Закон

Каждый пятый осуждённый отбывает наказание за преступление на сексуальной почве

21.05.2019, 04:40
{Каждый пятый осуждённый отбывает наказание за преступление на сексуальной почве } Молдавские Ведомости
Генеральная прокуратура обращает внимание на тревожный уровень сексуального насилия в Республике Молдова. Согласно статистике, за прошедший год в стране было совершено 611 преступлений на сексуальной почве, за этот же период 115 обвиняемым были вынесены приговоры с отбыванием наказания. Эксперты признают, что количество преступлений может быть ещё большим, так как зачастую жертвы боятся или стыдятся сообщать о случившемся. Иногда имеет место примирение сторон.

Директор женской программы в Центре „La Strada” Даниела Мисаил-Никитин рассказала IPN, что если преступник не задержан, то он имеет доступ к жертве и может влиять на неё различными способами. Во многих случаях из-за этого давления, исходящего из окружения преступника, жертва уступает, особенно когда она не пользуется услугами адвоката. Жертва чувствует себя незащищённой, когда всё бремя доказывания произошедшего лежит на её плечах. Она ощущает своё одиночество перед лицом этой системы и чаще всего забирает свою жалобу, либо соглашается на процедуру примирения или медиации. В случае обвинительных решений суда приговоры с отбыванием наказания чаще выносятся при изнасилованиях, реже – в случаях извращённых действий сексуального характера. Что касается домогательств, то в целом здесь речь идёт о единичных случаях обвинительных приговоров, поскольку ситуацию затрудняет сложность механизма доказывания: показаниям жертвы противостоят показания преступника.

Директор программы считает, что жертвам малоинтересны статистические данные о выносимых агрессорам приговорах с отбыванием наказания или условных приговорах, потому что они погружены в собственную драму. Жертва часто разочаровывается после первых же контактов с правоохранительными органами и системой правосудия. Это происходит потому, что правоохранитель задаёт ей вопросы, которые не имеют отношения к расследованию и скорее унизительны. Речь идёт о таких вопросах, как: „Вы совместно распивали алкоголь?” или „Когда ты шла к нему домой, ты не понимала, что за этим последует?”, то есть о вопросах, основанных на предрассудках или стереотипах, имеющихся у представителей системы.

Даниела Мисаил-Никитин также поясняет, что жертвы преступлений на сексуальной почве не обязательно настаивают на тюремном сроке или ужесточении наказания для преступника. Они нуждаются в признании их в качестве жертвы, потому что чаще всего общество обвиняет их самих и возлагает на них вину за случившееся. Таким образом, информирование о случившемся реже имеет своей целью ожидание реального наказания, чаще его целью является добиться общественного правосудия, в результате которого общество признаёт, что насильник действительно совершил преступление, что он должен понести ответственность за содеянное, а жертва не спровоцировала преступление своим поведением, присутствием и т. д.

Мисаил-Никитин добавляет, что в стране зафиксирован ряд докладов о случаях, когда жертва впервые сообщает о преступлении на сексуальной почве спустя много лет после случившегося. Причины этого разнообразны: стыд, страх, отсутствие поддержки. Жертвы такого рода преступлений должны понимать, что они могут и должны сообщить о случившемся. Они должны знать, куда можно обратиться за помощью и защитой и получить их. Правоохранительные органы и другие специалисты, которые взаимодействуют с жертвами этих преступлений, должны быть обучены максимально этичному и корректному реагированию на нужды пострадавших в процессе расследования и судебного разбирательства таких дел.

По данным генпрокуратуры, в настоящее время в пенитенциарных учреждениях страны отбывают наказания за преступления на сексуальной почве 1189 человек.

Комментарии (0) Добавить комментарии