Ионицэ: Покончить с монополиями можно за неделю, и власть об этом знает
Инфляция в Молдове - самая высокая в регионе, и нацбанк прогнозирует ее рост. Кроме открытой инфляции, молдаване наблюдают невидимую «шринкфляцию» - когда производители незаметно сокращают размеры упаковок, оставляя цены прежними.
Высший совет безопасности под председательством президента Майи Санду 7 июня разработал ряд рекомендаций по обеспечению продовольственной безопасности страны. В течение четырех недель минсельхоз, минэкономики агентство по безопасности пищевых продуктов пересмотрят и упростят процедуры сертификации. Совет по конкуренции будет следить за рынками и оперативно наказывать нарушителей. МВД и минфин обеспечат бесперебойную транспортировку сырья и продуктов через пограничные пункты. Минсельхоз и НАБПП должны пересмотреть обеспечение присутствия на рынке охлажденной продукции. Минтруда и минсельхоз установят перечень приоритетных товаров и сырья для регулирования внутреннего рынка и экспорта. В течение трех недель ответственные министерства должны пересмотреть уровень обязательных государственных резервов продуктов и сырья.
Добавим, что специальные комиссии изучают ситуацию в области нефтепродуктов и действия НБМ. Но председатель парламентской комиссии по экономике, бюджету и финансам Думитру Алайба уже заявил, что волшебных решений для снижения цен на бензин и дизтопливо не существует.
У экономического эксперта Вячеслава Ионицэ есть свой рецепт. Об этом он рассказал в эфире «Подкаст на двоих» и предупредил: «Ситуация в экономике будет улучшаться, но нужно смотреть на это без оптимизма».
Закупаться ли продуктами?
- Продовольствие будет, но дорогое. Это социальный кризис: не все смогут потреблять достаточно. Мы уже в кризисе: стоимость продуктов выросла более чем на 30 процентов, а реальная зарплата – лишь на 12, и молдаванин может купить на 18 процентов меньше продуктов, чем в прошлом году. Люди стали беднее.
По-моему, продукты в торговых сетях будут. Молдова и Украина страдают от того, что эта часть бассейна Черного моря перерабатывает товаропоток в 100 миллионов тонн в год, из которых у Молдовы лишь три миллиона тонн: большая часть потока шла через Украину. Закрывшиеся порты, проблема местной коррупции – все это во много раз увеличило логистические проблемы.
Не в войне дело, а в монополиях
- Потоки импорта-экспорта в Молдове монополизированы. Были и есть чиновники, которые крышуют монополистов транспортных потоков. Об этом расскажут сельхозпроизводители. Знают об этом и те небольшие нефтяные компании, которые в принципе могут сейчас импортировать энергоресурсы, но скажут, что это, невозможно. Причина не в войне, а, к сожалению, в коррупции. Президент обозначила, что, кроме международных проблем, есть и наша местная монополия. Имена чиновников известны госслужбам. Думаю, что и президента страны информируют, кто это делает.
Задача парламентских комиссии - отделить мух от котлет
- Нужно понять, что произошло с ценами. Для этого надо не смешивать несовместимые вещи разных порядков, отделить мух от котлет.
В Молдове произошел беспрецедентный рост цен на импортный газ. В 2020 году мы закупали газ по 115 долларов за тысячу кубов, в апреле текущего года – примерно по 1200 долларов. НБМ может хоть кувыркаться, но ничего не сделает. Цепочка завязалась: рост цен пошел по всем продуктам, и это тоже никак не связано с НБМ. Кроме того, увеличение цен на продукты питания происходит во всем мире – НБМ не имеет к этому отношения. Многие годы в Молдове не повышались тарифы на регулируемые ресурсы: вода, транспорт. Пришло время их повысить. И это опять – вопрос не к нацбанку. Как и монопольные потоки импорта-экспорта. Комиссия должна в этом разобраться?! Пусть разберется!
У нацбанка два инструмента влияния на инфляцию, и один не работает
- У нацбанка два инструмента. Первый, и он работает, это поддержание валютного курса. Так как в Молдове большая часть товаров импортируется, то, если курс лея снижается, это увеличивает стоимость товаров. И к инфляции, связанной с ростом цен импорта, может прибавиться инфляция, связанная с обесцениванием лея.
Война побудила скупать валюту, спрос на нее у физических лиц превышал предложение. Такого не было в истории Молдовы – была паника. Люди потратили сотни миллионов лей, скупая валюту, и при большой марже банков потеряли большие деньги. НБМ сделал правильные шаги – из резерва продал валюту, чтобы снизить панику. Благодаря этому молдавский лей укреплялся – а мог обесцениваться. Это позволило не допустить дополнительную инфляцию.
Второй инструмент – кредитная политика. О ней хотят говорить в парламенте, но если честно, этот инструмент в Молдове не работает. Причина в том, что увеличение ставок по кредитам, что делает НБМ неоднократно, не уменьшает денежную массу в стране и тем самым не может регулировать инфляцию. С начала войны молдаване сняли со своих депозитов лишь 6 миллиардов лей, а у банков было 34 миллиарда сверхликвидности. В условиях, когда в банках осталось еще 28 миллиардов сверх ликвида, нацбанк сколько бы ни играл с процентами по кредитной ставке – это очень мало влияет на инфляцию.
