Ион Лазарь: «Ни одно нашествие саранчи не нанесло столько вреда сельскому хозяйству, сколько чиновники-дилетанты»
Что происходит в сельском хозяйстве? Почему наши чиновники едут на Ближний Восток учиться выращивать помидоры? Почему слабые урожаи? Насколько безопасно то, что мы едим, и почему мы травимся? Когда следует ожидать положительных изменений? На эти и другие вопросы «Молдавским ведомостям» отвечает известный ученый в области защиты растений, доктор наук, «OmEmerit» Ион Лазарь.
Мы сами обрекли себя на смешные урожаи
- Ситуация в аграрной сфере продолжает тревожить. Одна из главных причин упадка отрасли – развал системы защиты растений. Я много говорил и писал, в том числе и в газете «Молдавские ведомости», о том, что система защиты растений трещит по швам, и нужно предпринимать срочные меры по ее спасению, указывал, какие именно.
По погодно-климатическим условиям Молдова расположена в зоне с особыми рисками выпадения осадков (только в отдельные годы их количество достигает 400 мм в год на квадратный метр, в то время как в европейских странах 700-750), засухами, заморозками и градобитиями, хотя почвы у нас еще достаточно плодородны.
После неудачного разрушения колхозов и совхозов появилось около 400 тысяч различных по размерам аграрных хозяйств, в которых специалистов по защите растений практически нет. Уже по этому показателю ситуация катастрофическая, учитывая, что ежегодно только основные сельхозкультуры подвергаются нападению со стороны 550 вредителей и болезней различного происхождения, сорняков. У большинства фермеров опыта и знаний нет, надежда только на консультации в агромагазинах при покупке пестицидов. Ну и как им быть, как вовремя и умело использовать рекомендуемое продавцами-«специалистами» количество пестицидов, чтобы добиться нужного эффекта и максимально спасти урожай?
Потому-то у нас ежегодные потери в аграрном секторе и составляют миллиарды лей. Во всей системе защиты растений есть неписаный для специалиста этой области золотой закон из семи статей: «где, когда, кого, как, когда, чем и сколько раз». То есть: где искать вредителя или болезни, по каким симптомам выявлять, в какую фазу развития растений, чем можно подавлять вредоносность и сколько раз использовать этот прием. На эти вопросы отвечали специалисты более или менее налаженной до недавнего времени системы защиты растений в лице республиканской станции защиты и существовавших районных станций защиты растений при методическом руководстве со стороны научного учреждения.
Что сейчас с этой системой? Она вместе со всем аграрным сектором выброшена на обочину. Минсельхоз вместо того, чтобы поддержать эту систему, улучшать ее, больше озаботился тем, как ее разрушить, как и кому распределить гуманитарное продовольственное зерно, как выгоднее продать тракторы и комбайны. Сейчас тех станций, как и специалистов, нет. Некому проводить обследования и мониторинг, нет практической базы, остались кое-где в районах по одному-два статиста с карандашами и бумагой. Практически на нуле и подготовка кадров.
Несоблюдение и обязательное применение научно обоснованных мероприятий или их игнорирование привело к резкому снижению урожайности в последние десятилетия, ухудшению качества и конкурентоспособности практически всех сельхозкультур. Не буду вдаваться в подробности, отмечу только, что 25-30 центнеров зерна и 40 центнеров винограда, в лучшем случае собираемые у нас с одного гектара полей и виноградников, не говоря о смешных урожаях подсолнечника и овощей, - это просто позор. Наши чиновники ездят в Иорданию, чтобы перенять опыт выращивания томатов, в Турцию - учиться выращивать овец, в то время как мы сами ранее выращивали ежегодно более миллиона тонн томатов.
Результаты налицо: в сравнении со странами Европы наше сельское хозяйство опустилось на одно из последних мест по результатам. В то же время с имеющимся потенциалом и ресурсами наша страна могла бы досыта прокормить 12-15 миллионов человек, а не импортировать помидоры из Турции, огурцы из Болгарии и яблоки из Польши. Ни одно нашествие саранчи или лугового мотылька не принесли бы столько вреда сельскому хозяйству, сколько принесли дилетантство, неграмотность и безответственность чиновников.
