История

Как создавался Теленештский район

05.06.2020, 06:00
{Как создавался Теленештский район} Молдавские Ведомости

О том, как в Молдавской ССР в конце 60-х-начале 70-х восстанавливали упраздненный Теленештский район, рассказал в своих мемуарах «Страницы моей жизни» бывший министр мелиорации МССР, бывший министр социального обеспечения Советской Молдавии, член ассоциации экс-членов правительства Александр Кишларь. 

Утро 27 декабря 1966 года выдалось самым обычным. Шёл мелкий снег. Ветер мел поземку. Гудели провода и поскрипывали деревья. Кишинёвцы, закрывая лица воротниками, спешили на работу. Это предновогоднее утро не предвещало каких-либо перемен в моей жизни. Однако не успел я перешагнуть порог кабинета, как раздался телефонный звонок. Заведующий отделом ЦК КП Молдавии Г.Г.Дыгай сообщил, что меня приглашает первый секретарь И.И.Бодюл. В Центральном Комитете приходилось бывать часто, но такой ранний вызов насторожил. Прихватил документы с необходимыми данными и поспешил на вызов. 

В приёмной первого секретаря уже ждали Г.И.Василатий, С.К.Гроссу, А.И.Чекой и  П.В.Комендант. Это были молодые, полные сил, энергичные и опытные работники. Все прошли хорошую школу, работая руководителями различных районных организаций. 

-  А мы здесь все гадаем, кто будет пятым, - сказал С.К.Гроссу. 

И я понял причину нашего приглашения. Уже было известно, что в республике планируется создать пять новых сельских районов. После недолгого ожидания нас пригласили в кабинет. Иван Иванович, обычно неторопливый в разговоре, начал беседу без всяких предисловий, даже не предложив нам сесть. 

- Центральный Комитет рекомендует вас на места руководителей партийных организаций вновь создаваемых районов, - сказал он. Затем развернул карту республики, на которой в разные цвета были раскрашены территории будущих районов, и продолжил: 

-  Василатий рекомендуется в Ниспоренский район, Гроссу – в Криулянский, Чекой – в Глодянский, Кишларь – в Теленештский, Комендант – в Дрокиевский район. 

Затем обвёл всех пятерых взглядом, улыбнулся и добавил: 

- Надеюсь, возражений не будет. 

Мы промолчали. По правде говоря, я неохотно принял это предложение. Не прошло и года, как я был переведён из Лазовского (ныне Сынжерейского) района и назначен на должность заместителя председателя республиканского объединения «Молдсельхозтехника». Работа была по душе, ушёл в неё с головой… И вот теперь предстоит вернуться туда, откуда недавно приехал. 

Приняв наше молчание за согласие, Иван Иванович взял со стола папку с бумагами и направился к выходу. Мы последовали за ним. В зале заседаний все члены бюро ЦК были уже в сборе. Нас утвердили председателями организационных бюро по формированию новых районов. Выделили автомашины и предложили в тот же день выехать на место для изучения обстановки… И вот цековская «Волга» объезжает застрявшие в снегу машины. За окнами мелькают поля, покрытые снежным ковром. На белом фоне четко очерчены посадки виноградников. 

... Сразу после Нового года мы, члены оргбюро по формированию Теленештского района, в составе Т.Я.Стасьева, В.С.Шишкова, П.Е.Муравского, В.Н.Бахмача, Г.К.Гуцу приступили к созданию районных организаций. В этой работе, естественно, большую помощь нам оказывали республиканские министерства. В течение двух недель все вновь созданные организации, отделы были укомплектованы  кадрами. На этом формирование района было завершено. Началась будничная работа. Она совпала с позитивными переменами в сельском хозяйстве. 

В СССР в 1965 была проведена реформа в аграрном секторе. Лучше стали удовлетворяться заявки хозяйств в технике. Больше стало поступать минеральных удобрений. Колхозам установили твёрдые планы заготовок продукции. Сверхплановая продукция реализовалась по повышенным ценам. Была внедрена гарантированная денежная оплата труда колхозников. Большим завоеванием стало пенсионное обеспечение членов колхозов. Все села были подключены к государственной энергосистеме. Завершилась электрификация дворов. Эти меры создавали предпосылки для плодотворной деятельности хозяйств. Возросла заинтересованность колхозников. 

... Весеннее солнце делало свое дело. Земля начала просыхать, и мне удалось выйти на просторы Кодр. С горы, от опушки леса, открывалась панорама. Кругом одни крутые склоны, местами покрытые лесами. На более пологих склонах – небольшие участки пашни. По долинам видны причудливые извилины речушек. На живописных холмах раскинулись села. Четко просматриваются оползни. Повсеместно земля одного цвета – жёлтой глины. 

