История

Историческая сенсация: Кишинев старше Санкт-Петербурга

23.01.2023, 14:10
{Историческая сенсация: Кишинев старше Санкт-Петербурга  } Молдавские Ведомости

«Кишинев – неизвестная история» - так называется открывшаяся в национальном музее истории выставка археологических находок, обнаруженных в ходе раскопок. Она объединяет артефакты разных эпох, от палеолита до нового времени, а также документы. И еще это долгожданный и сенсационный отчет молдавских археологов о проделанной за несколько лет работе. Абсолютное большинство экспонатов выставляется впервые, лишь некоторые были описаны в научных работах. И они полностью меняют наше представление о прошлом Кишинева.

Когда Кишинев стал городом? Принято считать, что в начале XIX века. Раскопки в центре столицы доказали, что уже в XVII-м здесь кипела по-настоящему городская жизнь, что кишиневцы даже не отказывали себе в предметах роскоши.

«Пили кофе и курили табак из трубок с золотым напылением»

Доктор истории, бывший депутат Марк Ткачук отчитался о работе последних лет, проделанной совместно с доктором истории Ионом Тентюком на территории старого города. На выставке  собрана и кодифицирована историческая память этой земли начиная с каменного века, рассказал он.

«Город существует гораздо дольше, чем думают дилетанты, - убежден Ткачук. - Об этом говорят старинные грамоты и проведенные нами раскопки. Мы определили, что были небольшие мастерские, была  торговля, люди жили в окружении престижных вещей. Ели из красивой посуды, пили прекрасный кофе, курили табак из трубок с золотым напылением. Катастрофы сопровождали Кишинев весь XVIII век, город уничтожался и возрождался».

17 июля 1436 года – новая дата рождения столицы

«Выставка планировалась еще три года назад, - рассказала нашему корреспонденту ведущий научный сотрудник музея, куратор выставки Наталья Матеевич. - Мы хотели продемонстрировать кишиневцам, что день рождения города не 1466-й, как считалось, а 17 июля 1436 года: так датируется документ, в котором впервые упоминается Кишинев. На выставке есть не только найденные во время раскопок артефакты, но и копии документов, обнаруженных в архивах Польши двумя нашими молодыми учеными».

Документ, выставленный у входа, – главная достопримечательность музея: «Большая часть материалов - средневековье, когда Кишинев начал формироваться. В XVII-XVIII веке был уже городок, а  не деревня, как считалось до недавних пор. Было развито стеклодувство, определенные ремесла».

Где родился старый город

«В витринах артефакты, найденные в ходе археологических раскопок начиная с 1950 года, - рассказала Наталья Матеевич. - Последние проводились в прошлом году на проспекте Григоре Виеру. Материалы еще не отреставрированы, и мы оставили место, чтобы через несколько месяцев выставку дополнить».

Агентство национальной археологии по закону обязано инспектировать местность перед застройкой. В Кишиневе найдено семь памятников археологии, рассказывает Матеевич: «На бульваре Григоре Виеру – два крупных раскопа, возле театра имени Еуджена Ионеско и у роддома. Ниже проспекта Штефана чел Маре - старый город. Он родился на холме возле нынешнего офиса АО «Молдова-газ» и Мазаракиевской церкви и рос в сторону главного проспекта. Речку Бык город в то время еще не перешагивал. То, что мы в старом городе копали, очень тяжело давалось, там очень плотная застройка. Работали на очень маленьком участке, но из земли было извлечено очень много артефактов. После того, как был достроен дом, работа для нас закончилась. По сути, копать уже негде. На Пушкинской горке раскопки производились тоже на крохотном участке».

Под Кишиневом - богатство, недоступное нам

«Дом, в котором я живу, в исторической части Кишинева, - говорит Наталья Матеевич. - Когда коллеги раскапывали фундамент, столько интересного нашли! Сердце города – улица Романэ, там дома 1973-1974 годов, в ходе строительства все ценное для науки тракторами и бульдозерами было похоронено.

Хотя город и его центр в советское время и после 1991 года активно застраивали, археологические раскопки на месте будущих многоэтажек практически не проводились. Известно лишь несколько случаев. И мы боремся за каждый кусочек земли, рады, если удается раскопать участок хотя бы три на четыре метра.

Ждем результатов работ на проспекте Григоре Виеру, у церкви Константина и Елены. Там захоронения. Дорогу строили, срезая старое кладбище, но есть надежда, что земля откроет свои тайны. Город в XIX веке на этом месте был в другом обличье - но был».

Фиджан без ручки и пламенеющий тюльпан  

Интересно было узнать мнение коренных кишиневцев об экспозиции. Александр Стукалов - автор кишиневского проекта «Кофемолка» и обладатель коллекции кофейных чашек, кофейников различных конструкций и эпох, а также картин, поделок и прочих предметов, связанных с кофейным напитком. Его больше всего заинтересовали кофейные чашки XVII века.