Россияне не хотят травиться молдавскими яблоками
- О безответственности и дилетантстве в продаже и использовании пестицидов у нас вспоминают чаще всего при очередном отравлении или гибели людей. Безусловно, без пестицидов не обойтись. Один из стержней - применение современных технологий, использование научно-обоснованных рекомендаций, качественных и эффективных средств защиты, испытанных и апробированных фитосанитарных продуктов для наших конкретных специфических экстремальных почвенно-климатических условий. Пестициды - это средства, которые убивают вредителей и болезни растений, сорняков. Однако при неграмотном обращении с ними или тем более при использовании контрафактных, фальсифицированных препаратов они могут оказаться и фатальными как для человека, так и для животных. Цифры пострадавших за последние годы сравнимы с потерями в военных конфликтах: 2010-2014 годы - 690 случаев тяжелых отравлений пестицидами, почти 23 тысячи человек отравились продуктами химического происхождения, 1024 смертельных исхода; 2015 год - 399 отравлений пестицидами, 40 человек погибло; 2016 год - только в Кишиневе пестицидами отравились 22 ребенка. На юге скончался ребенок, глотнул химикат из оставленной родителем в машине бутылки… Люди продолжают травиться и гибнуть, потому что по прежнему у нас царствует хаос и беспредел в системе ввоза и реализации пестицидов и других опасных препаратов, используемых кем попало, где попало и как попало.
Я неоднократно поднимал эту проблему, но практически ничего не изменилось – все сваливают вину друг на друга. Речь идет не только о грубейших нарушениях правительственных решений и законодательных актов в проблемах, связанных с защитой растений, но также о безответственности и халатности чиновников, в данном случае - руководства минсельхоза и других госструктур, которые крышуют этот опасный для здоровья людей бизнес.
По всей республике разбросано около 180 магазинов, во многих из которых продают контрафактные пестициды и препараты. В то же время экономических агентов, имеющих лицензии на право ввоза и продажи пестицидов, у нас более 600 – больше, чем во Франции и Германии вместе взятых. О рынках, где каждый желающий может приобрести опасную химию, уже не говорю. Государство фактически отстранилось, подвергая угрозе здоровье и жизнь граждан.
А вот Россия не желает травить людей молдавскими овощами и фруктами, отравленными пестицидами: запретила их ввоз, не доверяя молдавским госструктурам, выдающим фитосанитарные сертификаты. Несколько лет назад «Россельхознадзор» попросил Молдову исключить лабораторию госцентра из числа допущенных к проведению подобных анализов. Наши чиновники это к сведению не приняли, а потом удивляются поведению российской стороны, привязывая сюда политику.
В этом госцентре, основателем которого, кстати, был я, после моего ухода происходят странные вещи. Не так давно его менеджер дерзко заявил мне, что должность он купил и волен делать все, что ему вздумается. И он это делает: рушит стержень - информационную базу, преследует создавших ее специалистов, чтобы трудоустроить родственников, не имеющих ни малейшего понятия о специфике работы; разрушает основной отдел по решению главной задачи центра - разогнал специалистов, создав никому ненужные структуры. Результат - отравление более полусотни школьников в селе Куйзэука Резинского района, кстати, там он работал ранее агрономом!
Грубейшим нарушениям на этом предприятии нет конца – тут и приобретение нескольких десятков единиц автотранспорта, стройматериалов, лабораторной техники, оргтехники, продуктов питания и других товаров, не связанных с деятельностью центра, и т.д.. Где многочисленные государственные органы, контролирующие эффективность использования государственных денег? Уже не говорю о заведомо ложной информации госцентра о пестицидах, а тем более манипуляции или фальсификации ее данных и представлении к руководству фермерам в виде рекомендаций на пакетиках, ампулах или в официальных изданиях, каким является регистр разрешенных фитосанитарных средств защиты растений. Это не только грубое нарушение закона - это преступление! Будем ждать очередного массового отравления или российского эмбарго – или наведем порядок?
