Город

Кишиневские руины

27.05.2016, 06:00
{Кишиневские руины} Молдавские Ведомости

Недострой и развалины в столице - результат аморфности законов и коррупции

Руины недостроенных или разрушенных зданий давно стали частью ландшафта столицы. У нас каждый, у кого есть влияние, пусть даже нет денег, может надолго испортить вид улицы бетонной коробкой, которая потом десятилетия ждет уже не строителей, а разрушителей. Почему таких застройщиков не наказывают закон и городская власть? Можно ли заставить их выполнять обязательства? «Молдавские ведомости» - в поисках ответа на эти вопросы. 

 

1. Резиденция президента: когда найдутся 100 миллионов – неизвестно

Здание президентуры, пострадавшее от вандалов 7 апреля 2009 года, огорожено забором уже семь лет. Были разрушены три этажа десятиэтажного здания. Но и до этого были проблемы: президентура не ремонтировалось с 1987 года, с того дня, как была введена в эксплуатацию как резиденция Верховного Совета – парламента МССР.

В 2009 году приняли решение провести капитальный ремонт здания. Тендер выиграла фирма «Acar-Cantarajiu». Работы оценили в сумму 218 миллионов лей. В первые два года было инвестировано 106 миллионов. Отремонтировали кровлю, установили чешские витражи, местами выложили пол мраморной плиткой, разделительные стены покрыли гипсокартонной штукатуркой, частично отремонтировали электрические и технические сети, установили новые лифты, вымостили плиткой прилегающую территорию и огородили металлическим забором. В 2010-м остановили работы на неопределенное время из-за отсутствия денег.

Здание - на балансе генерального управления по администрированию здания правительства. На обслуживание пустого дома государство ежегодно тратит около двух миллионов лей: около 1,2 миллиона на обогрев, остальное - на электричество. В госбюджете-2016 расходы на ремонт не предусмотрены.

 

2. Дом № 62 по улице Букурешть: будет ли вместо памятника торговый центр?

На пересечении улиц Влайку Пыркэлаб и Букурешь давно разрушается одно из красивейших зданий города - бывшая городская усадьба Рышкану-Дерожинского, в советские времена – резиденция  общества «Знание».

Руины обнесены забором, скрывающим то, что осталось от двухэтажного здания с подвалом и, увы, без крыши. Построено оно известным архитектором Александром Бернардацци в 1852-1875 годах. Был сад, были хозяйственные постройки. В 1955 году архитектор Сергей Васильев, который проектировал жилой дом № 132 на проспекте Ленина (ныне – Штефана чел Маре), в ходе реконструкции здания увеличил его протяженность вдоль улицы Букурешть. Композиция фасада была симметрично почти полностью повторена. В конце 80-х здание перешло сначала дирекции филармонии и национального дворца, потом - отделу дипломатической службы МВД, торгово-промышленной палате.

В 2008 году предприятие с иностранным капиталом ООО «Maxelegant», зарегистрированное в обычной квартире, заключило контракт на аренду строения сроком на 49 лет с министерством культуры и туризма, которое претендовало на часть помещений после восстановительных работ. По проекту реконструкции здания неизменным оставался лишь первый этаж, который собирались надстроить так, чтобы появилась многоэтажка. Это был абсурд, но  проект в министерстве подмахнули.

Через шесть месяцев после заключения договора аренды министерство разрешило «Maxelegant» приватизацию здания площадью 2924,3 кв.метров за 3,3 миллиона лей. Объясняли это решение тем, что у минкульта все равно нет денег на ремонт и реставрацию. По условиям инвестиционного проекта приобретатель должен был за три года провести все работы.

Как следует из документов Счетной палаты «Отчет аудита разгосударствления государственного имущества и обеспечения постприватизационной деятельности», экономическая апелляционная палата в 2010 году отклонила иск генпрокуратуры об аннулировании договора купли-продажи здания по адресу улица Букурешть, 62, а документы по приватизации были изъяты центром по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией.

И тут инвестор продает строение оффшорной фирме «Universal Proiect» с Белизских островов. Затем оно переходит в руки компании «Webwest Alliance Ltd». Агентство по инспектированию и реставрации памятников выявило истинные намерения владельца здания: речь шла о строительстве коммерческого центра «Shopping Central» и гостиницы «Chişinău Plaza» по всему  кварталу между улицами Пушкина и Влайку Пыркэлаб.

 

3. Дом баронессы фон Гейкинг «саморазрушается» 40 лет 

На улице Матеевича, 87, между зданиями молдавского государственного института искусств и резиденцией посольства Белоруссии, расположено разрушенное здание, которое включено в перечень объектов исторического культурного наследия. Это здание адвоката Шмитова, арендованное с 1914 по 1931 год баронессой Юлией Петровной фон Гейкинг для женской гимназии.

