История

Кем для нас был, есть и останется на века Гавриил Бэнулеску-Бодони

30.11.2021, 07:59
{Кем для нас был, есть и останется на века Гавриил Бэнулеску-Бодони} Молдавские Ведомости

Этого здания с белыми колоннами в центре Кишинева давно уже нет. Его снесли. Но, как обещает историк Серджиу Мустяцэ, в скором времени оно вернется к нам в виртуальной интерпретации. Физически восстановить памятник нет никакой возможности - на его месте был построен кинотеатр «Москова», сейчас здесь театр имени Еуджена Ионеску. Между тем утраченный особняк имел огромную ценность.

В 1812 году Бессарабия, часть молдавского княжества, перешла в состав Российской империи, а в 1813 году была создана Кишинёвская епархия, которую возглавил Молдо-Влахийский митрополит, по пострижении в Константинопольском Успенском монастыре получивший имя Гавриил. В миру - Григорий Бэнулеску-Бодони. Архиепископу предстояло выполнить высочайшую миссию.  

Вверх по служебной лестнице

Григорий происходил из древнего дворянского рода, обучался в Бистрицком, затем в Семиградском училище румынской Трансильвании, с 1771 года - в Киевской духовной академии, а с 1773-го – в Греции и в Ватопедском монастыре на Святой горе Афон. Спустя три года он вернулсяв Трансильванию уже в качестве преподавателя латыни сначала в городе Нэсэуде, затем в Яссах. С 1779 года изучает греческий язык в Константинополе. Был принят патриархом Константинопольским, после пострижения в монахи некоторое время обучается в здешнем патмосском училище. Но из-за эпидемии чумы вынужден вернуться в Яссы, где возглавляет кафедру греческого языка в училище.

В 1781 году он был рукоположён митрополитом Молдавским Гавриилом Каллимаки (Кэлмашу) во дьяконы, затем иереи, служил в Ясской митрополии. Через год по приглашению архиепископа Славянского и Херсонского Никифора переезжает в Полтаву и становится инспектором и преподавателем философии в Славянской духовной семинарии. Но в 1784 году возвращается в Яссы, где возведён в сан архимандрита.

Во время русско-турецкой войны жил в Полтаве, служил домовым священником у молдавского господаря Александра II. С 1788 года назначен ректором Екатеринославской духовной семинарии, где сформировал школу эллинистов: его учениками были, в частности, будущие известные писатели И.Мартынов и Н.Гнедич.

Вскоре он был рукоположен в епископы Аккермана и Бендер (Белая Крепость и Тигина), а в феврале 1792 года Синод Русской Православной Церкви назначает его митрополитом Молдавским. Но далее произойдут события, которые отсрочат это его назначение. Он вступит в должность митрополита лишь в 1813 году, центром митрополии станет Кишинев – сердце новой епархии.

Для будущего комплекса митрополии глава православной церкви выбрал участок вдали от тогдашнего города, граница которого проходила по нынешней улице Александру чел Бун. Место было глухое, поросшее кустарником и бурьяном. В течение короткого времени на пустыре появились архиерейский дом, крестовая церковь при нём и семинария.

Тайна подземелья

Сегодня на этом месте в самом центре столицы ведутся археологические раскопки силами команды археологов под руководством доктора-хабилитат исторических наук Серджиу Мустяцэ.

Вблизи бульвара Григоре Виеру археологи обнаружили не только фундамент здания и ступени входа в левое крыло, но и следы колонн, фрагменты штукатурки, черепицу, стекло и другие артефакты. В прекрасном состоянии подвал. Частично он обнажился  еще раньше, при реконструкции кинотеатра «Москова», однако тогда этому не придали особого значения, и на несколько десятилетий подвал оказался под большим слоем земли.

С максимальной вероятностью можно предположить, что в здании, от которого остался один подвал, находилась старая митрополия. Здесь же располагалась первая резиденция митрополита Гавриила Бэнулеску-Бодони. Позже в этом комплексе был церковный музей

Раскопки начались по инициативе юриста и общественного деятеля Юлиана Русановского. Еще с весны шла подготовка: согласование с госслужбами, , формирование команды ученых и волонтеров, готовых к рутинной черновой работе.

Собираясь установить особый архитектурный знак на месте снесенной в середине 50-х годов ХХ века церкви Архангелов Михаила и Гавриила, известной как Старый Собор, Русановский вел поиск его точного места. Это и послужило основанием для исторических изысканий.

