Город

Как Ион Стурза и Майя Санду пробовали истребить память об Александре Диордице

20.11.2015, 06:00
{Как Ион Стурза и Майя Санду пробовали истребить память об Александре Диордице} Молдавские Ведомости

А у Анатола Арапу о нем вообще оказалось два мнения: одно – за, другое - против

Длина столичной пешеходной улицы - всего 260 метров, пройти ее можно за три минуты. Чем же не угодил столичным советникам Александр Диордица, чьим именем она названа, почему проголосовали против него «пакетом», вкупе с другими пятью вопросами? Быть может, власть, которая не платит зарплату, хочет стереть память о власти, которая ее платила? Именно  Диордица  заложил основы успешного функционирования финансовой системы в Молдавии на многие годы вперед. В те годы работников территориальных финансовых отделов наказывали, если день выдачи зарплаты выпадал на выходные дни, а выдавалась она в понедельник, а не в пятницу. Не было случаев, чтобы после утверждения районных бюджетов здравоохранения финансирование осуществлялось несвоевременно или не в полном объеме.

 

Постановление от 1996 года не отменено

Изгнав Александра Диордицу из столичного ландшафта, советники противопоставили себя не только кишиневцам, но также и правительству, которое своим постановлением № 686 от 13 декабря 1996 года увековечило память о Диордице в названии улицы. Документ - действующий и был принят не в период ненавистного для альянса 8-летнего правления коммунистов, а за пять лет до их прихода к власти. Правда, он предписывает увековечить память о Диордице через переименование улицы Космонавтов.

Дорин Киртоакэ о деятельности Диордицы на посту министра финансов (без малого десять лет), председателя Совета министров МССР (12 лет), заместителя председателя Госкомитета СССР по ценам (13 лет) мало осведомлен, что не помешало ему заявить: информация о нем его не впечатлила. Между тем Александр Диордица – первосоздатель в послевоенное время государственных финансов, архитектор бюджетной системы. Его профессионализм и организаторские способности – причина того, что правительство он возглавлял дольше всех в истории Молдовы: с 1958 по 1970 годы. Об этом в открытом письме МСК и генпримару в марте 2015 года написали 30 ветеранов финансовой системы, в том числе бывшие министры финансов Валериу Кицан, Михаил Маноли, Зинаида Гречаная, Михаил Поп и нынешний - Анатол Арапу.

Как рассказал «МВ» председатель совета ветеранов министерства финансов Алексей Чемыртан, руководитель делегации Республики Молдова на траурной церемонии захоронения, идея увековечивания памяти Александра Филипповича родилась отнюдь не в стенах минфина. Ее озвучили представители молдавской диаспоры в России. Правительство инициативу поддержало. Чемыртан напомнил: именно Диордица - инициатор возведения здания минфина, строительство началось, когда он был министром финансов, и было сдано в эксплуатацию уже при его статусе председателя Совета министров. Ныне оно располагается на пересечении улиц Космонавтов и Диордицы.

 

Правительство Стурзы отозвало стипендии имени Диордицы

Постановлением правительства № 686 также предусматривалось присвоить имя Диордицы кишиневскому финансово-банковскому колледжу. Кроме того, учреждались две именные стипендии  в академии экономических знаний и одна - в финансово-экономическом колледже «отличникам учебы, обладающим высокой творческой инициативой и гражданской ответственностью». Предусматривалось установление двух мемориальных досок.

Но уже через два года и шесть месяцев другой состав правительства посчитал излишними именные стипендии. Так родилось постановление №586 от 22 июня 1999 года: его подписал премьер Ион Стурза, контрассигновали ему министр образования и науки Анатол Грималски и министр финансов Анатол Арапу - тот самый, который в марте 2015 года подписал обращение к советникам и генпримару.

10 сентября 2014 года премьер-министр Юрие Лянкэ при контрассигнованной поддержке министра просвещения Майи Санду издал постановление № 745, которым из названия финансово-банковского колледжа «изымались» имя и фамилия Диордицы. Как явствует из информационной записки к проекту, подписанной Санду, на этом настаивало руководство колледжа: Александр Диордица там никогда не работал. Проект постановления был утвержден коллегией министерства образования.   

