Игорь Додон: Верните нам удочку, а рыбы мы сами наловим
Интервью председателя Партии социалистов Игоря Додона информационно-аналитическому порталу Izborsk.md
- В начале этой недели один из бывших руководителей службы Антикоррупционного центра Молдовы Михаил Гофман сделал громкие разоблачения организаторов «кражи века» в нашей стране. Однако официальные власти Молдовы пока никак не отреагировали на эти обвинения. В то же время, на пресс-конференции бывшего молдавского чиновника настойчиво подводили к тому, что за кражей миллиарда в Молдове стоит Россия. Как вы думаете, что стоит за этими разоблачениями и что за ними последует?
- Во-первых, нужно обратить внимание на то, где была сделана эта декларация: в США. В последние год-полтора всем - не только в Молдове, но и в международном пространстве, - стало очевидно, что в нашей стране Запад очень сильно ошибся в своих «сукиных сынах». Но при этом он продолжает их терпеть. Это отражается на рейтинге Запада, который стремительно падает в глазах молдавского населения, а также на отношении наших граждан к европейской интеграции.
При этом наши западные партнеры сталкиваются с такой же проблемой недоверия и в своих собственных странах. Потому что в тех же Соединенных Штатах, в странах Евросоюза, все больше публикуется информации о том, что в Молдове Запад поддерживает олигархов, которые просто крадут деньги доноров, то есть налогоплательщиков ЕС и США.
Доноры Молдовы – это не абстрактные фигуры, это правительства западных стран, в состав которых входят политики, и за них голосуют или не голосуют граждане. Естественно, что электорат этих политиков спрашивает: почему мы должны платить налоги, чтобы поддерживать грантами молдавских олигархов, которые крадут наши деньги и покупают себе самолеты?
Для того, чтобы сбить эту волну
беспокойства населения в Молдове и в своих странах, западные политики пытаются
запустить информацию о том, что вообще-то Запад в этом не виноват. Это все
российские спецслужбы, российская мафия, которая через Молдову проводила какие-то
схемы и пыталась манипулировать людьми. То есть пытаются сместить акценты.
- Но большинство людей восприняло эту пресс-конференцию как позицию Запада, который намерен наказать виновных.
- . А ведь еще недавно его
приветствовали все первые лица Запада. Сейчас о Филате никто из них не
вспоминает. Тем не менее, думаю они не готовы «слить» Плахотнюка - не сейчас.
Очевидно, что он им зачем-то нужен, – возможно, чтобы что-то довести до конца.
- То есть вы не расцениваете эту пресс-конференцию, как атаку на Владимира Плахотнюка?
- И да, и нет. Почему не готовы «слить» эту власть? Потому что понимают, что им еще нет замены. Теперь нужно сделать все возможное, чтобы появилась достойная замена, которая обеспечит надежный заслон от русских, как они считают.
Что стоит за пресс-конференцией Михаила Гофмана? Не исключено, что это война политических кланов накануне выборов президента в США. Но это может быть также еще один сигнал для нынешней власти. Мол, мы все знаем, и вы будете наказаны, если не сделаете то, о чем мы договорились.
Я не знаю, о чем они договорились. Но можно ли назвать совпадением то, что после сближения этой власти с США и открытой поддержки со стороны госдепа одно за другим следуют вроде бы не связанные между собой события: во-первых, правящее большинство оперативно голосует в первом чтении за поправки в кодекс о телерадиовещании с тем, чтобы запретить русские новости и программы; во-вторых, срочно принимается решение об открытии офиса НАТО в Кишиневе; в-третьих, Майя Санду выдвигается кандидатом в президенты?
Я не исключаю, что эти три момента, как минимум, и есть свидетельство договоренностей нынешних молдавских властей и их американских партнеров: полностью покончить в Молдове с русской «пропагандой», открыть двери для НАТО и сделать президентом их ставленника.
Для чего им это нужно? Как только кандидатом, а потом и президентом, сделают прозападного политика, он сразу становится ядром, центром притяжения на правом фланге и собирает под себя 35-40 процентов электората – в том числе то, что осталось от ПЛДМ. Партию Лянкэ при этом убивают полностью, потому что его уклон понятен. Таким образом, Запад, по сути, хочет одних своих «сукиных детей» поменять на других, более лояльных, более послушных и менее коррумпированных.
