Политика

Какие альянсы возможны в будущем парламенте?

28.02.2019, 06:00
{Какие альянсы возможны в будущем парламенте?} Молдавские Ведомости

Недалек тот день, когда суды дадут оценку жалобам электоральных конкурентов, а Конституционный суд утвердит итоги выборов. И тогда встанет вопрос ребром: будут ли партии, прошедшие в парламент, вести переговоры о создании альянса? До 24 февраля и социалисты, и лидеры ACUM заявляли, что не будут создавать коалиций с другими партиями и пойдут на досрочные выборы, если не получат большинства голосов. Более того, за несколько дней до выборов все кандидаты блока ACUM подписали обязательство не вступать в коалицию с ДПМ, ПСРМ, партией Шора и «Нашей партией».

Но переговоры кажутся неизбежными, и администрация президента уже сообщила о готовности предоставить для них площадку. Игорь Додон поднял этот вопрос после встречи с послом США в РМ Дереком Хоганом, о чем сообщил на своей странице в Facebook. Цель – «поиск законной и легитимной конфигурации парламента нового созыва и будущего правительства». Игорь Додон оговорился, что встречаться с лидерами партий, как он планировал до выборов, нет смысла до тех пор, пока не будут утверждены результаты и рассмотрены все споры.

Лидер ДПМ Влад Плахотнюк уже после завершения голосования сказал, что для ДПМ нет политиков или партий, с которыми партия не согласилось бы вести диалог. Демократы «не будут диктовать условия, но и не примут их». Как это понять? Какие же альянсы возможны в будущем парламенте? 

ACUM плюс ДПМ

«Никаких переговоров с ворами», - категорично высказалась сопредседатель блока ACUM Майя Санду в эфире одного из телеканалов. Тем, кто предлагает вести переговоры с ДПМ, она советует «еще раз прочитать программу блока и проанализировать ее содержание».

«С другой стороны, смогут ли сами демократы пойти на переговоры с "предателями родины" - для них это будет тяжелый шаг», - сыронизировала Санду, намекая на выводы парламентского отчёта по фонду «Open Dialogue». Она предположила, что другие партии смогут договориться и назначат Илана Шора министром финансов: «Это же его стезя!». 

ПСРМ плюс ДПМ

Бывший вице-премьер Александр Муравский считает «трудно представимым» вариант коалиции ACUM – ДПМ. «Вариант ДПМ-ПСРМ теоретически возможен, но ПСРМ потеряет больше, чем выиграет», - полагает он.

Политический комментатор Ион Тэбырцэ уверен, что досрочных парламентских выборов никто не хочет хотя бы потому, что нынешние выборы были достаточно дорогостоящими. ДПМ, по его мнению, при любом раскладе будет находиться у власти. Возможен, хотя и менее вероятен, сценарий коалиции между ДПМ и социалистами, и это единственная формула, при которой демократы могли бы прийти к власти.

«Если до выборов были определенные прогнозы о том, что ПСРМ самостоятельно сформирует правительство или наберет достаточно высокий балл и ей потребуется только еще нескольких мандатов для формирования правления, то сейчас очень ясно, что социалистам будет очень тяжело, - говорит Ион Тэбырцэ. - У партии нет возможности влиять на других депутатов, заставив их выйти из фракций. Найти еще 16 депутатов будет очень и очень сложно. Единственный шанс – широкая коалиция с демократами, упакованная в идеологическую обертку стратегии «про-Молдова» - национальный идеал и я геополитическая эквилибристика». 

ПСРМ плюс ACUM

Эксперты считают перспективным вариант альянса между двумя партиями, которые ставят общую цель – вытеснить ДПМ из власти.

Бывший вице-премьер Александр Муравский назвал союз ПСРМ – ACUM «лучшим и наиболее конструктивным вариантом коалиции»: он может быть «крепким работающим или компромиссно-временным».

 «Цель - очищение общества и возврат веры в государственную власть, - сформулировал Муравский. - Условия: ПСРМ снимает с повестки дня лозунг членства в ЕАЭС (президент фактически это уже сделал) и отходит от ярой критики унионистов. ACUM не поднимает лозунги унионистского характера и не педалирует проблему скорейшей европейской интеграции, а также не допускает антироссийских лозунгов и действий».

Политолог Алексей Тулбуре также считает, что, хотя коалиции, судя по заявлениям партий, прошедших в парламент, невозможны, но «возможно антиолигархическое сотрудничество между ACUM и ПСРМ на один-два месяца для голосования по очищению страны от ставленников ДПМ и ее лидера».

Эксперт в области публичной политики Штефан Глигор призвал ACUM и социалистов «проявить политическую мудрость, отступить от подписанных обязательств и понять, что у них есть уникальный шанс для освобождения государственных институтов от контроля Демпартии». По его мнению, «инициирование переговорного процесса между ACUM и ПСРМ обязательно с моральной точки зрения». «Правым это принесет только политические дивиденды, поскольку, если ПСРМ откажется пойти на коалицию и сошлется на доктринальные разногласия, это докажет, что социалисты действительно являются карманной партией ДПМ и Плахотнюка», - развил Глигор свою мысль.

По его мнению, коалиция ACUM и ПСРМ за 12 месяцев сможет освободить госструктуры, ответственные за проведение выборов и соблюдение законодательства, от назначенцев ДПМ: «Сейчас все институты власти захвачены. У нас нет разделения между законодательной, исполнительной и судебной властью. Суды напрямую подчинены политикам, а КС – политический придаток ДПМ. Если члены ACUM намерены просто принять свои мандаты и сидеть в парламенте четыре года в качестве оппозиции, то это для них будет политической смертью».

