Закон

Как тендеры кормят чиновников

04.09.2015, 06:00
{Как тендеры кормят чиновников} Молдавские Ведомости

Эксперты независимого центра Expert-Grup считают, что причина всех бед в Молдове – в невежестве власти. Это стало риском для страны, в которой госдолг в перспективе превысит 40 процентов от ВВП. И если трем проблемным банкам не удастся вернуть кредит НБМ в 9,5 миллиарда лей - а им это не удастся! -  понадобится 15 лет для погашения долга, говорится в исследовании «Прогнозы и риски молдавского экономического роста на 2015-2016 годы».

Но отнюдь не невежество руководит чиновниками. Всем, кто хочет узнать, что происходит, нужно просто проанализировать информацию, которая уже не является закрытой. Все, к чему прикасается рука власти, дает ей незаконный доход. Например, тендеры. О чем думает сегодня чиновник? О том, как понизить тарифы и цены на хлеб? Или о том, какую бы фирму еще открыть, чтобы поучаствовать в тендере, которым «заведует» родственник?

Партии после выборов открыто и цинично делят «хлебные» министерства. Вокруг каждого вора во власти – плеяда родственников, тоже воров. В итоге страна потеряла миллион населения, украден миллиард евро, уничтожена база развития. История ещё не видела такого успеха!

 

Без тендера: мы не торгуемся! 

 

Хотя по закону тендеры при госзакупках обязательны, проводятся они не всегда. Так, по данным Счетной палаты, свыше 320 миллионов лей из дорожного фонда госадминистрация дорог выдала без аукционов. Подрядчики представляли фиктивные данные. Исчезли миллионы.

Чемпион по продаже общественных активов без конкурса и за бесценок – столичная мэрия. «За восемь лет, с 2008 года, за гроши продано около 300 гектаров земли, ее реальная стоимость по самым скромным подсчетам - около 450 миллионов евро, - считает независимый экономический аналитик Георге Костандаки. - Этой суммы хватило бы на полный капитальный ремонт всех дорог и улиц в Кишиневе и пригородах, строительство кольцевой дороги и новых улиц в микрорайонах, ремонт всех тротуаров плюс полное обновление общественного транспорта – покупку минимум 1000 троллейбусов и 1000 автобусов. Хватило бы на капитальный ремонт системы водоснабжения и канализации, установку систем автономного отопления и отказ от централизованного теплоснабжения. Мы могли бы навести  порядок в очистке. И деньги еще остались бы».

 

Забег на длинную дистанцию с одним участником

 

1 сентября нацбанк завершил прием заявок от иностранных компаний, приглашенных для участия в тендере по отбору консорциума для второго этапа расследования мошенничеств в «Banca de Economii», «Banca Sociala» и «Unibank». Цель, как сообщает банк в пресс-релизе, «иметь четкую хронологическую картину в отношении лиц, которые контролировали сомнительные сделки, осуществляли контроль над банками и извлекли выгоду из расследованных сделок; выявить нарушения и основные убытки; разработать и внедрить стратегию возвращения активов».

Хотя НБМ и приглашал четыре компании, но приглашал видимо, вяло и неубедительно, потому что заявка подана только одна: от консорциума «Kroll» и «Steptoe&Johnson LLP». НБМ изучит предложение и доложит о  результатах на заседании комитета по финансовой стабильности при премьер-министре.

 

Сообразить на двоих

 

Следует отметить, что отбор одного участника из одного возможного – нередкая практика, хотя чаще выбирают из двух. По закону должно быть не меньше трех соискателей.

Не так давно Филат и Лазэр показали, как нужно проводить фиктивные тендеры «на двоих». Официальный вердикт по этому делу вынесен в конце лета. Кишиневский аэропорт развивался эффективно, однако премьер и глава минэкономики уверили правительство в том, что предприятие нежизнеспособно и его нужно отдать в концессию. Этот вывод содержится в докладной записке НАЦ, которую его директор Виорел Кетрару направил премьеру Валериу Стрельцу со ссылкой на данные ревизии, проведенной финансовой инспекцией минфина.