Исследователям несказанно повезло: как будто само провидение указало им место будущих раскопок. 5 ноября они обнаружили вход в подвал здания бывшего церковного музея, и открылись три огромных подземных зала. Обнаружилась лестница, по которой Бэнулеску-Бодони поднимался из полуподвала в епархиальный дом, затем - боковые лестницы, ведущие в здание, и целый ряд металлических предметов, среди которых петли от лестничной двери. Все эти артефакты предстоит изучить.

Из исторических источников известно, что церковный музей владел коллекцией икон и печатных изданий, отражавших прошлое православия на территории Молдовы. Он был основан в 1906 году по инициативе церковного историко-археологического общества. С 1912 года располагался в четырёх комнатах здания епархиального дома. Музейные коллекции состояли из пожертвований архиерейского дома, старых церквей, монастырей и частных лиц. Музею также принадлежала библиотека. В коллекции церковных облачений присутствовало одеяние митрополита Гавриила Бэнулеску-Бодони, подаренное архиерейским домом. В начале 60-х все постройки в этой зоне были снесены.

Ион Друцэ точно знает!

Любые археологические раскопки словно стирают границы времен, приближая нас к событиям многовековой давности, как бы добавляя аргументы: это все действительно было, и было это с нашими кровными предками. А значит - косвенно – и с нами.

С воодушевлением воспринял новость о раскопках в городской черте протоиерей Дмитрий Киорогло из Чадыр-Лунги.

«В этом году мне дважды довелось побывать в Каприянском монастыре, где находятся мощи святого Гавриила, - рассказал он. - Приезжаю туда с превеликим уважением. Очень много митрополит Бэнулеску-Бодони сделал для Бессарабии. И не только для нее. Прежде всего, он создал нашу церковь молдавскую – Кишиневско-Хотинскую митрополию. По-новому ее создал. До этого церковь была неустроенная. У Иона Друцэ в «Белой церкви» очень хорошо это описано. Писатель показывает молдавскую жизнь как очень бедную, ветхие деревянные церквушки до прихода русских. А потом какие храмы появились! Митрополит Гавриил Бэнулеску-Бодони обустроил в Бессарабии церковную жизнь, дал ей толчок к развитию, по крохам, из разрозненных, бедных храмов собрал епархию.

Сегодня молдавская церковь - сильная, авторитетная. Какие у нас красивые соборы в Комрате, в Кагуле! Не говоря уже о кафедральном соборе в Кишиневе, – красивейшем архитектурном памятнике. Поэтому я каждый раз с трепетом и величайшим уважением приезжаю в Каприяну поклониться святым мощам».

Семинарская улица: перевоплощения.

Гавриил Бэнулеску-Бодони был непосредственно причастен к строительству зданий на одной из самых главных улиц Кишинева – Семинарской, так прежде называлась улица его имени. По его инициативе в начале XIX века здесь была построена духовная семинария. Здание расположено на пересечении улиц Бэнулеску-Бодони и Когэлничану, именно он и дал улице её тогдашние название. В то время это было  самое солидное здание на Семинарской улице. В наши дни в нём расположен один из корпусов МолдГУ.

По инициативе митрополита на улице было построено ещё несколько духовных зданий. Митрополия - на ее месте сейчас дом правительства, а также духовная школа. Идея построить кафедральный собор между улицами Пушкинаи Бэнулеску-Бодони, взамен тесного старого собора, также принадлежала первому митрополиту Кишинёвскому и Хотинскому.

Улица не раз переименовывалась, чтобы после обретения Молдовой суверенитета в 1990 году снова обрести свое самое точное название: улица  Митрополита Гавриила Бэнулеску-Бодони.

«Святые врата» как исправление конструкторской ошибки

На пожелтевшей от времени фотографии перед нами старый собор. По своим размерам и расположению он не отвечал требованиям митрополии. Было очевидно, что строить нужно новый, более вместительный и на более подходящем месте.

Митрополии помог наместник Новороссийского края и Бессарабии граф Михаил Семёнович Воронцов, ходатайствовавший о строительстве нового собора перед российским императором. Он же пригласил профессора архитектуры императорской академии художеств Авраама Ивановича Мельникова для составления планов и фасадов соборного храма с колокольней. По этим планам одесским городским архитектором Фраполи была составлена смета – 194 тысячи рублей ассигнациями.

Для молодой кишинёвской епархии это было просто огромной суммой. И снова при участии графа Воронцова их выделили из той части областного бюджета Бессарабии, которая была определена на общественные и городские учреждения и богоугодные заведения.