Бывший депутат ДПМ, политический аналитик Стелла Жантуан придерживается аналогичного мнения: Молдова практически достигла точки невозврата, и, если не предпринять решительные действия, «можно тушить свет и уезжать из страны». «На депутата, получившего мандат от народа, налагается моральная ответственность, - сказала Жантуан. - Он не может просто делать то, что хочет, а должен руководствоваться интересами граждан». 

ДПМ плюс Шор и миноритарное правительство

Эксперт портала Regional Trends Analytics Сергей Чебан считает, что коалиция неизбежна, так как новый тур голосования для всех непредсказуем: «Несмотря на активную кампанию, 24 февраля явка оказалась самой низкой за всю историю выборов. Заметно, что многие устали от политики и не верят вообще никому. На новом голосовании результаты могут быть еще хуже, и это серьезный риск для всех. Не факт, что перевыборы принесут кому-либо убедительную победу. Достаточно вспомнить канувшую в лету Партию коммунистов Воронина, которая на каждых выборах с 2009 года теряла электорат».

По словам Чебана, «буквально на поверхности лежит вариант альянса Плахотнюка и партии Шора, который принесет ДПМ около 40 голосов, в этом случае, Демпартия легко повторит трюк 2015 года и доберет необходимое количество мандатов за счет независимых депутатов и перебежчиков».

Откуда возьмутся эти перебежчики?

«ACUM, к примеру, достаточно неоднородное движение с внутренними противоречиями, которые могут подтолкнуть отдельных членов блока к коалиции с ДПМ, - говорит Чебан. - Такой вариант в каком-то смысле предпочтительнее для Санду и Нэстасе, публично пообещавших не объединяться с ПСРМ и ДПМ: депутаты якобы перебегут без их ведома, по вине всемогущего Плахотнюка».

По его мнению, «еще один вариант - т.н. миноритарное правительство Демпартии, при котором никаких коалиций не будет вообще, но членам ACUM достанутся некоторые посты или часть полномочий по диалогу с Брюсселем».

«Для Санду и Нэстасе этот вариант не самый простой, так как придется на каждом углу отрицать свое сотрудничество с Плахотнюком и доказывать, что формально никаких коалиций с ДПМ, как и обещалось, нет, - говорит эксперт. - С другой стороны, Евросоюз хотел бы видеть своих подопечных из ACUM в качестве полномочных чиновников и вести дела именно с ними. Поэтому не исключено "правительство национальной стабильности", в котором не будет коалиций, но полномочия поделят между партиями "по интересам". За социалистами в этом раскладе останется российское направление, которое, впрочем, и так за ними».

По мнению Иона Тэбырцэ, вполне возможен сценарий правительства ДПМ, Шора, независимых депутатов и перебежчиков из других фракций, скорее всего, от ПСРМ, менее вероятно – от ACUM. Комментатор считает, что может произойти впечатляющий отрыв депутатов от ПСРМ, если ДПМ применит «определенные методы влияния», как это было сделано в 2015 году, когда 14 депутатов от ПКРМ и ЛДПМ покинули свои фракции, чтобы поддержать правительство, возглавляемое демократами. Ион Тэбырцэ не думает, что ACUM будет участвовать в управлении страной, разве что «будет давление снаружи если не на весь блок, то на некоторые его стороны».

Эксперт Фонда стратегической культуры Арина Цуканова подчеркнула, что «Плахотнюк отлично умеет потрошить конкурентов в свою пользу, это доказали прошлые парламентские выборы - вполне возможно, что и в рядах ACUM есть его потенциальные жертвы, и очень скоро это прояснится». «В 2014-м Плахотнюку было куда тяжелее - он стартовал с 19 депутатами, но менее чем за год добился полного контроля над законодательной и исполнительной властью», - напомнила Цуканова. 

Политический тупик и досрочные выборы

Арина Цуканова предрекает, что «самое интересное еще впереди»: «Ранее спикер бывшего уже парламента Андриан Канду оглашал возможный сценарий демократов - сформировать правительство меньшинства, если не удастся договориться с блоком ACUM или отдельными его партийными составляющими - PAS или DA. Захотят ли в нынешних условиях оппозиционеры идти на политическую сделку с Плахотнюком? Сейчас они на подъёме, их поддерживают на Западе, за них голосуют в Америке, Канаде, Европе и в Австралии. Глава PAS уже заявила, что результаты ACUM ниже, чем должны быть, и анонсировала уличное противостояние. Возможно, после консультаций с западными "мамками и няньками" оппозиционеры решат, что им выгоднее организовывать протесты и добиваться отмены результатов выборов, а летом проводить новую кампанию».

Как полагает политолог Александр Рар, «во всем этом Молдова не является какой-то уникальной страной»: «Посмотрите, в Европе всюду такая же ситуация – приходится партиям, которые идут на парламентские выборы, получая такие же 30 процентов, договариваться с соперниками о том, как вести дальше страну».

Но, быть может, наша уникальность как раз и состоит в том, что у нас никто ни с кем не может договориться, когда речь идет об интересах избирателя? 

Михаил БОРОДИНСКИЙ

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    ДОЛОЙ ВЫБОРЫ! Это НЕ выборы. Это соучастие в сколачивание банды плахоТНЮКА в хорошо организованную мафию в органах государственных структур..
    БАНДУ плахоТНЮКА в ТЮРЬМУууууууу!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    Всеэти канды манды шоры воры филипы плахотнику прилипы к ж... должны сидеть в тюррьме! А этот иуда юрка чекан который своим острым сверлом на морде внедряет такие реформы, которые приводят на выборах банду плахоТНЮКА во власть, должен уткнуться в тюремную п...ТОЧКА.