Экономика

Как разрушение системы стандартизации привело к разрушению экономики и государства

08.05.2017, 11:00
{Как разрушение системы стандартизации привело к разрушению экономики и государства  } Молдавские Ведомости

В последние 15 лет, несмотря на то, что делаются попытки реанимировать торговлю, импорт более чем вдвое превышает экспорт.  Основная причина в нашей системе обеспечения соответствия качества выпускаемой и экспортируемой продукции. То есть в стандартизации, метрологии, сертификации соответствия и аккредитации. 

Как мы создали систему стандартизации…

В 1992 году был создан госдепартамент стандартизации, метрологии и технического надзора. Была поставлена задача подготовить законы, подзаконные акты, нормативные документы и положения, гармонизированные с международными практиками. То есть национальные системы стандартизации, метрологии, технического надзора за объектами повышенной опасности, государственного геологического контроля, радиационной безопасности, защиты прав потребителей, систем сертификации однородных видов продукции и услуг, аккредитации органов сертификации и испытательных лабораторий, oбучения и аттестации экспертов в области оценки соответствия, классификации и кодирования видов деятельности, продукции и услуг.

Правительство обратилось за консультациями к руководству ЕС, правительствам и экспертным сообществам ряда стран. В 1995 году были приняты законы о стандартизации и о метрологии. В том же году парламент ратифицировал устав Совета Европы, затем  присоединились к международной организации по стандартизации (ИСО) в качестве члена-корреспондента.

К 1997 году была сформирована нормативная база, и система заработала. Были ограничены аппетиты импортеров и отдан приоритет отечественным производителям. Стартовала  система информирования населения о  преимуществах отечественных товаров. Заработал в системе департамента «Молдовастандарт» центр генетической безопасности.

В 1995 году в Кишиневе состоялось заседание межгосударственного совета по стандартизации и метрологии СНГ. Такие заседания проводились тогда ежегодно.Присутствовали в качестве почетных гостей президент ИСО и директор Европейского института стандартизации. Они оба тогда выступили и высказались о нашей системе стандартизации. Мнения совпали: наша она лучше систем многих стран-членов ЕС. 

… А потом ее ликвидировали

Однако с 2000 года власти начинают энергично  ликвидировать сделанное.

Госдепартамент «Молдова-стандарт» в 2001 году стал просто департаментом, в 2005-м - службой. С конца 2006 года действуют уже два института – стандартизации и метрологии. Минэкономики законодательно ответственно за инфраструктуру качества, обязано разрабатывать и продвигать государственные политики в области технического регулирования, стандартизации, метрологии, аккредитации, оценки соответствия, «в целях обеспечения свободного обращения товаров и устранения технических барьеров в торговле». А институтам вменили в обязанность внедрять госполитики, которых по сей день нет. 

Как мы и сами наплевали на свои стандарты,  и другим разрешили

С 1 января 2002 года применение национальных стандартов законодательно признали добровольным. Именно эти, казалось бы, незначительные, «свободы» в вопросах стандартизации и привели к деградации всей системы стандартизации. Мы дали свободу сомнительному импорту. Ведь добровольное соблюдение стандартов – все равно, что добровольная паспортизация: наша «беспаспортная» продукция не может экспортироваться.

В 2002 году был нанесен еще один удар: ликвидировали агентство защиты прав потребителей, 146 обученных инспекторов просто уволили.

В 2003 году глава службы стандартизации Сергей Бабан добивает систему: исключает необходимость разработки с 2005 года технических условий для продукции и услуг.  
Схема, по которой работает весь мир, нам не нужна?

Мир работает по такой схеме: сначала ТУ (регламенты), затем - условия для общегосударственного, регионального или межгосударственного стандарта. Но на это уходят годы. Нам разработка ТУ стала не нужна, мы разогнали отраслевые НИИ. Их в 1994 году было 117 с 30 тысячами ученых. Осталось около восьми. Взамен создана единая система сертификации, что привело к ликвидации главного: узкой специализации отдельных сертифицирующих органов.

В 2006 году, став членами ИСО и ВТО, мы обязались выполнять определенные правила в вопросах стандартизации и соответствия качества продукции. В закон о стандартизации ввели формулировку: «если международным соглашением, одной из сторон которого является РМ, установлены иные нормы и правила стандартизации, чем те, которые предусмотрены законодательством РМ о стандартизации, то применяются нормы и правила международного соглашения». Хотя достаточно и статьи 8  Конституции 1994 года: «РМ обязуется соблюдать договоры, одной из сторон которых она является, строить свои отношения с другими государствами на общепризнанных принципах и нормах международного права». Де юре уже на этом основании тезис о добровольности стандартов и исключении техусловий нужно было аннулировать.