Хозяйствовать здесь непросто. Причины отставания местных хозяйств, казалось, были уважительные: низкое плодородие смытых полей, малоземелье. Такой характер местности привёл к размыву почвы, образованию оврагов, оползней. Объезжая поля, убеждался, что здешних пахарей в беспечности не упрекнешь. Они немало сделали, чтобы сохранить и приумножить плодородные земли. Вносили удобрения, сажали  регулирующие стоки лесополосы, обсаживали деревьями овраги, строили перемычки на пути ливневых потоков, смывающих склоны. Проводилась поперечная обработка склонов. Соблюдался порядок размещения севооборотов, схема чередования полей, подбор культур. И все-таки ущерб от водной эрозии был очевиден. Серьезно встал вопрос о том, как сократить до минимума потери на склоновом земледелии… 

Как-то вечером позвонил П.А.Паскарь. Он сказал, что настало время основательно заняться Кодрами. Густая заселённость этих мест, традиции и умения здешних крестьян позволяют этот регион специализировать на производстве винограда. Но для этого нужны большие средства. Ими колхозы не располагают, не обойтись без государственной поддержки. Руководство республики намерено постепенно преобразовать колхозы лесной зоны в специализированные виноградарские совхозы - заводы. 

Прошло немного времени, и в отрасли виноградарства стали происходить кардинальные перемены. Колхозы преобразовывались в предприятия нового типа - совхозы-заводы, где в один цикл соединялись процесс производства сырья и его переработка. Появлялась возможность строже следить за агротехникой возделывания винограда, сроками его созревания, качеством ягод, вносить коррективы в сроки уборки. Виноделы могли влиять на сырьевую зону, что гарантировало качество продукции. Винодел становился и хорошим виноградарем. 

В этот процесс были включены и наши шесть колхозов кадровой зоны. Эти хозяйства имели свои виноградники, которые занимали небольшие площади и возделывались на низком агротехническом уровне. Это были в основном малопродуктивные гибридные сорта. Европейские сорта составляли крайне малый процент, высока была их изреженность, а культивировались они в расстил и на зиму укрывались землёй. 

Колхозы поставляли винзаводам сырьё невысокого качества. Виноград перевозился в корзинах и ящиках - территории винзаводов были захламлены этой тарой. При немалых затратах ручного труда приносили эти виноградники скромные результаты, дела шли со скрипом. На районных собраниях руководители постоянно были «именинниками». Как-то так получилось, что все они имели одинаковые  названия. Колхозы назывались именами Суворова, Фрунзе, Чапаева, Котовского… Однажды подводя итоги года, я произнёс такую фразу: наши «полководцы» подкачали. 

Первый совхоз-завод у нас был создан в селе Будей. Его интегрировали с винзаводом, директор которого и стал руководителем совхоз-завода. Николай Мокан был молодым, энергичным и деловым специалистом. Он направил сюда крупные инвестиции, и вот появились крупные насаждения винограда, начались работы по установке шпалер, формированию кустов на высокий штамб. Колхозники других хозяйств с завистью смотрели на поля некогда отстающего колхоза. Когда встал вопрос о преобразовании всех колхозов зоны в совхоз-заводы, они без колебания поддержали эту идею. Все шесть хозяйств нового типа вошли в районное  объединение «Молдвинпром». Генеральным директором стал Николай Мокан. 

Совхоз-заводы решительно повернули виноградарство на путь концентрации и специализации. Началось внедрение метода ускоренного развития виноградной лозы. Суть новшества была в специальной агротехнике, формировании куста на высокий штамб. Кусты способны были уже на второй год после посадки дать первые гроздья, а на третий  - полноценный урожай. При обычной формировке куста урожай получают только на пятый год. Широкие междурядья и высокий штамб позволили лучше использовать технику. На таких кустах виноград меньше поражается болезнями, лучше освещается солнцем и проветривается. Ягоды сполна набирают нужную сахаристость. Удобно подрезать, подвешивать лозу и убирать ягоды. С переходом на высокий штамб началась эра неукрываемого виноградарства. Себестоимость винограда стала ниже. Возрос чистый доход с каждого гектара.

Всё это давалось непросто. Специалисты наших хозяйств совместно с работниками проектного института «Молдвинсадпроект» изучили тысячи гектаров угодий. И им удалось подобрать хорошо прогреваемые, маловетреные склоны. 

Немаловажное значение имел и подбор сортов. Как-то при посещении совхоз-завода «Гиличень» мы с его директором Антоном Мироном посетили поле, где шла посадка винограда - здесь высаживались саженцы ркацители. Один из старожилов посоветовал нам не увлекаться неизвестными сортами винограда, рассказав такую притчу. Давным-давно по этим местам пролегал тракт, соединяющий Орхей с Яссами. Нередко уставшие путники останавливались в здешних сёлах на отдых, утоляли жажду душистым вином,  закусывали орехами и брынзой. Местные жители заметили, что чаще всего путники заезжали в село Кучоая, где у помещика был участок винограда европейских сортов. Самым большим спросом пользовалось ароматное вино, сделанное из винограда сорта алиготе. «Для нашей зоны алиготе - непревзойдённый сорт винограда», заключил свой рассказ старожил. 