После войны здесь заседал Совет народных комиссаров МССР, затем открылась средняя школа № 5. Школу закрыли в 1976 году, с тех пор строением никто не занимался. В 2010 году по решению парламента здание выкупило посольство Германии. Предполагалось, что оно отреставрирует строение и создаст там свою резиденцию.

Много лет шли переговоры по проекту и сохранению исторического вида памятника. Как рассказал глава управления культурного наследия минкульта Сержиус Чокану, есть информация, что в текущем году федеральное правительство Германии объявило конкурс на разработку проекта строительства нового здания немецкого посольства с частичной реставрацией существующего здания. Есть «германский гений», нет никаких технических препятствий для полномасштабного реставрационного проекта. Увы, восстановить разрушенное невозможно, сказал Чокану: «Не было предпринято никаких действий по консервации здания, и оно саморазрушилось».

Наследница баронессы фон Гейкинг Михаела Юлиана Дуцэ в 2007 году приезжала из Бухареста в Кишинев специально для того, чтобы подышать воздухом города предков. Правнучка баронессы понимала, что дома, некогда принадлежавшие семье, обветшали, но не думала, что увидит руины с колоннами. Сама Михаела Юлиана Дуцэ родилась в Бухаресте. Ее отец Анатолие Гейкинг – внук Юлии фон Гейкинг, чьи предки переехали в Кишинев из Риги. Дед Юлианы по матери Лука Немцяну, адвокат по профессии, был префектом Бендер. Бабка по матери Ольга Астраховская – российская дворянка из Санкт-Петербурга, вышедшая замуж за кишиневца. Бабка по отцу Зинаида – родом с Украины. В числе родственников – адмирал царского флота Шумлянский, живший в Одессе, российские графы Мусины-Пушкины… Родители Михаелы были бухарестскими студентами, когда в Бессарабию вступили советские войска. Отец, железнодорожный инженер, прямо со студенческой скамьи бухарестского политехнического института отправился на фронт.  Закончил войну в Чехословакии. Умер в 1998 году. Семья, имея статус беженцев, получила компенсацию от правительства Румынии за утраченное имущество. Из всего, что было, осталась лишь венчальная икона в серебряном окладе, да и ту украли воры.

 

4. Руины синагоги на улице Рабби Цирельсона, 8

В 2010 году Еврейская община заключила договор купли-продажи строений бывшей синагоги, которые входили в имущественный комплекс ГП «Poligraf Service» на площади в полгектара. По условиям инвестиционного конкурса, помимо уплаченных более пяти миллионов лей, в течение пяти лет нужно было инвестировать еще 16 миллионов (15 - в течение первых трех лет) на реставрацию, выплату долгов предприятия, сохранение и создание новых рабочих мест.

Но тут выяснилось, что государство продало  арестованное имущество. За месяц до подписания контракта бывший директор ГП «Poligraf Service», который уволился за несколько месяцев до проведения аукциона, подал иск против минкульта, учредителя предприятия, с требованием выплатить зарплату, которую истец себе самовольно увеличил. Тогда-то здание и было арестовано.

Однако в контракте купли-продажи было отмечено, что недвижимость находится в свободном гражданском обороте. Техническое задание для аукциона подписал министр культуры Борис Фокша. Подпись под контрактом поставил Тудор Копач,  директор агентства публичной собственности. Чиновники не могли не знать о долгах по зарплате перед работниками госпредприятия и аресте его имущества.

Арест недвижимости стал препятствием для ее регистрации в кадастре и тормозил вступление договора в силу. Еврейская община не могла получить градостроительный сертификат, заказать проект реконструкции, реорганизовать государственное предприятие в частное. После увольнения первого директора назначили второго, успели его уволить и назначить третьего. Второй оспорил свое увольнение в суде, а третий не имел право подписи, так как не был зарегистрирован в регистрационной палате.

Арест с недвижимости был снят через полгода, инвесторы смогли пройти регистрацию. С момента заключения контракта зарплату директору и работникам предприятия выплачивала Еврейская община. Хронология событий указывает на то, что арест недвижимости в канун аукциона был задуман с целью получить с нового собственника эту необоснованно завышенную зарплату.

Когда встал вопрос о получении градостроительного сертификата - начался спор между МСК и агентством публичной собственности о том, кому принадлежит участок. Муниципальный совет хотел, чтобы договор аренды был заключен с примэрией. По кадастру земля принадлежит государству, с чем МСК был не согласен. Спорили полтора года. Кадастровый план участка, после которого инвестор получил градостроительный сертификат, зарегистрировали за три месяца до окончания сроков инвестиционной программы. На проектирование и строительство оставались три месяца. За это время Еврейская община должна была инвестировать более 37 миллионов лей по ценам 2013 года.