Внедрять политики в области качества, стандартизации и метрологии одновременно уполномочили несколько органов. Возникли риски конфликта интересов, что противоречит требованиям решения ЕС №768/2008 по общей структуре размещения продукции в торговой сети. Там упоминается только один компетентный орган.

Согласно закону о стандартизации от 1995 года и действующему от 2016 года, наряду с институтом стандартизации должны создаваться технические комитеты для работы в различных отраслях, на национальном, европейском, международном и межгосударственном уровнях. Ранее существовали еще и подразделения стандартизации во всех министерствах, в отраслях и хозяйствующих субъектах. Сегодня их нет. 

Учитываем только директивы ЕС, и только частично

При разработке законов и подзаконных актов в области стандартизации, метрологии и торговли следует учитывать требования в странах-членах СНГ, ВТО, ЕС, МОЗМ и сопоставлять с нашими. Но мы в последнее время учитываем только директивы ЕС и только частично. Игнорируются требования стран-членов СНГ, других стран, с которыми пытаемся торговать. Мы на законодательном уровне не даем бизнесу это делать.

МИДЕИ не желает расширять штат экономических служб при дипломатических миссиях. В штатах 41 посольства предусмотрены только экономические советники: по одному в посольствах Белоруссии, Украины и Китая, два - в Румынии и три – в России. 

Кому выгодно, чтобы мы были неконкурентны

Идет возня с определениями, даже специалисты запутались. И все это выгодно, в первую очередь, заморским производителям и некоторым импортерам. В ЕС есть национальные и гармонизированные стандарты - да, иные носят рекомендательный характер, но если национальный стандарт затрагивает сферы, где действуют законодательные нормы конкретного государства ЕС, он становится обязательным.

На внутреннем рынке ЕС обеспечивается свободное перемещение товаров, лиц, услуг и капитала. Запрещение количественных ограничений на перемещение товаров и мер, имеющих эквивалентный эффект, является одним из основных принципов. Но только для ЕС! Потому как если национальный стандарт затронет сферы ЕС, то их стандарт должен быть обязательным. Тогда и наши стандарты в этих же обстоятельствах тоже должны быть обязательными – для наших производителей, их экспортеров и наших импортеров. Но почему по закону о стандартизации документы, принятые национальным органом стандартизации, соблюдать необязательно?

Все это, по сути, саботаж развития экспорта в угоду так называемым партнерам по кооперации. Но именно эту линию упорно гнут все наши «патриоты» во главе с минэкономики и так называемым национальным институтом стандартизации.

Между тем в директивах ЕС, начиная с 2010 года, нет понятий ни добровольности, ни обязательности. Почему же в законе дана ссылка только на применение части выгодных статей и  только регламента 1025/2012 ЕС, где даны принципы евростандартизации, и нет даже упоминания о регламенте 768/2008/ЕС, которым регулируются не менее важные процессы, определяющие общие условия реализации продукции? Кому и зачем понадобились только рекомендательные стандарты, без правил реализации готовой продукции? Здесь явно просматривается преступный умысел в связке с протекционизмом на государственном уровне.

По закону наши органы власти (минэкономики и институт стандартизации) обязаны участвовать в европейском процессе стандартизации. А способны ли мы это делать? 

И конечно, мы не могли не принять статью, которой предусмотрено финансирование ЕС работ по стандартизации.

А вот другую статью, которой предусмотрено финансирование ЕС организаций (комитетов) по стандартизации, мы почему-то приняли только частично.

Частично приняты и требования обеспечения доступа малых и средних предприятий к стандартам. Правда, не уточняется, в чем неполнота применение статьи. Вероятнее всего, это касается платы за услуги пользования стандартами, от которой представителей малых и средних предприятий не освободят, как то предписывает еврорегламент. 

Информация экспортерам недоступна

Если предприниматель надумает экспортировать свою продукцию в страну ЕС или СНГ, то первое, что ему надо будет сделать, - ознакомиться с требованиями страны-импортера и подтвердить соответствие. Но нет этой информации ни на портале минэкономики, ни на порталах отраслевых министерств и ведомств, институтов стандартизации и метрологии. Куда бедному производителю податься?

