Политика

Изменить ситуацию в Молдове может только «сильная рука»

13.10.2015, 06:00
{Изменить ситуацию в Молдове может только «сильная рука»} Молдавские Ведомости

«Кража века» – индикатор терминальной стадии существования государства

Когда мы рассматриваем вспыхнувшие в последнее время в Молдове протесты, выясняем их смысл, роль и цели внутренних и внешних игроков, мы, тем не менее, можем упустить главное. Это главное открывается нам, если мы во главу угла поставим судьбу молдавского государства. На самом деле даже похищенный миллиард долларов из банковского сектора страны является точным индикатором финальной - если угодно, терминальной - стадии существования Молдовы.

 

В стране мог случиться инсульт

Что такое банки и финансы страны? Это та же кровеносная система в организме человека. Фактически то, что в ноябре 2014 года после «кражи века» в банковском секторе мог произойти тотальный коллапс, признал и президент нацбанка. Другими словами, в стране мог случиться  «инсульт» или «инфаркт», если переводить опять в образы, близкие к биологии человека. После таких ударов оправиться, вернуться к полноценной жизни по силам далеко не каждому. Вот почему не будет ошибкой говорить, что мы сейчас являемся свидетелями крушения Республики Молдова.

Можно сказать, что многоуровневые протесты (как по линии правящих партий и оппозиции, так и по линии власти с гражданским обществом, представленным платформой «DA») с требованиями отставки президента, главы правительства, генпрокурора и т.д. и роспуска парламента –  все это предсмертная агония тяжело больной страны.

 

Почему агония, а не очередной кризис?

Все же почему агония, коллапс, а не очередной, пусть даже глубокий, политический кризис?   

Дело в том, что кризис в Молдове перманентный, тянется он с момента образования государства. Даже в относительно однозначный по раскладу политических сил момент, когда к власти пришли коммунисты, также разразился политический кризис. В 2002 году многотысячные демонстрации на центральной площади под руководством Юрия Рошки увенчались созданием палаточного городка рядом с парламентом. Движение в центральной части  Кишинева было остановлено. Тогда в ситуацию вмешались европейские структуры.

Если кризис продолжается все время, то это уже нечто другое. Вся новейшая  история независимой Молдовы  - это растянутый во времени коллапс: он необязательно должен быть мгновенным, он бывает и продолжительным.

Разрушение государства было предопределено. Ведь огромная часть людей, стоявших у истоков РМ, включая Мирчу Снегура, первого президента, мечтала об объединении с Румынией, то есть в душе предала проект нового государства. Даже в декларацию независимости намеренно внесли путаницу с юрисдикцией над территориями - подразумевали нечто иное, чем РМ в ее нынешних границах.

И с тех пор строительство страны шло через пень колоду. Самый сильный удар по новому государственному организму нанес тот же Снегур: вместо поиска общественного консенсуса пошел на применение силы против граждан, направив в Бендеры войска. С тех пор был утрачен контроль над частью территории. И РМ в первый же год своей жизни стала государством-калекой.

Нет нужды подробно разбирать все «вехи» нелегкого пути  разрушения государства. Важно назвать каналы, по которым власти (осознанно или нет) впускают в государственную систему хаос.

 

Где прячется главный враг молдавского государства

Как обычно, самый сильный враг прячется там, где ты меньше всего его ждешь.

Главный враг молдавского государства – это его граждане. Почему?

Они не верят в перспективу этого государства и в то, что можно что-то изменить.

Веру людей последовательно убили партия коммунистов во главе с Ворониным, затем АЕИ -1, 2 и 3. ПКРМ уничтожила веру левого электората, ДПМ, ЛДПМ и ЛП – правого.

Самое сильное разочарование в приднестровском урегулировании опять же принес третий президент, упустивший единственный до сих пор реальный шанс объединить страну.

Неверие в собственное государство выражено массовой эмиграцией чудовищных размеров. Уехать из Молдовы готовы даже пенсионеры.

Второй важный нюанс – недостаточная гражданская зрелость населения. Если бы, например, в соседней Румынии возникли подобные проблемы, жители этого государства быстро бы поднялись бы против властей. В Молдове же люди позволяют себя дурачить, а на выборах опускаются до продажи своих голосов.

Для нас также характерны разброс мнений и шатания: мы не способны пожертвовать своими интересами ради общей цели и государства. Дело не в геополитических предпочтениях, считает политолог Виктор Жосу: «Просто мы не готовы жить по-другому. Мы даже друг с другом договориться не способны, даже на бытовом уровне. А уж о социальном консенсусе в деле государственного устройства смешно и мечтать».

Самое удивительное то, что молдаване свыклись с коррупцией, воровством, нанашизмом, кумовством и, похоже, хотят двигаться и дальше по пути порока. Удачливый вор (не пойманный) – наш кумир. Его уважают, по крайней мере, не осуждают. Искаженные нравственные ценности - столь же сильное препятствие для консолидации государства, как и жажда обогащения у верхушки общества.

 

Страну губит элита

Элита и ее низкое качество - второй по важности фактор, мешающий Молдове выйти из постоянного глубокого кризиса, переходящего в кому.

Об одной части, открыто требующей ликвидировать государство, унионистах, мы уже говорили. Но кроме явных унионистов, организованных в партии и общественные движения, есть и скрытые. Они маскируются под сторонников ассоциации с ЕС, чтобы «объединиться с матерью-родиной в лоне европейской семьи». Эта группа элиты достаточно внушительная, и ее влияние в политике, СМИ, гражданском секторе велико.  