В итоге решение о передаче аэропорта в концессию было окончательно принято правительством Юрие Лянкэ, и на 49 лет концессионером стала российская компания «УК Комакс»: выиграла тендер после того, как от участия в нём отказались пять крупных европейских инвесторов. Результат: в отчете НАЦ и минюста об итогах концессии, размещенном на сайте правительства, рекомендуется аннулировать договор на том основании, что в 2013-2015 годах компания не инвестировала  собственные средства в развитие аэропорта, процесс не был прозрачным, игнорировались минтранс, МВД, СИБ. Пикантный штрих: «Avia Invest» пожертвовала 9,3 миллиона долларов футбольному клубу «Milsami».

Промежуточный, а, быть может, и конечный итог: возбуждено уголовное дело о нарушениях должностных лиц, правительство сформировало рабочую группу, которая в течение четырех недель оценит правовые предпосылки, этапы реализации и последствия расторжения договора.

Очень часто тендеры « на двоих» проводятся по схеме, использованной КСТР и вскрытой СП: в ходе закупки программного обеспечения, один участник предложил низкую цену, второй – крайне завышенную. Победитель потом отказывается от своих обязательств. Стоимость услуг в данном случае оказалась почти вчетверо выше первоначальной. Уголовное дело не заведено.

 

Мы не так богаты, чтобы покупать дешевые вещи?

 

По схеме «на двоих» проводится множество мелких тендеров. По данным Счетной палаты, такой тендер провело в 2013 году ГП «Госадминистрация дорог» с целью закупки технической соли для обработки трасс зимой. Руководитель предприятия Георге Курмей принял самое дорогое предложение: на 35,6 миллиона лей, вдвое больше, чем было предусмотрено бюджетом. Благодаря таким сделкам объем импорта соли и ее стоимость в последние годы выросли в шесть раз, хотя снега почти не было! Обе фирмы, принявшие участие в торгах, были зарегистрированы по одному юридическому адресу, главбух – общий. Аудиторы не смогли обнаружить следов почти 300 миллионов лей, но легко выяснили, что торги выиграли родственники чиновников, продав услуги по ценам, которые втрое дороже среднерыночных европейских.

По данным СП, в 2013 году подписано 27 подобных контрактов на сумму почти в полмиллиарда лей. «На отремонтированных дорогах часто используется металлические ограждения, которые в Молдове делают по 350 лей за метр, а в бухгалтерских регистрах цена ограждения доходит до одной тысячи лей, втрое дороже», - комментирует председатель СП Серафим Урекян. - Подобные случаи выявлены практически на всех проверенных госпредприятиях».

 

Факультет ненужных вещей 

 

В конце лета выяснилось, что республиканская клиническая больница заплатила полмиллиона евро за аппарат для отделения кардиологии, который в принципе невозможно использовать. Средства должны были прийти из бюджета НМСК на создание отделения сердечной аритмии.

По данным СП, в ходе тендера победил единственный участник, АО «Sante International», нерезидент. Договор заключили на 9 миллионов лей (по тогдашнему курсу – 500 тысяч евро) плюс расходы на доставку, ввозную пошлину - еще 1,8 миллиона лей.

Через три месяца ненужную аппаратуру пришлось отдать институту кардиологии. Но ее полезность и там под вопросом,  сообщила Счетная палата: одно обследование стоит 53 тысячи лей плюс 43 тысячи на расходные материалы! В январе-марте нашлось четыре богатых клиента. А ведь средняя стоимость лечения, оплачиваемого НМСК по полису, - 3000 лей!

Еще примеры работы «факультета ненужных вещей»: из 226 миллионов евро зарубежных кредитов, поступивших в прошлом году на дорожные работы, только 40 процентов использованы по назначению. Отличилось АО «Дороги Криулень» (минтранс): приобрело стоматологическое оборудование стоимостью 54,7 тысячи лей! По данным отчета о прозрачности независимого центра «Expert-Grup», в таких контрактах на ремонт дорог суммы увеличиваются до 29 процентов, сроки выполнения работ меняют с 5 до 17 месяцев, гарантийные сроки - с 3 лет - до 6 месяцев и с 5-6 лет - до года.

«Закупается дорогостоящее оборудование, как в случае с «Moldtelecom», на миллиард лей, а после выясняется, что предприятие не нуждается в нем, - комментирует глава СП Серафим Урекян. – Почти при каждом аудите мы выявляем подобные факты транжирства. Мы подали несколько материалов в правоохранительные органы, возбудили 26 дел, в суд попало два. Было вынесено одно решение. В суде дела умирают. Власть игнорирует СП».