Вскоре  правоту слов этого старца подтвердили специалисты проектного института. Этот белый сорт винограда и лёг в основу при обсадке наших склонов… 

Однажды вечером Николай Мокан пригласил меня на заседание совета директоров совхоз-заводов. Они решили посоветоваться, как отучить виноградарей от приёмов старой технологии. Директор совхоз-завода имени Бориса Главана Дмитрий Василика поделился опытом: они начали формировать специализированные виноградные бригады из людей, которые ранее на виноградниках не работали. Многие выпускницы местной школы остались работать в совхоз-заводе. Пошли на риск -  и не ошиблись. 

В 1970 году группа девушек из села Сухулучены сразу после окончания школы создала молодёжное виноградарское звено, звеньевой назначили Анастасию Колун. Зимой для девушек открыли специальные курсы. Девушки взяли под свою опеку массив вновь посаженного винограда на площади 56 гектаров, сами формировали кусты по методу высокого штамба, проводили их обрезку и подвязку. Вскоре звено начало выращивать на плантациях невиданные доселе в хозяйстве урожаи по 165-170 центнеров с гектара. В хозяйстве в те годы работало 400 человек в возрасте до 30 лет. 

Надо сказать, что связи совхоз-завода с местной школой были самые тесные. Ребята, например, изучали трактор, хозяйство предоставляло им место для практики. Их наставниками становились самые опытные механизаторы. Многие из этих ребят работали потом трактористами. На виноградные плантации ежегодно приходило до 20 выпускников школы. Их направляли на учёбу в одногодичную школу в селе Пуркары, в вузы и техникумы. Побуждало молодёжь к учёбе и система оплаты Рабочим 1 и 2 класса полагалась надбавка к основной зарплате. За руководство звеном доплата составляла 30 процентов. 

За три-четыре года бывшие колхозы превратились в специализированные виноградарские совхоз-заводы. Одним из важнейших преимуществ соединения земледелия с промышленностью было то, что при этом в одних руках сосредотачивалась  прибыль от сельского хозяйства и промышленности. Это позволило больше средств направлять на расширение производства, социально-культурное развитие села, улучшение условий труда. Был и социальный смысл в этих преобразованиях. Возросла занятость виноградарей, была ликвидирована сезонность в работе, повысилась культура производства, улучшились условия труда. Зарплата была выше, чем в колхозах. 

… Параллельно шло наращивание мощности перерабатывающих предприятий. Они расширялись и реконструировались. Действующие линии по переработке винограда заменялись новыми, более производительными. Осваивалась новая, более прогрессивная технология производства. Началась бестарная перевозка сырья, механизация и автоматизация трудоёмких процессов. Появился новый вид транспортировки  вина внутри предприятия. Винзавод способен был перекачать виноградное сусло на большие расстояния. 

В 1970-1975 годах в виноградарство были вложены огромные инвестиции, и оно достигло пика своего развития. Республика полностью обеспечила себя посадочным материалом, производила в год около 80 миллионов виноградных саженцев. Площади насаждений были представлены промышленными массивами ценных сортов. Урожайность винограда составила 70 центнеров с гектара. Объём производства гроздей превысил миллион тонн в год. Это, пожалуй, самый высокий показатель в истории нашего края. 

В 1974 году организуется республиканское объединение «Молдвинпром», спустя несколько лет - министерство виноградарства и виноделия. Молдавские машиностроители создали уборочный комбайн, машина подавала большие надежды, но так и не была запущен в серийное производство из-за антиалкогольной кампании… 

… Началось интенсивное строительство противоэрозионных сооружений. Оползневые участки были засажены лесами. Малопродуктивные земли засеяли многолетними травами. Но, увы, природа любит преподносить неприятные сюрпризы.  Прошло несколько лет. И однажды, примерно в четыре часа ночи, меня разбудил телефонный звонок. Дежурный отдела внутренних дел сообщил, что  в Богзешть – стихийное бедствие… В предрассветный час въезжаю в село. На пути глубокий разлом дороги. Шофёр резко тормозит. Выхожу из машины, чувствую под ногами движение почвы. Впереди удручающая картина. Небольшое красивое село почти полностью снесено оползнем. Убитые горем жители переносят в безопасное место уцелевшее имущество. Рядом стоят перепуганные дети. Женщины, еле сдерживая слезы, успокаивают их. Кругом бродит беспризорный скот. Люди рассказывают, что оползень начал движение плавно, медленно. Скрип  строений разбудил жителей, и они вовремя покинули свои дома. 