И тогда у Запада появляется возможность диктовать свои условия - в результате очередных парламентских выборов создать новое парламентское большинство, без участия пророссийских, как они считают, а я считаю – промолдавских, прогосударственных сил. Таким образом, это большинство полностью «сольется» под Запад, и Молдова на первом этапе перейдет под внешнее управление, а потом ее будут добивать путем объединения с соседней страной.
То, что происходит в последние месяцы в Молдове, - это существенный крен нынешней власти в сторону Запада. Гораздо больший крен, чем еще год назад. Потому что до этого они пытались играть как-то между Западом-Востоком, пытались заигрывать с русскими: мол, был «плохой дядя» Гимпу, Филат - и были «хорошие ребята» демократы, которые выступают за государственность, за дружбу с Россией. Но сейчас эта игра закончилась: стало очевидно, что вся политика нынешних властей не только прозападная, но и откровенно антироссийская.
Конечно, Россия наблюдает за всеми этими манипуляциями очень внимательно. Но я думаю, что глупо пытаться шантажировать Россию в этой ситуации. Были и более серьезные товарищи, которые пытались это делать. Но не получилось.
Чем это закончится? Думаю, что очень плохо для тех, кто затеял игру на противоречиях между Западом и Востоком. Потому что на каком-то этапе Запад и Россия договорятся между собой: это что, нас «разводят» какие-то карлики? И все это закончится быстро. Еще Бисмарк говорил, что с Россией нужно либо играть честно, либо не играть совсем. Думать о том, что вот «мы всех обыграем» – неправильно. Потому что от этих игр страдают все остальные, весь молдавский народ.
И в этом смысле пресс-конференция в
США – это, конечно, сильный ход. Даже если это просто борьба кланов, как
некоторые говорят, или что это не так страшно. Нет, это болезненно. Потому что
это делает токсичными контакты с молдавскими представителями нынешней власти
для любого нормального европейского или американского политика. Они теперь
будут десять раз думать: а стоит ли. В
любом случае, для нынешней власти это сигнал.
- Социалисты требуют создания в парламенте очередной следственной комиссии по краже века. Но практика показывает, что работа комиссий в Молдове приводит лишь к сокрытию фактов. Чего ждете вы? Разве комиссия сможет наказать виновных?
- Если мы оставим все, что
происходит, на уровне нацбанка и правительства, ничего не произойдет. Создание
комиссии в парламенте – это попытка вовлечь в эту работу представителей
оппозиции, провести публичные слушания. Потому что власти будут категорически
против. Я недаром обратился к европейским представителям: давайте вместе это
сделаем. Нажим западников может подействовать: они сейчас ставят условия
молдавской власти для выделения бюджету 500 миллионов долларов.
- 500 миллионов долларов – это внешняя составляющая доходов бюджета?
- В госбюджете на этот год заложено
более 10 миллиардов лей из внешних источников, которые молдавским властям
сегодня очень нужны. Поэтому если Запад на них надавит, то они, конечно, такую
комиссию создадут. Впрочем, эта власть сейчас пойдет на любые условия ради этих
денег.
- Молдавский аналитик Игорь Боцан предостерег внешних партнеров, в частности, Румынию, от предоставления кредитов Молдове накануне выборов, так как победить могут «евроазиатские силы», то есть социалисты, и деньги в итоге получат они. Это большой риск, считает он. То есть, он открытым текстом говорит о том, что деньги доноров выделяются не стране, а конкретным политикам?
- Я Игоря Боцана и понимаю, и не
понимаю. Если Запад не выделит деньги сейчас, то мы возьмем власть до конца
года! Если Румыния, МВФ, ВБ, Европейская комиссия не дадут властям денег, то до
конца года все это закончится. И быстро. Потому что где сейчас молдавские
власти достают деньги? 150-200 миллионов лей еженедельно они получают из
банковской сферы – каждую неделю продают минимум на 150-200 миллионов лей
государственных ценных бумаг. Хотя в прошлые годы объем проданных ГЦБ составлял
в среднем 300-400 миллионов лей в год! То есть сейчас за год они могут набрать
в долг примерно 12-13 миллиардов лей. Это финансовая пирамида внутри страны. И
это кроме тех денег, которые украли.
- Еще пару месяцев назад государственные ценные бумаги продавались под очень высокий процент – порядка 28 процентов.
- Потом снизили базовую ставку нацбанка, упали и проценты. Тем не менее, речь идет о большой ликвидности: огромная леевая масса, которая освободилась, должна потом куда-то идти. В экономику не пойдет, потому что реальный сектор экономики в коме и едва дышит. Куда? Пойдет на валютный рынок, и курс национальной валюты пойдет вверх. Я думаю, что девальвация национальной валюты будет также одним из пунктов переговоров с МВФ.