В 2014 году агентство публичной собственности направляет общине письмо о расторжении контракта в связи с невыполнением инвестиционной программы. Первое заседание суда состоялось в феврале 2014 года. 30 декабря 2015 суд сектора Буюкань отклонил иск агентства. Жалоба агентства будет рассматриваться в АП 17 мая.

«Мы не первые инвесторы, которые столкнулись с  проблемами: не определен статус государственной земли, на которой находятся проданные строения, городские власти не выдают документы на строительство, - заявляет адвокат общины Олег Шейнман. – Если договор расторгнут, здание вернется минкульту. Оно было выставлено на продажу как убыточное. Зарплату людям не платили годами. На территории предприятия - постройки, которые из-за своей близости к центральному рынку пользуются спросом. Когда предприятие было государственным, деньги за аренду этих помещений не поступали в доход государства. Как только мы навели порядок, предприятие стало прибыльным.   Сейчас там около 20 человек стабильно получают зарплату».

В 2013 году проект реконструкции и реставрации синагоги и иешивы на улице Рабби Цирельсон, 8 был назван лучшим в номинации «Реконструкция» в конкурсе союза архитекторов.

 

5. Участок, который заполучил Габурич

Лет 20 стоит забор на пересечении улиц Когылничану, Матеевича и Константина Стери, а участок перешел экс-премьеру Кириллу Габуричу.

В 1997 году участок был взят в аренду компанией «Şel şi C» Виктора Шелина (владелец сети кинотеатров «Patria»). В 2003 он переоформил аренду и отдал 3 сотки из 10 церкви. Табличка на заборе много лет сообщала о том, что строится е церковь Святого Серафима.

В 2011 году Шелин получил авторизацию на строительство. Уложив тонкий слой бетона на поверхности котлована, он зарегистрировал 12-процентную готовность строения (уже как частную собственность) в агентстве земельных отношений и кадастра. По словам настоятеля храма, бетоном залили котлован потому, что тракторист, работающий на стройке, обнаружил человеческие кости и испугался.

Под зарегистрированное строение компания «Şel şi C» берет кредит 460 тысяч евро у «Led-Media» SRL, которую возглавляет Ирина Сапунова. Учредителем кредитующей компании является компания «Fly Ren Energy» с единственным учредителем, экс-премьер- министром Кириллом Габуричем, об этом есть информация на сайте bizzer.md.

Ясно, что ни участок, ни строение не стоят таких денег. С 20 февраля 2015 года строение переходит новому владельцу, аренда сохраняется за компанией «Şel şi C». В начале текущего года «Led-Media» SRL, которая завладела 80 процентами учредительного фонда «Şel şi C», обратилась в муниципальный совет с заявкой на получение прав аренды участка, который арендовала «Şel şi C».  

 

6. То ли гостиница, то ли виденье

По бульвару Штефана чел Маре 115, рядом со зданием национального художественного музея,  много лет стоит недостроенный корпус то ли гостиницы, то ли жилого дома.

В 1999 фирма «Monte-Nelly» получила этот участок в 42 сотки, пообещав за это отреставрировать музей. Выделила 10 миллионов лей, но потом отказалась от идеи строительства. Недостроенный отель продали.

В 2005 году коробку хотела купить всемирно известная компания «Marriott International Incorporated», которая выразила готовность открыть современный отель. И также взяла на себя обязательство реставрации музейного комплекса и строительства музейного хранилища.

Но новым владельцем она не стала. По имеющимся данным, компания с иностранным капиталом «Hotel Invest Group» SRL, зарегистрированная в квартире по улице Зелинского в Кишиневе в 2007 году, приобретает половину участка и коробку, а в 2014-м – другую часть участка. Компания записана на имя Эммануила Гриншпуна. По информации агентства земельных отношений и кадастра, стоимость участка - 14,5 миллионов, недостроенного здания – 80,5 миллиона лей.

 

7. Кинотеатр «Искра» купили за боны

Другой недострой принадлежит компании «Trans Wold» SRL, также записанной на Эммануила Гриншпуна: Ботаника, улица Трандафирилор, 2.  Здесь был когда-то кинотеатр «Искра». Здание  было приватизировано за боны народного достояния. Как потом земля стала частной собственностью - покрыто тайной.

40 соток  заложены в коммерческом банке под кредит в 300 тысяч евро. Есть несколько проектов демонтажа сооружения и превращения его в жилой комплекс с социальной структурой и торговыми помещениями и кинотеатром…

Продолжение следует

Марина ТИМОТИН

Комментарии (0) Добавить комментарии

  • x

    Уважаемые, как можно не уважать город в который вы приехали , чтобы заявлять о "пересечении улиц Когылничану и Матеевича" ??? Не в этом городе! Не пересекаются эти параллельные улицы, даже в районе сквера, где строится на месте танцплощадки "Улыбка" церковь. А церкви там место ... расстрелянные похоронены вроде как ...