Политика

Почему те, кто требует вывода российских войск из Приднестровья, не требуют вывода британских военных с Кипра?

25.09.2023, 06:00
{Почему те, кто требует вывода российских войск из Приднестровья, не требуют вывода британских военных с Кипра?  } Молдавские Ведомости

На основании прецедентного права Молдова смогла бы, даже при казалось бы неразрешимых политических, территориальных, экономических, национально-этнических и прочих препятствиях, подсказать Европарламенту вариант принятия в ЕС в ближайшее время.

Юридический прецедент – Кипр в качестве страны ЕС с 1 мая 2004 года, после того, как 14 июля 2003 года Республика Кипр единогласно ратифицировала договор о вступлении в ЕС.

При этом географически – страна Кипр не европейская, а азиатская (Средний Восток). Молдова же – европейская страна со всех точек зрения.

Единая страна Кипр стала членом ООН в 1960 году. Молдова также в качестве единой страны вступила в ООН в марте 1992 года.

Ныне Кипр – юридически единая страна - разделена по разным причинам на четыре части. 57,9 процента территории занимает Республика Кипр, признанная международным сообществом (за исключением Турции). 28 процентов занимает Турецкая Республика Кипр. 3,4 процента – под протекторатом ООН. И 2,7 процента территории занимает британская военная база.

У нас примерно такая же ситуация. Территория левого берега Днестра, неподконтрольная и кишиневским властям и законам, фактически и почти юридически подчиняется России. И на Кипре, и у нас ни местные власти, ни международные структуры оказались не способны разрешить многолетний спор между фактически враждующими сторонами.

При всем этом Европарламент, согласно протоколу о вступлении Республики Кипр с 1 мая 2004 года в ЕС, постановил, что правовая система Евросоюза распространяется только на районы Кипра, находящиеся под контролем Республики Кипр. А с 1 января 2008 года эта республика стала и страной Еврозоны. Начиная с 2004 года четыре раза участвовала в выборах и представлена в Европарламенте шестью депутатами.

Некоторым нашим политикам и руководителям, следовало бы акцентировать внимание – свое и европейских руководителей - на возможности принятие Молдовы в ЕС по прецеденту. И прекратить нагнетать обстановку, в том числе с трибуны ООН, измышляя воображаемых врагов как бы суверенной единой Молдовы.

До предстоящего экзамена – быть или не быть в ЕС - осталось максимум два месяца. А потому еще есть время для конструктивного рассмотрения юридической стороны вопроса в рамках прецедентного права. Есть ли в парламенте и правительстве грамотные юристы, способные написать юридически обоснованное прошение в Европарламент?

И тогда останется только одна, но главная проблема – на республиканском референдуме спросить и мнение народа: хочет ли он стать вровень со странами ЕС. Ведь, согласно статье 75(1) Конституции, важнейшие вопросы жизни общества и государства должны быть вынесены на референдум. Именно конституционный референдум! Потому что декларация от 21 мая 2023 года о «Европейской Молдове» не может заменить плебисцит. Хотя и была узаконена постановлением парламента №125/25.05.2023. Законодательно недопустимо подменить обязательность проводить, согласно Конституции, референдум. И сейчас не 90-е годы, когда было модно государственные вопросы решать на площади.  

Отмечу, что суть прецедентного права в том, что ранее имевшее место решение международного или государственного органов, судебного или административного, по конкретному делу имеет силу правовой нормы и при последующем разрешении подобных дел. Проще говоря, это решение, служащее образцом, эталоном юридическим правилом при рассмотрении аналогичного дела. наши, по крайней мере, точно относятся к этой категории. Есть детальный реферат судьи КС Валерии Стрелец от 20 апреля 2012 года о конституционном праве прецедента в РМ. И уже в первом пункте заключения подчеркнуто: есть у нас прецедентное конституционное право. И почти во всех постановлениях КС даны ссылки на разного рода решения, принятых в других странах, на основании которых КС принимает свои решения. Но законодательно это право не обозначено. Хотя тогда у судов было бы намного меньше дел.

Думитру БАРБАЛАТ

 

Комментарии (2) Добавить комментарии