«Какие же это чашки, скорее, это пиалы!», - недоумеваю я. Стукалов объясняет: «На Востоке пьют кофе из чашек без ручки, называется фиджан. Да вам Марк Евгеньевич больше расскажет!».

Марк Ткачук у музейной витрины демонстрирует находки: «Вот это мейсен, а это - псевдо-мейсен, в Османской империи пытались сымитировать мейсенский фарфор. Но подделку легко определить. Если перевернуть чашку, то можно увидеть скрещенные сабли, логотип мейсеновского стиля, которые наносились вручную.

Если поначалу мейсенский фарфор покупала только элита и коронованные особы, то со временем любовью к нему прониклись и представители среднего класса. Иметь изысканную посуду и украшения работы саксонских мастеров стало для многих горожан признаком хорошего тона.

А вот это, скорее всего, дорогой китайский фарфор – для османских правителей их делали, когда Кишинев был под Портой. А вот фаянс, тоже завозной... Фарфор с изображением пламенеющего тюльпана - знак аллаха - пользовался особым спросом».

«Сafea cu dulciuri»

«А вот эта чашка – очень редкая, но очень типичная для османского мира, триединая листовидная чаша, в которую насыпали специи: красный перец, тимьян  и обязательно орегано, - рассказывает Марк Ткачук. - А вот чаша для варенья, XVII-XVIII век. Нашли мы ее в 2018 году. До межвоенного периода сохранялась традиция горожан пить кофе со сладостями - «cafea cu dulciuri», потом она была утрачена. Это настоящие произведения искусства, изготовленные по большей части в турецких городах. Поверьте, триста лет назад такие изделия ценились чрезвычайно высоко. Это предметы роскоши, весьма престижные не только для Молдавии, но и для всей Европы, где фарфор начали производить только в середине XVIII века».

Слушаешь ученого - и словно окунаешься в ту эпоху, когда наши предки пили кофе из фарфоровых чашек и попыхивали керамическими трубками. Вполне себе городская картина. Как рассказывает Марк Ткачук, из небольшого раскопа были извлечены фрагменты не менее 50 курительных трубок. И это тоже доказывает, что уже в XVII веке здесь кипела по-настоящему городская жизнь.

«А что производил Кишинев?», - интересуюсь у ученого. Он указывает на стеллажи с глиняной утварью: «Вот это все наше, и еще стекло наше – все, что видите из стекла!».

По словам Ткачука, национальный исторический музей в последнее время стал центром притяжения огромного количества людей: «Как Колизей для итальянцев, Эрмитаж для россиян...». Не парламент, не дом правительства – музей!

Где рождается самосознание горожанина

Юрий Мунтян, социолог, экс-депутат парламента, считает выставку событием масштаба страны.

«Впечатляют многие экспонаты, - говорит он. - Но, пожалуй, самое ценное, открывшееся для меня благодаря найденному старинному указу об учреждении Кишинева, - это информация о том, что, вопреки укоренившимся мифам и утверждениям не очень осведомленной публики, нашему городу как культурному центру уже четвертый век! Он старше Санкт-Петербурга! Это город со своей исторической памятью. Посмотрите, какой интерес вызвала выставка, сколько людей пришло!».

Это событие способствует формированию городских сообществ, сплачивающих кишиневцев гораздо больше, нежели любые политические мероприятия, считает Мунтян: «Именно здесь рождается самосознание горожанина. История и культура делают нас ответственными не только за наше прошлое и настоящее, но и за будущее».

Мария БУИНЧУК 

Анжела Кутасевич: Впервые за много лет выделяют деньги на раскопки

Вице-примар Анжела Кутасевич назвала выставку большим событием в жизни столицы. Она отметила, что городская власть понимает значимость большой работы археологов и второй год выделяет деньги, чего раньше не было.

«Мы с нетерпением будем ждать открытия второй части экспозиции, которую дополнят не менее важные экспонаты», - заявила Кутасевич.

Вице-примар рассказала, что в конце прошлого года министерство образования утвердило учебную программу (куррикулум) по изучению в школах истории родного края под названием «Chisinaul meu drag».

«Рассчитываем с началом нового учебного года ввести в столичных школах новую дисциплину, что позволит детям открыть для себя много нового. Музей может стать для них учебной аудиторией», - сказала Анжела Кутасевич.

В эту канву вписывается прошлогоднее мероприятие, подготовленное к дню города национальным архивом. Кишиневцы получили возможность увидеть снимки, датированные 1950-1960 годами. Увидела свет монография «Кишинев прошлых лет», изданная при поддержке мэрии.

Комментарии (4) Добавить комментарии