Девальвация выгодна власти, потому что падение молдавского лея на 15-20 процентов - это дополнительные доходы в бюджет. Конечно, в среднесрочной перспективе это обернется проблемой с ростом цен на товары и тарифами на энергоресурсы, но это будет позже. Им, этой власти, сейчас нужно решить проблему бюджета. И это очень серьезная проблема. Поэтому они сейчас так ждут получения денег доноров.
А пытаться, как Боцан, говорить донорам: не давайте денег… Я согласен: не давайте! Потому что это не помощь населению, это помощь нынешней власти для того, чтобы удержаться еще несколько месяцев или год.
Что делали проевропейские власти последние семь лет? Более двух миллиардов долларов грантов и кредитов – внешней помощи – получила за это время Молдова. Но кто получил эти деньги? Народ? Нет, за исключением финансирования нескольких дорог, в основном эти деньги выдавались политикам: правительству Филата, правительству Лянкэ — для того, чтобы они удержались у власти.
И сейчас Запад снова идет по тому же сценарию, наступает на те же грабли: поддержим их, чтобы не дай бог, к власти не пришел Додон. Если еще два-три назад коммунисты могли прийти к власти с 40-45 мандатами, то с такой политикой уже мы придем к власти с 70-75 мандатами. Мы — вместе с другими партиями. Так и произойдет.
Для того, чтобы остановить нас, действующей власти придется либо реализовать украинский сценарий: запретить оппозиционные партии (на Украине запретили Партию коммунистов и разбомбили Партию Регионов), запретить полностью российский контент. И идти по беспределу на президентских, парламентских выборах: снимать кандидатов, использовать фальсификации, чтобы выиграл прозападный либо кандидат Демпартии.
Тем не менее, у нас есть шанс на
этих выборах поменять ситуацию. Хотя будет непросто.
- Вы упомянули предстоящие переговоры молдавских властей с МВФ. У Вас уже есть опыт общения с миссиями фонда. Какие могут рассматриваться положения в нашей ситуации, кроме девальвации национальной валюты?
- Я не видел проект меморандума, который, наверное, уже готовится. Но стандартно что может быть? Конечно, у нас очень большой дефицит бюджета. Обычно одна из основных задач МВФ – это соблюсти определенные параметры бюджета. В данном случае они будут требовать сократить дефицит - за последний год он увеличился в разы.
Как сократить? Вариантов всего два. Или через увеличение доходной части, что означает увеличение налогов либо появление новых налогов. Либо через сокращение расходной части. Что можно сократить? Инвестиций и так практически нет, и их обычно не трогают. Но всегда корректируют социальную часть. И там могут ограничивать, к примеру, не более 8-10 процентов от ВВП зарплату всего бюджетного сектора, сокращать пособия, пенсии, увеличить пенсионный возраст, чтобы сэкономить на пенсионерах и т.д..
Вторая задача – структурные реформы, а это банковская сфера. МВФ будет настаивать на том, чтобы создать условия для западных инвесторов, которые могли бы легче покупать банковские активы в Молдове. И это не самая хорошая вещь.
Западный банк интересует исключительно получение прибыли, и ни на какой местный колорит они не пойдут. Они будут проводить экспансионистскую политику в пользу своих акционеров. А что их интересует? Выжечь здесь полностью поле для прихода западных компаний – осваивать рынок. Рынок небольшой, но в любом случае есть подступы к Украине, России и так далее.
Я не против иностранных инвесторов, но полностью укладывать весь финансовый сектор под дядю Сэма – это потеря части финансовой и национальной безопасности, независимости страны. Это проблема. Я думаю, что МВФ будет настаивать, и я вижу четкие сигналы, указывающие на это. И невольно возникает такая мысль: они же, то есть Запад, видели, как воровали деньги из банковской системы в течение последних лет.
Они видели каждый перевод, на какие офшорные счета все это уходило. Это же не 100 тысяч долларов, а сотни миллионов. МВФ тогда имел программу с Молдовой. Почему они молчали? Неужели для того, чтобы потом МВФ мог требовать создания условий, при которых банковская система Молдовы полностью уйдет под западных инвесторов?
Если вернуться к переговорам с МВФ, то, думаю, дальше фонд будет традиционно уже настаивать на увеличении тарифов: электроэнергия, газ, вода в Кишиневе, чтобы компании могли покрыть свои расходы.
