Социалка

Как собираются реформировать пенсионную систему Молдовы

30.03.2025, 12:03
{Как собираются реформировать пенсионную систему Молдовы} Молдавские Ведомости

При нынешних властях трансферты из госбюджета в бюджет социального страхования выросли в два раза, до 40 процентов. И чиновники усиленно думают о том, как бы им извернуться и переложить расходы на пенсионную систему на оставшихся еще в Молдове работоспособных людей.

Институт европейских политик и реформ (IPRE) предложил проект пенсионной реформы, который, по их словам, следует реализовать как можно скорее.

О тесной связи неправительственных организаций и органов власти в Молдове известно давно. Поэтому аналитическую записку IPRE можно рассматривать и как отголосок планов, которые формируются в коридорах парламента, правительства и президентуры.

С 1 апреля 2025 года пенсии в Республике Молдова будут проиндексированы на 10 процентов, что немного выше уровня инфляции в 6,9 процента, зафиксированного в прошлом году. В целом индексация пенсий является основополагающим правом пенсионеров, обеспечивающим их покупательную способность в условиях роста цен.

Другими словами, целью индексации пенсий не является повышение самого уровня пенсии. В то же время, хотя эта мера и обеспечивает временную поддержку и частично снижает финансовую нагрузку на пенсионеров, она не решает структурную проблему устойчивости пенсионной системы, утверждает автор аналитической записки, заместитель директора IPREСтанислав Гилецкий.

По словам автора, по данным переписи населения 2024 года число людей старше 65 лет за последние 10 лет увеличилось на 7 процентов. Уровень рождаемости постоянно снижается, что влияет на соотношение трудоспособного населения и пенсионеров. По данным статистики, около половины семей в стране имеют только одного ребенка. А молодежь и трудоспособное население уезжают за границу, сокращая базу взносов в пенсионный фонд.

Эти общеизвестные сведения ясно указывают на то, что государственная пенсионная система движется к кризису, что требует срочных действий, чтобы гарантировать достойный доход будущим поколениям пенсионеров. И с этим мало кто может поспорить.

«Такие меры, как борьба с неформальной экономикой или отмена некоторых категорий социальных пенсий, могли бы принести некоторые улучшения, но без существенного эффекта, - написано в документе. -  Кроме того, другие традиционные решения, такие, как повышение пенсионного возраста или увеличение социальных взносов, уже достигли своих пределов, и любая попытка их расширения может иметь негативные последствия для экономики и социальной сплоченности в целом. В этом контексте крайне важно определить масштабные структурные варианты, которые обеспечат долгосрочную жизнеспособность пенсионной системы, одновременно поощряя новые поколения доверять государственной пенсионной системе».  

В 2025 году, согласно прогнозам и закону о бюджете, доходы бюджета государственного социального страхования (BASS) составят 46,5 миллиарда лей, из которых трансферты из государственного бюджета покроют 17,9 миллиардов лей. То есть общий объем трансфертов из государственного бюджета в BASS составит более 38 процентов от общего объема доходов бюджета соцстраха.

По сути, BASS постоянно зависит от трансфертов из государственного бюджета начиная с реформы пенсионной системы, стартовавшей ​​в 1998 году. Целевые трансферты из госбюджета покрывают, согласно закону, пособия по социальной помощи, в то время как трансферты общего назначения покрывают дефицит бюджета, вызванный в основном нехваткой ресурсов для выплаты пенсий социального страхования. Если в начале 2000-х годов совокупные трансферты составляли около 20 процентов доходов BASS, то за последние пять лет их доля увеличилась, достигнув в среднем более 40 процентов.

В этом контексте Гилецкий предлагает инициировать внедрение II уровня пенсионной системы – частных пенсионных фондов.

Уровень II, поясняет он, представляет собой ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ частную пенсионную систему, в которой часть социальных взносов работников не используется для выплаты текущих пенсий, как в существующем уровне I, а направляется на индивидуальные счета, управляемые частными пенсионными фондами (уполномоченными государством для этой цели). Как правило, эта система внедряется постепенно, чтобы не оказывать внезапного влияния на финансы государственной системы.

В странах, принявших II уровень, размер взносов варьируется от 2 до 6 процентов от валовой заработной платы, а накопленные средства инвестируются в финансовые рынки для получения долгосрочной прибыли. Таким образом, к моменту выхода на пенсию у каждого налогоплательщика на личном счете накапливается определенная сумма, которую он может снять либо в виде единовременного платежа, либо в виде ежемесячной пенсии.

Главным преимуществом II уровня является то, что сэкономленные деньги являются личной собственностью налогоплательщика и не зависят от устойчивости государственного бюджета. Кроме того, средства на индивидуальных счетах подлежат наследованию, в отличие от уровня I, где взносы перераспределяются между поколениями.