Вторая, также значительная, часть политического класса -  это обычные «торговцы» суверенитетом. Отчасти их поведение даже можно объяснить. Немногие страны могут позволить себе суверенную политику. Даже государства, входящие в «Большую семерку», не обладают подобной привилегией. В Германии до сих пор сохраняется американское военное присутствие, а золотые запасы страны хранятся в США. Вспомните, как произошла смена правительства в Италии, когда неугодного Берлускони  отправили в отставку, - без участия рядовых итальянцев.

Но главное все же в другом. Значительно проще находиться на содержании, чем создать свое полноценное, эффективное государство. Яркий пример: партии «евроинтеграторов» согласились передать значительную часть молдавского суверенитета Брюсселю, заключив соглашение об ассоциации.

Подобные политики  - обычные марионетки. «Продавшись» внешнему партнеру, они никогда не будут служить интересам  народа.

Безусловно, существуют в нашей политике и «государственники» - «молдовенисты». Но их влияние на политические процессы не очень велико.

К этому сегменту, думаю, стоит отнести и ПСРМ, несмотря на то, что правые силы упрекают социалистов в пророссийской политике и связях с Кремлем. В данный момент Россия объективно не заинтересована в разрушении молдавского государства. Потому что полный распад РМ – прямой путь к конфликту с НАТО. Россия же хочет иметь в лице Молдовы надежного стратегического партнера и нейтральную в военном отношении страну.

Тем не менее, из-за своей экономической слабости Молдова не сможет в ближайшее время отказаться от уступок суверенитета, неважно, Востоку или Западу. К такому раскладу привели отсутствие опыта государственного строительства, слабость и продажность молдавской элиты, дефицит сильных, харизматических личностей.

Кроме того, молдавская элита, как и обычные граждане, неспособна поставить цели государства выше личных. Именно поэтому здесь, как и на Украине, процветают удельные «князьки», олигархи. Для них государство – средство достижения своих целей. Вот почему коррупция приобрела невиданный масштаб.

Все эти факторы на своем уровне провоцируют нескончаемый кризис, переходящий в терминальную стадию.

 

Другие каналы проникновения хаоса в государственную систему

Конечно, существуют и другие каналы, через которые в Молдову входит все разрушающий хаос.

Чего только стоит институт двойного гражданства. Для маленькой, неустойчивой страны это сильный деструктивный фактор. Граждане имеют по два, а то и три гражданства (особенно в левобережных районах). Запустили эту практику, как ни странно, «государственники»-коммунисты. А новая проевропейская власть разрешила лицам с двойным гражданством занимать государственные посты.

И теперь мы точно не знаем, какой стране служат судьи Конституционного суда, почти поголовно имеющие гражданство Румынии.

 

«Иуды»-олигархи

Однако самое разрушительное воздействие на страну оказывает захват государства олигархами. Именно этот процесс и ведет к полному коллапсу. Захват государства означает, что оно не служит народу, своим конституционным целям, а используется группой лиц в корыстных интересах.

И мы видим, что партии превратились в преступные бизнес-группировки, парламент не выполняет своих задач, президент ушел «в подполье» и появляется, только чтобы кого-нибудь наградить, прокуратура и суды преследуют не преступников, а правозащитников (пример: политзаключенные «группы Петренко»), ЦИК неспособен организовать честные выборы, и вице-председатель это открыто признает. Все аномалии долго перечислять. Но кульминацией, повторюсь, стал захват финансовой системы. То, что произошло в банках группы «ВЕМ» и в НБМ (выделение криминальным структурам, взявшим под контроль ВЕМ, финансовой помощи)  означает уже использование банковской системы в интересах олигархических кланов. «Украденный миллиард» стал точкой невозврата. Так фактически вся государственная система оказалась дискредитированной и опороченной.

Подобное случается, когда ослабленный организм вдруг захватывает паразит. Он высасывает из хозяина все соки, и не дает ему умереть только потому, что это лишит его пищи для жизнедеятельности. Но рано или поздно наступает момент, когда ресурсы организма исчерпываются и он переходит в коматозное состояние. Вот в этом состоянии Молдова и находится. Да, бывали случаи, когда больной выходил из комы, но такой исход расценивался как чудо.

В Молдове на всех уровнях общества накопилось так много хаоса, что он теперь разрушает государственную систему. И пока не сформировалась сила, которая могла бы процессы распада остановить.

 

Чтобы спасти несостоявшееся государство, нужна незаурядная личность

По всей видимости, исправить ситуацию может только «железная рука». Аналогичный период был и в России до прихода к власти Владимира Путина.

Желание навести порядок в Молдове очень сильно. В селах мечтают о таком президенте как Лукашенко. О настоящем «батьке».

Косвенно на это указывает и ажиотаж в СМИ, поднятый после слов лидера «Нашей партии» Ренато Усатого, когда он пригрозил бизнесменам, занимающимся в Бельцах уборкой мусора, «закатать их в асфальт». Грубо, из разряда разговоров «по понятиям», но люди поддерживают: в стране пора наводить порядок, отправляя воров, коррупционеров и казнокрадов за решетку. Это народу нужно не из прихоти, а для самосохранения.

Выводы, к которым мы с вами пришли, не должны никого удивлять, потому что Молдову всегда относили к разряду несостоявшихся государств (англ.Failedstate). Данный термин применяется для обозначения государства, которое не может поддерживать своё существование как жизнеспособная политическая и экономическая единица.

И возникновение столь масштабных протестов, охвативших все слои общества, показывает, что жизнеспособность страны почти на нуле.

Молдове, чтобы в очередной раз не утратить государственность, нужна волевая, сильная личность масштаба Григория Котовского, которого, видимо, не просто так назвали «последним гайдуком». То есть народным мстителем. Выдвинет ли народная глубинка нового героя или героев?

Наше время, увы, формирует людей иной закваски, что мы и наблюдаем. Конечно, хотелось бы ошибиться.   

Сергей ТКАЧ

Комментарии (0) Добавить комментарии