И еще: странно, что за последние семь
лет МВФ впервые в этом году не предлагает встретиться с оппозицией. Раньше хотя
бы для виду общались. Сейчас они как бы говорят: мы получили поручение помочь
вашим олигархам, и нас не интересует ваше мнение.
- Известны ли вам положения Дорожной карты, предложенной Россией молдавским властям? Почему они неприемлемы для действующего правительства?
- Сегодня ЛЮБЫЕ предложения России неприемлемы для этой власти. И эта власть не сделает ничего для того, чтобы пойти навстречу России. Потому что она исполняет поручения из Вашингтона.
Возобновлять отношения с Россией
сегодня – это хорошо для Молдовы, это означает возвращение рынка сбыта. Но это
означает рост бюджетных доходов только через полгода-год. А деньги молдавским
властям нужны сейчас. И если они согласятся на предложения России, Запад им не
даст 500 миллионов долларов для покрытия дыр в бюджете-2016. Поэтому весь этот
диалог которые ведут нынешние молдавские власти с Российской Федерацией, – это
филькина грамота. И думаю, что российские коллеги очень хорошо это понимают.
- Поэтому они особенно и не настаивают?
- Они особенно не надеются на то,
что что-то получится. Встречаться – давайте встречаться. Но они очень хорошо
понимают, что молдавская власть не самостоятельна. И никакая дорожная карта
сейчас не пройдет.
- Может ли Молдова быть реально не зависимой ни от Запада, ни от Востока сегодня? Если в бюджет Молдовы на 30 процентов заложены внешние источники, то как она может отказаться от этой помощи, как она может быть независимой?
- Верните нам удочку, а рыбы мы сами наловим. Дайте нам рынки, и мы сами сможем себя накормить и зарабатывать. Я не хочу, чтобы Молдова стала очередной «банановой республикой», которая ждет очередной дозы западных грантов и кредитов. Да, мы тоже будем брать кредиты. Но мы будем их брать для развития инфраструктуры, для инвестиций, а не на потребление, как сейчас.
Мы отдаём себе отчет в том, что ситуация очень сложная, и что после прихода к власти у нас сложится определенная бюджетная, финансовая дыра, гэп в полгода, когда у нас не будет достаточных своих доходов. Нам надо будет со всем этим разобраться, создать условия для местных производителей, нормальную бюджетно-налоговую политику для мотивации создания рабочих мест и привлечения инвестиций, как зарубежных, так и местных, разобраться с коррупцией и беспределом контролирующих органов и т.д..
После того, как мы восстановим рынки
сбыта, экономика не сразу даст отдачу. Получим «удочку» и наведем порядок по
вертикали, в администрировании, в госуправлении. Я думаю, что в течение 6-12
месяцев отдача уже будет. И уже можно будет потихонечку выходить из этой ямы,
куда нас завели Запад вместе с их «сукиными сынами» здесь.
- Ваше отношение к идее «объединенного кандидата» на выборах от правых и левых?
- Не будет одного кандидата от правых и левых. Я думаю, Запад сейчас работает на то, чтобы был единый кандидат справа. Иначе во втором туре будет борьба между социалистами и демократами. А это не в интересах Запада – при любом исходе.
Смогут ли объединиться левые? Я думаю, что здесь шансов больше. Я не беру в расчет Владимира Николаевича, если он и будет участвовать в выборах, то в роли спойлера. Но с другими политиками, с Ренато Усатым, мы попробуем договориться. Во всяком случае, во втором туре как минимум у нас должна быть общая позиция.
В одиночку справиться с этой властью не получится. Нужны консолидированные действия оппозиции. И сейчас говорить о том, что я сам, я пойду, разорву… Этого не будет. И мы сами это не сделаем. И он это не сделает. Нужно объединять усилия, тогда у нас шансы есть.
Новости по теме
- Сегодня, 12:30
- Сегодня, 11:44
- Сегодня, 11:02
- Сегодня, 09:04
- Сегодня, 08:42
- Вчера, 18:08
- Вчера, 14:42
- Вчера, 13:06
- Вчера, 11:03
- Вчера, 10:46
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 12:30
- Сегодня, 11:44
- Сегодня, 11:02
- Сегодня, 09:04
- Сегодня, 08:42
- Вчера, 18:08
- Вчера, 14:42
- Вчера, 13:06
- Вчера, 11:03
- Вчера, 10:46