Затем граф Воронцов еще не раз помогал митрополии. При его участии в Одессе (город был основан митрополитом Гавриилом) провели тендер на строительство храма. Позднее ему пришлось ходатайствовать перед императором уже по поводу колоколов. Нужна была медь. А много меди в те дни было у военного министерства в виде захваченных старых турецких пушек. И митрополии было выдано разрешение на 1000 пудов меди из турецких пушек, доставленных из Силистрии и Измаила.

Колокола отлили. Но при их установке случилось неожиданное: самый большой колокол не влезал в колокольню. Словно бес попутал строителей, расчёты оказались ошибочными. Назревал грандиозный скандал. Выход нашёл губернатор Бессарабии Павел Фёдоров. Он предложил специально для этого колокола построить отдельную башню-ворота при входе в сквер кафедрального собора. Сам же Фёдоров и пожертвовал больше половины средств на строительство этой башни, 4500 рублей. Остальные деньги были пожертвованы городским главою, а также и неким Богачёвым и бывшим соборным старостой Рябченко.

К слову сказать, раньше в Кишинёве в честь губернатора Фёдорова, человека, очень многое сделавшего для нашего города, была названа одна из улиц (нынешняя улица Букурешть). Сейчас его имя незаслуженно забыто.

Башня получила название «Святых Врат». Кишинёвцы также называли её «городскими часами», их Фёдоров купил в Австрии. После Второй мировой войны «Святые Врата» переименовали в арку Победы - об этом нас извещает памятная табличка.

Кадры для церквей и государственных учреждений

На протяжении девяти лет руководства митрополита Кишиневского и Хотинского (1813-1821 годы) было построено 200 церквей. Но одних крепких стен было недостаточно. Появилась необходимость устройства в Кишиневе духовной семинарии.

В большинстве приходов многие священнослужители не имели даже начального образования и не понимали смысла священнодействий. Не было подготовленных кандидатов для рукоположения в священный сан, а по распоряжению Святейшего Синода рукополагать разрешалось только лиц, имеющих духовное образование.

Вскоре появилась и семинария. В указе об ее учреждении митрополит Гавриил определил цели: «В школе должны обучаться дети духовенства и иных сословий». Первыми преподавателями стали ближайшие соратники архипастыря Гавриила, трудившиеся еще со времени его служения экзархом Молдовы и Валахии. Возглавил семинарию протоиерей Петр Куницкий, бывший до этого ректором Ясской духовной школы, а ранее - преподавателем Полтавской духовной семинарии. Была составлена учебная программа. Студентам предстояло изучать Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, катехизис, риторику и философию, а также латинский, греческий, славянский, молдавский и русский языки.

С 1813-го по 1913-й годы семинарию окончили почти 2,5 тысячи человек. Кроме выходцев из духовного и светского сословий, в ней обучались также дети военных, дворян, мещан, купцов и частично из простонародья в возрасте от 6 до 28 лет.

Для подготовки служащих гражданских учреждений в 1816 году митрополит Гавриил при семинарии открыл благородный пансион для детей дворян, который просуществовал до 1834 года, а позже был преобразован в областную гимназию. Туда принимали детей 8-12 лет. Общее число учащихся доходило до сорока. Обучение длилось восемь лет. Здесь изучали Закон Божий, русский, греческий, молдавский, латинский, немецкий и французский языки, а также риторику, поэзию, историю (российскую и всемирную), географию, математику, философию, юриспруденцию, пение и рисование.

Благородный пансион стал первым светским учебным заведением в Бессарабии и сыграл немалую роль в развитии и распространении образования. Его выпускниками были братья Хаждеу, А. Руссо, Донич, К. Стамати и другие видные общественные деятели.  Стараниями митрополита Гавриила в 1817 году в Кишиневе было организовано Бессарабское отделение российского библейского общества. В эти же годы при монастырях были открыты церковно-приходские школы.

Своя типография

Церквям и школам нужны были книги. По ходатайству митрополита Гавриила в 1814 году в Кишиневе была открыта типография. С ее открытием Кишинев стал крупным центром издательской деятельности. Только за первые годы было издано более 20 наименований книг тиражом почти 20 тысяч экземпляров. Все они получили широкое распространение не только в Бессарабии, но и в Молдове, Валахии, Трансильвании и на Афоне. Были изданы также русско-молдавская грамматика, словари.

За благие труды в создании и развитии новой митрополии преосвященнейший Гавриил был отмечен императором Александром панагией с драгоценными камнями. А в 1818 году российский император впервые посетил Бессарабский край, где встречался и обстоятельно беседовал с митрополитом Гавриилом.