Для того, чтобы поставлять товар на европейский рынок, его нужно сертифицировать органом сертификации, который должен пройти аккредитацию. Чем выше ее уровень, тем больше доверия к сертификатам. И тут выясняется, что ЕА - органы аккредитации ЕС - не имеют права аккредитовать органы сертификации стран - не членов ЕС. А вот наш орган свободно раздает аккредитации иностранным структурам.

Итак, открыто никто не запретит вам поставку продукции. Вам любезно укажут на нормы и процедуры допуска! Так было и так будет всегда. 

Пока мы приблизимся, поезд уйдет

Соглашением об ассоциации РМ-ЕС предусмотрено поэтапное применение Молдовой полностью или частично 563 директив, решений и рекомендаций ЕС. Большинство приняты еще в начало 2000-х и предусматривают требования только по приближению нашего законодательства к законодательству ЕС. Мы можем только приблизиться! В том числе по таким вопросам: защита окружающей среды – 119, сельское хозяйство – 50, кооперация в энергетике – 44, финансовые услуги – 42, охрана труда – 38, транспорт – 30, здравоохранение – 22, морской транспорт – 22, налогообложение – 19, защита потребителей – 18, бухучет и аудит – 14 и связь – 13.

Но ни в одной из указанных в соглашении директив нет конкретных требований и норм к качеству той или иной группы продукции. Все это предстоит осваивать отдельно.

Пока мы будем приближаться к «партнерам» - они будут множить количество директив, регламентов и требований и отменять те, на которые нас нацелили. Это – тоже метод «дружественного» отдаления потенциального конкурента от своего рынка. 

Есть ли хоть один шанс?

За период с 2000 года сменились восемь премьеров и десять министров экономики, которые не смогли решить непростую задачу соответствия качества продукции и ее экспорта. Есть ли хоть один шанс на то, что найдется специалист, который с пониманием дела разгребет завалы?

И все же, как так случилось, что мы уничтожили механизм и систему защиты отечественных производителей и потребителей? Почему органы государственного управления не укрепляют кадровый состав и через него – экономику, почему не прекращают разрушение государства? Почему не воссоздают единый орган стандартизации, подчинив его напрямую правительству? Ведь только тогда у нас может быть реальный шанс за год-два увидеть хотя бы хвост скорого поезда под названием ЕС.

Думитру БАРБАЛАТ 

Комментарии (0) Добавить комментарии

  • x

    Статья описывает какие мы бездарные и тупые бараны ! Бе -е-е-е... .

  • x

    Непрофессионализм в законодательстве.
    Стандарты (по предложению «друзей» и «консультантов») стали рекомендательными, не обязательными.
    Национальный институт стандартизации де факто стал конторой по смене обложек стандартов ЕС, с припиской – они для нас просто бумажки.
    Никого не волнует, для чего тогда принимают подобные, с позволения сказать, стандарты.
    Агентство по защите прав потребителей обязано контролировать соблюдение законодательства в ДАННОЙ области. И эта область – только торговля. Участвует в разработке нормативных актов, касающихся тоже только торговли. О качестве товаров ни слово.
    Производители и импортеры должны только письменно декларировать, что их товар соответствует УСТАНОВЛЕННЫМ требованиям. А эти требования только рекомендательные и не обязательные и никто ничего об этом не ведает.
    Оценка соответствия продукции и услуг – это всего лишь процесс, посредством которого оценивается выполнение заданных требований (каких именно из тех не обязательных?) к продукции, процессу, услуге, системе, лицу или органу.
    А проведение испытаний на соответствие – это всего лишь определение одной или более характеристик объекта, подвергаемого оценке соответствия, на основании какой-либо процедуры. Каких характеристик, если все они только рекомендательны? Кого устроит задекларированная длинна …, если она еще только рекомендательная и не обязательная?

    • x

      Все верно.
      Легко менять обложки и обозвать ЕС стандарты своими, национальными. А ведь требования стандартов, любых, надо внедрять, применять в экономике, производствах. И это немного отличается от копировального аппарата.
      Для чего и кого тогда создается такой "могучий" список стандартов?
      Вот почему нужен один, комплексный орган по стандартизации, один хозяин.

      • x

        Un articol extrem de neprofesionalist. Ati adunat mere cu nisip in speranta de a obtine paine. Nu v-ati documentat, a-ti prezentat informatii eronate. Sunteti in cautare de un nou (~vechi) job?