Нужен главный аграрный документ
- Не так давно прозвучало требование некоторых ассоциаций по производству фруктов и фермерских хозяйств о необходимости вернуть АNSA в введение минсельхоза. Этого категорически нельзя допустить, и вот почему.
Ответственность, функции регулирования и контроля продовольственной безопасности, за исключением защиты и карантина растений, должны оставаться у этогоагентства. АNSA – межведомственный орган, подчиняющийся правительству. В его обязанности - проверка безопасности всех продуктов питания и сельхозпродукции, вплоть до свиней в подсобных хозяйствах минобороны. С переходом под крыло минсельхоза начнутся звонки руководству агентства чиновников министерства и его многочисленных структур: этого не трогать, того не проверять, к третьему не приходить и т.д..
Я специально отметил - за исключением защиты растений и карантина. Эта сфера имеет специфический аспект: наблюдение за развитием и распространением наиболее опасных вредителей, болезней и сорняков; проверка и применение методов защиты растений; разработка годовых и многолетних прогнозов; локализация очагов развития опасных объектов и т.д.. на всей территории страны в соответствии с разработкой единой концепцией обеспечения нормального развития сельхозрастений. Это огромная работа, которая объединяет усилия всех отраслевых институтов.
Что касается контроля за производством и реализацией пестицидов, их транспортировкой и хранением, их качеством и выдачей сертификатов соответствия - это должно быть занятием структур АNSA, ее лабораторий и т.д.. Агентство должно располагать помимо своей центральной лаборатории в столице еще хотя бы четырьмя собственными на севере, юге и в центре, а не полагаться на исследования и результаты других лабораторий. Это касается и импортируемых продуктов с зарубежными сертификатами. Мы должны сами проверять, что к нам завозят. К примеру, в Румынии отказались от практики принимать продукты из Европы без своих лабораторных проверок. В европейских странах свои правила и нормы безопасности, у них – свои.
О проблемах в аграрной сфере можно говорить много. Основная – до сих пор нет кодекса о сельском хозяйстве со стратегией развития отрасли. Без этого отрасль не поднять с колен. Увы, пока это не осознали высокие государственные мужи. Премьеру следует, наверное, не только отдавать распоряжения о расследовании причин массовых отравлений людей и продолжающейся практике продажи контрафактных пестицидов и других химических препаратов, но и проверять их исполнение. Если только его требования не направлены лишь на то, чтобы утихомирить возмущенную общественность.
Новости по теме
- Сегодня, 17:31
- Сегодня, 11:06
- Сегодня, 10:36
- Сегодня, 09:31
- Сегодня, 08:28
- Сегодня, 08:02
- Вчера, 14:39
- Вчера, 12:19
- Вчера, 09:41
- Вчера, 09:08
Комментарии (1) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 17:31
- Сегодня, 11:06
- Сегодня, 10:36
- Сегодня, 09:31
- Сегодня, 08:28
- Сегодня, 08:02
- Вчера, 14:39
- Вчера, 12:19
- Вчера, 09:41
- Вчера, 09:08
В 2001 году "Режистру" ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ввел правила наделения фискальным кодом (idnp) граждан Молдовы. Согласно этим правилам люди в Молдове cмогут жить до тысячи (1000?!!!) лет. Предполагается, что у нас будет в 20 раз больше офисов "Режистру", чем до введения этих правил.
Вот оно будущее Молдовы!
Эта территория предназначена для "избранных" с карманом полным денег. На каждом углу Молдовы будут выписывать новые паспорта для таких "избранных". Никакой реальной экономики даже и не планируется. Зачем заморачиваться с сельским хозяйством. Защита растений - что это за такой "зверь"?
Население тихо вымрет - и никаких проблем.