Анафема. Кому митрополит не пришелся ко двору

Но не все так гладко было в биографии Бэнулеску-Бодони.

11 февраля 1792 года епископ Гавриил был возведен в сан митрополита Молдо-Валахии с титулом экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии. Но это его служение продолжалось недолго, так как уже в июне 1792 года за отказ отречься от молдо-влахийской кафедры митрополит Гавриил был арестован господарём Александром Морузи (прислужником турок) и отправлен под конвоем в Константинополь, где Синод Константинопольской Церкви под председательством Патриарха Неофита VII лишил его кафедры и предал анафеме.

Более четырех месяцев митрополит находился в заключении. Затем, по требованию правительства Российской империи, по ходатайству Виктора Павловича Кочубея (российского чрезвычайного посланника в Константинополе, члена коллегии иностранных дел и вице-канцлера), был освобождён и снова прибыл в Россию.

О митрополите Гаврииле и его деяниях написано и в Молдове, и в Румынии, и в России немало. Молдавские, российские и румынские граждане относятся к нему с большим почтением. Однако в Кишинёве и Бухаресте есть и те, кто, напротив, воспринимают его как врага «румынской нации», обвиняя в том, что он якобы был «орудием России в русификации Бессарабии». Например, доктор исторических наук Диана Ецко пишет, что «митрополит Гавриил начал свою политическую, а не церковную карьеру на рубеже XVIII-XIX веков. Он был патриархом русификации края. Гавриил Бэнулеску-Бодони был самым преданным и самым крупным агентом России на протяжении всей своей жизни».

В то же время митрополит Ардяла Антоний (Плэмэдялэ), один из иерархов Румынской Православной Церкви конца XX века, пишет, что, «несмотря на обвинения митрополита Гавриила в русофильстве по причине его антиоттоманской позиции (выхода из-под ига турок он не видел иного, как только через союз с русскими), как добропорядочный румын он сделал немало доброго для Бессарабии, достаточно вспомнить два его достижения: основание Кишиневской Духовной семинарии и типографии».

Канонизация

Митрополит Гавриил оставил глубокий след в истории двух поместных православных церквей - румынской и русской. Выдающийся иерарх и просветитель, он прославился как ревностный архипастырь, талантливый проповедник, богослов, ученый, лингвист и издатель. Канонизация спустя 195 лет после его смерти проходила в Свято-Успенском Каприянском монастыре, который его стараниями стал центром духовный жизни Бессарабии и где его отпевали в апреле 1821 года.

Так митрополит Гавриил вошел в Собор молдавских святых. И сегодня за исцелением к нему в Каприянский мужской монастырь едут верующие. И уже после своей смерти он продолжает им помогать.

Но почему Бэнулеску-Бодони был канонизирован в местные, а не вселенские святые? Разве своей деятельностью на благо народов он не заслужил большего? Решила спросить об этом моего собеседника из Чадыр-Лунги. Вот что он на это ответил.

«Нужно понимать, что митрополит Гавриил Бэнулеску Бодони жил на стыке времен и политических событий, влияние которых ощущается еще и сейчас. Вселенская патриархия гипотетически может признать его на своем уровне святым. Со временем все может быть! Только для этого его, прежде всего, должна признать румынская патриархия. От русской церкви благословение на поместное священство было получено. Но только от русской!».

Мария БУИНЧУК

Комментарии (0) Добавить комментарии

  • x

    У нас действительно историки почему-то забывают уточнять, что в состав России в 1812 году включили (аннексировали) пруто-днестровское междуречье, состоявшее на тот момент из двух различных образований:
    1. Северо- восточная часть княжества Молдовы - пруто-днестровское междуречье до условной линии Леово-Бендер
    2. Принадлежащий Османской империи - Буджак (или собственно Бессарабия) - пруто-днестровское междуречье от условной линии Леово-Бендер и ниже до моря.
    Позже, Бессарабией стали называть всё пруто-днестровское междуречье.

  • x

    "В 1812 году Бессарабия, часть молдавского княжества, перешла в состав Российской империи", - Вообще-то, до вхождения в состав Российской империи эта территория называлась Буджак, входила в состав Османской империи и заселена была татарами-ногайцами. Буджакская Орда

    • x

      А ты вспомни ещё то время когда вообще людей не было и Буджака твоего не было, И дальше что?

      • x

        Прежде всего, если ты гость, - веди себя соответственно. Во-вторых, в статье утверждается, что "В 1812 году Бессарабия, часть молдавского княжества", а это не правда.. И что дальше?