Но была ситуация, когда этим инструментом нацбанк дал импульс экономике. В 2020 году, в условиях ковида, был кризис из-за низкого уровня потребления. Нацбанк в конце года установил самую низкую ставку по кредитам за всю историю Молдовы – 2,06 процента. Деньги подешевели, и в 2021 году молдаване брали кредитов по 800 миллионов лей в месяц – беспрецедентный рост. Это был ажиотаж потребления.
Когда в других странах в экономику вливаются дополнительные деньги - это приводит к росту производства. В Молдове это приводит к росту импорта, так как производства как такового нет. И это не вина нацбанка.
В такой ситуации действия НБМ чуть-чуть повлияли на уровень инфляции. Но по сравнению с влиянием роста, монополизма и коррупции это влияние - 1-2 процента.
«Адская смесь» причин роста цен
- Инфляция будет расти в мае-июне, потом должно появиться плато, а ближе к осени, по-моему, начнется снижение. Но не стоит ожидать сильного снижения – у нас энергетическая инфляция еще не расцвела во всем объеме.
Повышен будет тариф на газ. Причина в том, что в тарифе, который действовал с 1 апреля, заложена закупочная цена на газ на уровне 400 долларов за одну тысячу кубов, но покупали газ по 1200 долларов. У «Молдовагаз» возникли текущие долги по выплатам не меньше 4 миллиардов лей. Когда подписывали контракт с «Газпромом», была договоренность, что исторический долг мы как-то потом выплатим, но не будем создавать новых долгов. Это означает, что тариф будет покрывать все расходы.
Если повышается тариф на газ – повышается тариф на тепло, на электричество от Молдавской ГРЭС, на услуги и продукты. Рост цен на продовольствие будет зависеть не только от цены на газ. Это будет адская смесь: с одной стороны увеличение стоимости энергоресурсов, с другой – недостаточные меры по повышению урожайности, подорожание удобрений, подорожание продуктов и сырья на мировых рынках. Ожидать снижения цен нелогично.
Власти ожидают нашего падения в пропасть и лечат выживших
- Снижение цены на растительное масло в результате сильного давления – что это было? Представьте, что перед вами пропасть, но власть вместо того, чтобы огородить ее забором и не допустить падения, строит больницы внизу и лечит всех, кто падает и выживает.
Все проблемы с подорожанием продуктов, в то числе с ростом цен на подсолнечное масло, у нас связаны с монополиями, с несвободой рынка. Своим решением по маслу власть вернула командно-административное управление. Или «ручное управление государством», как сказал бы Путин.
Как устранить нелояльную конкуренцию
- Уже сейчас власть может решить несколько проблем. Первое: устранить нелояльную конкуренцию. Если все оставить как есть, будут убиты все энергопотребляющие предприятия.
Второе и главное: освободить транспортные потоки. Кто их контролирует - знает СИБ. Я сам установил, что этот госорган обладает всеобъемлющей информацией. Будучи председателем парламентской комиссии, я заинтересовался одним рынком и получил от СИБ исчерпывающий ответ. Знают все: имена, явки, пароли.
Если бы был создан комитет по примеру одной балканской страны в составе президента, премьера и спикера, если бы захотели - схему монополии на транспортные потоки можно было бы разрушить за неделю. Нужна политическая воля. Вся информация есть. Но если факты, может быть, трудно доказать в суде, то для принятия политических решений их достаточно.
Третье: нужно поддержать бизнес тех, у кого энергоресурсы включены в технологический процесс, предоставив каникулы на выплату НДС.
И четвертое - найти деньги на помощь малоимущим.
Помогая Украине, Молдова расширяет свои возможности
- Проблема Молдовы не войне на Украине. Наоборот, ситуация открыла для нас большие возможности. Украинский бизнес в недоумении: Молдова может использовать преимущества региона и железные дороги, но ничего не делает. Почему? Душат монополии, которые крышуются коррумпированными чиновниками.
Если мы сейчас увеличим товаропотоки, помогая Украине, создадим нормальную конкуренцию, это удешевит наши транспортные расходы. Есть программа увеличения товаропотока в три-четыре раза, использования Унген, Галаца, временных причалов. Это можно сделать, когда будет решена проблема коррупции, о которой все знают.
Что дальше? Ситуация в экономике будет улучшаться, но нужно смотреть на это без оптимизма.
Записала Марина ТИМОТИНА
Новости по теме
- Сегодня, 18:00
- Сегодня, 17:48
- Сегодня, 17:45
- Сегодня, 16:33
- Сегодня, 15:02
- Сегодня, 14:28
- Сегодня, 12:13
- Сегодня, 11:47
- Сегодня, 09:24
- Вчера, 18:27
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 18:00
- Сегодня, 17:48
- Сегодня, 17:45
- Сегодня, 16:33
- Сегодня, 15:02
- Сегодня, 14:28
- Сегодня, 12:13
- Сегодня, 11:47
- Сегодня, 09:24
- Вчера, 18:27