель дал согласие от имени всех на проектирование, строительство и эксплуатацию мансарды. Председатель ассоциации считает протокол фальшивкой: нет ни даты, ни номера.
Если вице-примар подписывает документы не глядя – зачем он вообще нужен?
Бывший вице-примар Виктор Киронда признался, что на разрешительных документах есть и его подпись. В марте 2020 года управление архитектуры и градостроительства представило ему для одобрения градостроительный сертификат на проектирование, подписанный главой управления. Считая, что специалисты проверили соответствие документации, учитывая наличие подписи главного архитектора, Киронда одобрил сертификат.
То же произошло и в январе, управление представило разрешение на строительство – Киронда подмахнул. Сейчас он говорит, что в обязанности вице-примара не входит проверка соответствия документов, он лишь дает заключение от имени генпримара. То есть с таким же успехом это можно поручить уборщице.
И вот сейчас Киронда проснулся: потребовал все документы и выявил ряд несоответствий. По его словам, в качестве со-бенефициара градостроительного договора и разрешения на строительство указано главное управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. Глава этой структуры Ион Бурдюмов рассказал Киронде о существовании договора об инвестициях в мансардные помещения от 5 декабря 2018 года, подписанного управлением и инвестиционной компанией. ГУЖКХБ, как управляющий жилым фондом передает право на крыши жилых домов по улицам Еуджен Дога, 4 и Александру чел Бун, 96 инвестору. На каком основании? На этот вопрос Бурдюмов не смог ответить, как не смог и сказать, было ли согласие жильцов, как это предусмотрено законом, и есть ли в основе соответствующего контракта решение МСК.
Киронда отметил, что готов нести ответственность за подписанные документы, но хочет, чтобы вместе с ним отвечали и служащие, которые подготовили их. Он просит Чебана провести служебное расследование.
«Нормальная практика»
В примэрии на все это отреагировали хладнокровно.
Контракты на строительство мансард, заключенные с ГУЖКХБ, были нормальной практикой в 2018 году и соответствовали процедуре, заявил заместитель главы управления Геннадий Дубица. Инвестор в мансарды по улицам Еуджен Дога, 4 и Александру чел Бун, 96 обратился за разрешением в примэрию еще в 2017 году. Заявление было переадресовано в ГУЖКХБ, которое тогда возглавлял Петру Гонтя.
В начале 2018 года инвестору выдали разрешение на строительство, а впоследствии, когда управление возглавил Ион Бурдюмов, был подписан инвестиционный договор. Застройщик обязался представить весь пакет документов, в том числе согласие собственников квартир, уже после подписания договора.
Дубица отметил, что, как только управление узнало, что есть жильцы, которые не согласны, оно отозвало разрешение на строительство и обратилось с письмом в примэрию, в результате чего были отозваны все разрешительные документы. Он не стал комментировать призыв Виктора Киронды о проведении служебного расследования. Ясно, что никто ничего и никого не боится, особенно неудачника Киронды, провалившего свою муниципальну карьеру.
После отзыва разрешения на строительство гостиниц-мансард инвестор подал в суд на мэрию. Он требует вернуть разрешение на строительство.
Словом, в очередной раз все вышли сухими из воды. В очередной раз стало ясно, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. И в очередной раз мэр Ион Чебан во имя поддержания своего имиджа залез в наши карманы.
Николай МЕНЮК
Новости по теме
- Вчера, 16:14
- Вчера, 06:34
- 21.01, 06:00
- 20.01, 19:19
- 20.01, 13:36
- 19.01, 15:58
- 16.01, 10:19
- 15.01, 13:08
- 14.01, 15:06
- 12.01, 08:24
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 16:14
- Вчера, 06:34
- 21.01, 06:00
- 20.01, 19:19
- 20.01, 13:36
- 19.01, 15:58
- 16.01, 10:19
- 15.01, 13:08
- 14.01, 15:06
- 12.01, 08:24
"протокол фальшивка: нет ни даты, ни номера"
Потому что собирали подпись по совсем другому поводу.
Об этом уже забыли.
Однако листок с подписями остался - был присоеденен к новому тексту и вторично использован
«Этаж мансардный (мансарда) — этаж в чердачном пространстве, фасад которого полностью или частично образован поверхностью (поверхностями) наклонной или ломаной крыши, при этом линия пересечения плоскости крыши и фасада должна быть на высоте не более 1.5 м от уровня пола мансардного этажа»Виноваты и люди,которые за определённые поощрения подписывали разрешение на постройку курятников над своими головами.Но отвечают за это и остальные горожане.
Пусть Киртоакэ и застройщики несут ответственность вместе с архитекторами и теми к выдавал разрешение.