 

Обещали купить французскую технику - купили китайскую   

 

В ходе трех мошеннических медицинских тендеров по закупке систем цифрового радиодиагностического оборудования для 18 районных больниц, проведенных в 2013 году, государство только на одной сделке потеряло 4 миллиона лей. Разница между реальной ценой и предложенной победителем составляла 18 миллионов. Был скандал, результаты аннулировали… И новый тендер выиграла та же самая фирма. Сумма ущерба - 4 миллиона. Причем поставили оборудование, якобы изготовленное во Франции, на самом же деле – в Китае.

 

Кто счастливчики

 

Бизнесмен Сержиу Рацэ, работающий на рынке медоборудования, так прокомментировал ситуацию: «Несколько фирм при поддержке руководства агентства по лекарствам и центра госзакупок лекарств и медоборудования монополизировали  рынок. Фактически они принадлежат одному человеку. Выиграли тендеры по закупке медоборудования на сотни миллионов лей, хотя предложили завышенные в сравнении с другими участниками аукционов цены».

Чиновники у нас - главные потребители элитных вещей, опора падающей торговли: они строят дома, покупают дорогие машины и туры, мебель - сразу на весь особняк, на рынках берут зимой клубнику ящиками и не носят кошельков, потому что в них не помещаются пачки денег.

Председатель парламентской комиссии по публичному управлению, региональному развитию, окружающей среде и климатическим изменениям Елена Боднаренко считает, что средства, например, из дорожного фонда получают одни и те же люди: «Причем примары от ЛП получают в три-четыре раза больше средств, чем примары ЛДПМ и ДПМ. Ряд сотрудников минтранса – акционеры компаний, которые выигрывают конкурсы и получают около 80 процентов средств фонда».

На скандальном эпизоде с пятью поездами, модернизированными румынской фирмой и признанными опасными для перевозки пассажиров, также нажились либералы. Поезда простаивают в депо, нужно возвращать 11,5 миллиона евро кредита, а  талантливый (в свою пользу) администратор Анатол Шалару назначается министром обороны.

Другой фигурант скандала – однофамилец и однопартиец министра обороны. Из средств, которые должны были пойти на экологию, кормилась большая семья министра охраны окружающей среды (по квоте ЛП): Георге Шалару выделил родне десятки миллионов лей. Он по сей день на свободе, хотя в ходе проверки проектов, реализованных министерством и национальным экологическим фондом в 2012 году, СП оценила потери в десятки миллионов лей. Украли так много, что генпрокуроратура возбудила семь уголовных дел. При этом проверили только 38 проектов из  367 общей стоимостью 324 миллиона лей! А если бы проверили все?  

Интересно, что в экологическом фонде некий член админсовета был и руководителем предприятий заказчика, и руководителем предприятия - исполнителя работ. Еще два проекта утилизации мусора (более 2,85 миллиона лей!) получили два НПО, которыми руководил представитель минсельхоза, входящий в совет фонда. Приобретенные линии обработки мусора не работали…

Вот они, герои нашего времени. Михаил Шляхтицкий, будучи министром просвещения, при проведении тендера на приобретение 100 школьных автобусов переплатил 1,4 миллиона долларов. Генпрокуратура возбудила уголовное дело. Дальше – тишина.

Андрей Усатый, будучи министром здравоохранения, при проведении тендера по ремонту системы отопления Страшенской райбольнице купил устаревшее оборудование. Ущерб - более трех миллионов лей. При проведении тендера с участием одного агента им же куплены генераторы кислорода не по разумной цене в 8,5 миллиона лей, а по 12,9 миллиона. Оба эпизода изучает прокуратура. Ведется следствие по другим тендерам, проведенным им же в рамках «дела врачей», по которому 20 человек нанесли ущерб на сумму более 30 миллионов лей.

О том, как родственники Филата из компании «Caravita» выигрывали все конкурсы по распределению грантов минсельхоза, мы уже писали. Что тут добавишь?

Марина ТИМОТИН, Николай МЕНЮК

Комментарии (0) Добавить комментарии