Заверяю людей, что они не останутся одинокими в постигшем их горе. Всем будет оказана помощь. Возвращаюсь  в райцентр. Намечаем первоочередные меры для ликвидации последствий стихии, определения размера ущерба. В Богзешть выезжают врачи.  Доставляется хлеб и другие продукты. Вскоре пострадавших полностью обеспечили лесом, цементом, шифером, всем оказали финансовую поддержку. К концу лета на новом месте выросло новое село. 

… В начале 60-х инициаторами кооперации колхозов по производству животноводческой продукции выступили теленештские хозяйства. Группа председателей колхозов смело начала совершенно неведомое до того времени дело: совместное выращивание свиней. Это уже потом появился термин «межколхозная кооперация», «комплекс». А тогда председатели колхозов Борис Глушко, Николай Мишин, Александр Шапронко на средства колхозов построили небольшой комбикормовый завод и площадку по откорму свиней на 1,5 тысячи голов. Вскоре ферма показала высокую эффективность. 

… Хорошо помню первое посещение И.И.Бодюлом нашего предприятия. Директор комплекса непосредственно из своего кабинета, с помощью телевизионной системы, продемонстрировал весь технологический прогресс: раздачу кормов, удаление из помещений навоза с помощью пневмотранспорта, работу кормоцеха и других систем. Затем директор включил наружные камеры, и на экране поплыла панорама комплекса. На территории ни одного человека. Иван Иванович спросил: «А где же люди?». Директор ответил: «Все десятитысячное поголовье находится под присмотром пяти человек. Остальные в кормоцехе, ветеринарной лаборатории, санпропускнике». После осмотра всего хозяйства Бодюл сказал: «С сегодняшнего дня все делегации, которые будут пребывать в республику, в обязательном порядке посетят этот комплекс». 

Заработав  деньги на производстве свинины, колхозы приступили к возведению комплекса по выращиванию и откорму крупного рогатого скота. Вскоре недалеко от села Ордошей появилось такое хозяйство, его расположили ближе к Гиндештскому сахарному заводу, в рационе животных большую долю занимал свекловичный жом. Предприятию придали 1,5 тысяч гектаров земли для выращивания кормов… 

В те годы в Молдове проводилась серьёзная работа по созданию новой породы скота. Кормопроизводству придавался специализированный характер. Возрос объем заготовок таких кормов, как сено, витаминно-травяная мука. Особое внимание придавалось наращиванию мощностей комбикормовых предприятий. Они начали выпускать белково-витаминные добавки для межколхозных комбикормовых заводов. 

Кормовые культуры начали размещать на орошаемых землях. Хозяйства пополнились специальной техникой для тюкования сена, приготовления травяной муки, её гранулирования, изготовления кормовых брикетов, которые делали из отходов производства: шляпок подсолнечника, свекловичной ботвы, кукурузных кочерыжек, виноградной выжимки. Животноводы называли эти брикет «бутербродами», скот поедал их с аппетитом. 

В районе заработала государственная птицефабрика. Все процессы были механизированы. Лучше были организация и оплата труда, условия для отдыха. Внушительными были и экономические показатели. Мы, сами того не ведая, создавали что-то наподобие сегодняшних акционерных обществ. Акционерами были коллективные хозяйства. 

… Уже в середине 70-х район вышел на рубежи устойчивого развития. Четко  вырисовывался табаководческий сектор, крупная виноградарская отрасль. Неплохо обстояли дела в животноводстве. Высокими темпами росла стоимость основных фондов, росли фонды потребления. Колхозники хорошо зарабатывали. Преображались наши села. Все они были соединены с райцентром дорогами с твердым покрытием. 

Стали курсировать маршрутные автобусы. В селах Сэрэтень, Негурень, Киштельница, Будэй появились асфальтированные  улицы с бетонными бордюрами и тротуарами. Колхозники возводили добротные дома. Вот пример села Мындрешть. Колхоз, не самый передовой в районе, в 1974 году получил 1562 тысячи рублей чистого дохода. На этой основе можно было строить будущее. И колхоз строил широко и щедро. Была крупная и хорошо благоустроенная молочная ферма. Работал табакосушильный комплекс. Построили телефонную станцию, проложили водопровод. Были добротный дом культуры, прекрасные магазины, кафе, две школы, детсады, больница. Летом 600 школьников отдыхали в колхозном лагере отдыха. Работало 53 дипломированных специалиста сельского хозяйства с высшим и средним специальным образованием, 98 учителей, 51 медицинский работник. Подавляющее большинство - местные кадры. Это был мощный отряд сельской интеллигенции… 

Сейчас, по прошествии многих лет, вспоминая пройденные годы, понимаю, что мне повезло встретить на жизненном пути много хороших людей. И в этом, быть может, мое счастье… 

Публикуется в сокращении

Комментарии (0) Добавить комментарии