История

Ион Штефаницэ: «В Молдове приостановлен процесс разрушения памятников»

01.05.2015, 06:00
{Ион Штефаницэ: «В Молдове приостановлен процесс разрушения памятников»} Молдавские Ведомости

Страна получила европейскую премию за охрану культурного наследия

Республика Молдова фигурирует в списке стран-лауреатов европейской премии в области охраны культурного наследия «Europa Nostra». Будучи в числе 263 претендентов на премию из 29 стран в номинациях «сохранение», «исследование и оцифровка», «услуги наследия» и «образование» Молдова получила премию в последней категории – образовательной. Подробности мы узнали от руководителя агентства по инспектированию и реставрации памятников Иона Штефэницэ.

 

Молдова – в тридцатке лучших

 

– Что входит в понятие культурного наследия?

– В материальную его часть входят исторические, архитектурные и археологические памятники. У нашей страны – свои памятники, которые включены в регистр, составленный ещё в 1993 году Академией наук. Окончательно список был принят и опубликован 2 февраля 2010 года.

 

– Как происходил мониторинг европейцами наших «культуроохранных» достижений?

– Агентство по инспектированию и реставрации памятников за последние два года кое-что сделало для сохранения нашего культурного наследия. Поэтому мы 15 октября 2014 года собрали в чёткий рапорт все проекты, которые осуществили за этот период времени: конференции, круглые столы, публикации о Старом Орхее, проект консервации и реставрации Сорокской крепости, Красный список культурного наследия РМ, нашу борьбу с нелегальными постройками, работы по сохранению исторического комплекса – родового поместья Манук-бея в Хынчештском районе и т. д. Европейские эксперты дали высокую оценку нашей работе. В итоге, будучи одним из 263 участников (юридических и физических лиц, учреждений), мы попали в число 29 лауреатов премии «Европа Ностра».

 

Из них будут выбраны семь Гран-при. Шесть – в разных номинациях, которые будут присуждены после заседания группы экспертов, жюри. А одно – на выбор публики. Призёров назовут в июне в Осло. Как дальше сложится – не знаю. Но я уже доволен результатом. Если мы не получаем поддержку на национальном уровне, то получили её на европейском.

 

Разрушать стали меньше

 

– Премия, полученная вами, называется так: «За воспитание, обучение и популяризацию культурного наследия». Можно проиллюстрировать примерами?

– Наше агентство сотрудничает с волонтёрами, которые приезжают из Франции, Эстонии. Польши, и мы организовываем с ними открытые публичные лекции по культурному наследию в Техническом университете Будущие архитекторы должны знать, что надо проектировать здания так, чтобы при этом не навредить памятникам.

Мы организовали просмотр короткометражного фильма, который призван положительно влиять на местные власти. Есть позитивный пример того, что делается в Хынчештах, Сороках, Цауле, Стольниченах, Лэпушна, Дониче. Начинаются стартапы по сохранению исторической части столицы. Темпы разрушения старого Кишинёва снизились, и если у нас было по одному неприятному казусу в месяц, то сейчас их – по два на год.

Ситуация улучшается. Умножилось число проектов, которые обсуждаются на национальном совете по защите памятников при министерстве культуры. Это говорит о том, что юридические и физические лица стремятся законным путём осуществлять свои проекты по строительству, реконструкции и реставрации зданий. И это позволяет надеяться, что механизм защиты культурного наследия в Молдове будет работать.

За последние 20 лет мы разрушили почти всё, никто не контролировал ситуацию. Поэтому агентству сейчас предстоит с удвоенной энергией стоять на страже закона. Получив эту премию, мы должны не успокоиться, а с ещё большей ответственностью сконцентрироваться на сотнях оставшихся проблем: это разрушающиеся усадьбы, монастыри, церкви и т.д..

 

Урбанистам – дискуссии, монастырям – ремонт

 

– Премия – это, конечно, мощный стимул идти вперёд. Что планируете на ближайшую перспективу?

– Мы работаем не для премий. Я постоянно беспокоюсь об исторической части Кишинёва. Бьюсь над тем, чтобы был создан национальный фонд реставрации памятников – и на местном уровне, и на центральном, при участии и совместном финансировании властями и экономическими агентами, как это делается во Франции, Германии, Испании. Исторический Кишинёв нуждается в восстановлении. Я хочу открыть в столице центр культурного наследия, чтобы наши урбанисты и архитекторы могли встречаться и в публичных дискуссиях, с помощью экрана и планшетов обсуждать, как мы можем развивать столицу и сохранять памятники.

Что касается всей Молдовы, то опять вернусь к национальному фонду, половину средств для которого давало бы государство, а вторую половину – местная власть. 42-я статья закона об охране памятников гласит: местные советы предусматривают в своих бюджетах суммы для проведения работ по выявлению, изучению, спасению, охране и реставрации памятников на территории регионов. Но пока всё это происходит только на бумаге. Реально ничего не делается.

Есть ещё стратегия развития культуры до 2020 года, я хочу, чтобы она тоже не осталась на бумаге, чтобы, если будут запланированы миллионы, они были бы вложены, а не украдены.

 

– В Кишинёве, судя по публикациям в СМИ и подсчётам учёных АНМ, за последнее время разрушили более 80 памятников истории и архитектуры. И вот Европа в лице вашего агентства хвалит нашу страну за сохранение культурного наследия. Как этот парадокс можно объяснить?

– Европа не похвалила, а одобрила реальные достижения, представленные агентством. Мы не скрываем проблем, а, наоборот, вскрываем их, призывая решать всем вместе. С этой целью мы должны мотивировать профессионалов, не вмешивая политику.

Олег ДАШЕВСКИЙ

Комментарии (0) Добавить комментарии