Простое моделирование показывает, что налогоплательщик со средней зарплатой, который в течение 20 лет вносит 2 процента от своей валовой зарплаты на индивидуальный пенсионный счет, получит выгоду от увеличения пенсии примерно на 20 процентов ежемесячно (эксперты IPREпредполагают годовую доходность в размере 6 процентов после вычета комиссий за управление, то есть 7-8 процентов нетто). Если бы взнос составлял 6 процентов от валовой заработной платы, рост пенсии налогоплательщика составил бы более 60 процентов.

На основании проведенного анализа IPRE предлагает следующие рекомендации.

1.  Введение второго пенсионного уровня путем поэтапной реализации. Структурные недостатки пенсионной системы РМ невозможно решить только путем ежегодной индексации пенсий. Более того, демографические прогнозы и изменения в структуре рабочей силы еще больше усугубят эту проблему. Поэтому необходим стратегический и смелый подход для инициирования реформ, обеспечивающих долгосрочную устойчивость пенсионной системы, адаптированной к новым экономическим реалиям.

2.  Создание справедливого и устойчивого механизма индексации. За последние 10 лет метод индексации менялся пять раз, а в последние три года власти решили вообще не следовать формуле, установленной в национальном законодательстве. Для обеспечения предсказуемости и стабильности предлагаем вернуться к модели, аналогичной той, которая использовалась до 2017 года, когда пенсии индексировались на основе сочетания инфляции и роста средней заработной платы. Однако для сохранения устойчивости системы мы предлагаем ограничить долю роста средней заработной платы в индексе индексации 30 процентами.

3.  Соблюдение положений законодательства, касающихся механизма индексации пенсий, исключение политического влияния на этот процесс. Индексация - гарантированное право каждого пенсионера. Однако в последние три года на ее уровень больше влияли политические факторы, чем положения, закрепленные в нормативной базе. Если индексация выше уровня инфляции, то это не вызывает проблем. Однако при индексации ниже индекса инфляции возникает неравенство и нарушение общественного договора между государством и гражданами. Предусмотренный законодательством механизм индексации призван обеспечить прозрачность и предсказуемость, поэтому властям следует избегать любых отступлений от этих принципов.

Все это очень интересно, однако возникает целый ряд вопросов.

 

Во-первых, в настоящее время социальный фонд, из которого выплачиваются пенсии, формируется из перечислений работодателя – 24 процента от размера зарплаты. Сам работник туда ничего не перечисляет, а платит только 9 процентов от полной зарплаты в фонд обязательного медицинского страхования и 12 процентов от оставшейся суммы как подоходный налог. По предлагаемому сценарию работнику будет обязан отдавать еще от 2 до 6 процентов в частный пенсионный фонд. То есть на руки он будет получать примерно три четверти от начисленной зарплаты.

 

Во-вторых, тема частных пенсионных фондов поднималась в Молдове неоднократно. В ноябре 2020 года парламент принял закон № 198 о добровольных пенсионных фондах. Документ вступил в силу в июне 2021 года. Однако идея до сих пор не реализована по простой причине: власти так и не смогли придумать схему, при которой вкладчики бы доверяли частнику свои пенсионные накопления.

В-третьих, в Молдове в настоящее время просто нет инвестиционных инструментов, в которые частные пенсионные фонды могли бы вкладываться. У нас пока есть только депозиты в коммерческих банках и государственные облигации, которые выпускаются объемом от 100 до 200 миллионов лей. А речь идет о миллиардах. Ну и постоянную доходность хотя бы в 6-8 процентов обеспечить этими инструментами невозможно.

И, в-четвертых, самое главное. Почему речь идет об обязательных частных пенсионных фондах, если во всем мире они добровольные? Нет ли тут признаков некоей аферы?

В общем, высказанная НПО-шниками идея явно нуждается в доработке, и если нынешние власти собираются взять ее за основу очередной пенсионной реформы, вряд ли она будет успешной.

Олег ЛУКАШЕВИЧ 

Комментарии (2) Добавить комментарии

  • x

    Пенсионеры на улицах Кишинева продают последнее из дома, но никто ничего не покупает: "Мы не доллары хотим заработать, а хотя бы на хлеб и молоко, с утра стоим голодные..."
    А как пожилым людям выживать на мизерные пенсии, да еще и счета за коммуналку приходят с четырехзначными цифрами 35 ЛЕТ БАРДАКА

  • x

    Единственное решение - сделать государственную пенсию только для нуждающихся. Только бедные и неимущие люди должны ее получать. Теперь миллионеры в Молдове получают огромные государственные пенсии. Чушь. Привет, Маноле.