«Странный аргумент, - удивляется бывший заместитель министра финансов Алексей Чемыртан, выпускник финансового-экономического техникума 60-летней давности (колледж – правопреемник техникума). – Именно Александр Филиппович привлек к работе в техникуме высококвалифицированных преподавателей, в частности, выпускников Ленинградского финансового института, таких, как Галина Минченок, Елена Халина, Валентин Городниченко. Много раз он возглавлял государственные экзаменационные комиссии, их членами были ведущие специалисты минфина. Я уже не говорю о том, какой значительнейший вклад он внес в развитие финансовой системы Молдовы в целом».

Жаль, что члены правительства и коллегии не удосужились ознакомиться с постановлением № 686. Имя Диордицы колледжу было присвоено не за то, что Диордица был в штате, а за личный вклад педагогического коллектива в подготовку финансовых кадров. Выходит, поставлен под сомнение вклад коллектива в подготовку кадров? И вообще, если следовать такой логике, то имя Еминеску нельзя присвоить Национальному театру, потому что поэт в нем никогда не работал. Или все дело в том, что Михай Еминеску творил во времена Королевской Румынии и умер в Бухаресте, а Александр Диордица трудился в советскую эпоху и его прах предан земле в Москве?

Композитор Евгений Дога спросил: «Кто знает Диордицу? Никто. Был председателем  Совета министров МССР. Бо-о-льшой человек!». Он доволен тем, что улицу переименуют, но требует, чтобы это было не переименованием, а «названием в его честь». То есть нужно еще и сделать вид, что Диордицы вообще не было! Не было человека, который после 12 лет руководства Совмином МССР руководил ценообразованием на территории, равной одной шестой части планеты!

 

Кавалеры Ордена Республики против кавалера двух орденов Ленина

А чем запомнятся четыре премьер-министра эпохи шестилетнего правления альянса? Первый и четвертый отправлены в отставку за недоверие, второго парламент не пожелал оставлять в таком статусе, третий сам написал заявление об отставке, чтобы не связываться с прокуратурой, возбудившей против него уголовное дело. При этом первый, второй и четвертый премьеры - кавалеры Ордена Республики, хотя один сейчас парится на нарах.

Между тем Диордица был кавалером шести орденов, дважды награждался орденом Ленина, который, согласно постановлению парламента, по значимости соответствует Ордену Республики, а орден Отечественный войны - Ордену Штефан чел Маре. Такой штрих, забытый Догой: в бытность Диордицы председателем Совмина МССР в начале 60-х провели масштабную реконструкцию здания филармонии. А что было сделано для культуры под руководством четырех премьеров?  

Дорину Киртоакэ хочется узнать, кто против увековечивания имени Доги при жизни. Таких много. Не всем нравятся отдельные суждения композитора. Если для одних он патриот, то для других - националист. Но негоже класть на чаши весов заслуги Диордицы и Доги. Каждому – свое. Дело вообще в другом.    

 

Нужны законодательные барьеры

Чтобы правый радикал Киртоакэ не тешил себя забавами с переименованием улиц, его не следовало выбирать примаром. Но если он стал таковым, если праворадикалов в МСК больше, чем людей здравомыслящих, значит, кишиневцы заслужили таких местечковых руководителей. Сегодня горожане пишут открытые письма Киртоакэ, указывая, что переименование улиц без их согласия недопустимо. Лидер фракции ПСРМ в Кишиневском муниципальном совете Ион Чебан обещает опротестовать в суде решение о переименовании улиц Космонавтов и Диордицы в улицы Тэнасе и Доги. Но все это – пустое сотрясение воздуха. Нужно, чтобы на пути Киртоакэ встали законодательные барьеры. Иначе резвиться он будет долго: есть еще улицы Лазо, Пушкина, Щусева, Белинского, есть Московский проспект. А послезавтра с фасадов корпуса академии музыки, театра и изобразительного искусства (там ранее располагался Совмин МССР) и здания головного офиса «Victoriabank» (в нем жил Алесандр Диордица) собьют мемориальные доски с его барельефом?

Республика Молдова образовалось не на пустом месте. На этой земле жили люди. Разные. Плохие и хорошие. Добрые и злые. Подлые и порядочные. И среди них были личности – такие, как Александр Диордица. Он заслуживает быть увековеченным, и не только в названии улицы. Именно благодаря Александру Филипповичу и многим его коллегам у нас сегодня есть здания, в которых размещаются государственные органы власти, есть парки, жилой фонд. У нас были заводы и фабрики, у нас были республиканский стадион,  бассейны, цирк… Были.

Владимир СИДОРЕНКО

Комментарии (0) Добавить комментарии