История

Кишиневский «Нюрнберг» вынес приговор румынским карателям

04.04.2023, 06:35
{Кишиневский «Нюрнберг» вынес приговор румынским карателям} Молдавские Ведомости

Память стирает события самой чудовищной из войн, и этому способствуют политики, служа чужим интересам. Поэт Гамзатов предостерегал: за беспамятство и ложь будущее может отомстить, «выстрелив в тебя из пушки».

История Второй мировой - это нескончаемый список военных преступлений, совершенных нацистами, их союзниками и пособниками. Румынские, венгерские, итальянские оккупационные силы, украинцы, латыши, литовцы, финны и эстонцы принимали в этом участие. Главных руководителей гитлеровской Германии судили в Нюрнберге. Их союзников - в Токио. Но Советский Союз провел и свои трибуналы: в 1943-1949 годах прошел 21 процесс, были осуждены 252 военных преступника. Процессы были публичными во имя демонстрации справедливого возмездия, работали лучше следователи, переводчики, адвокаты. Под грузом доказательств почти все преступники признались, но вспоминают об этом нечасто: малые нюрнбергские процессы оказались в тени большого.

Драма военнопленных и их жертв в кишиневском театре драмы

18 мая 1947 года министр внутренних дел СССР Сергей Круглов представил заместителю председателя Совмина Вячеславу Молотову проект постановления о проведении открытых судебных процессов в девяти городах: Севастополе, Кишиневе, Чернигове, Витебске, Бобруйске, Сталино, Полтаве, Гомеле, Новгороде. В Кишиневе процесс проходил 7-13 декабря 1947 года в здании нынешнего национального театра имени Эминеску. Однако и до 1947-го в МССР шли суды. В 1945-1946 годах румын за военные преступления судили как советских коллаборационистов: в преступлениях участвовали жители Бессарабии, до 1940 года бывшие румынскими гражданами, а позже ставшие советскими, и советские власти имели право карать их как пособников фашистов - за измену Родине.

В 1945 году в ходе Дубоссарского процесса осудили организаторов массовых убийств в Дубоссарах и соседних селах в 1941 году - 11 местных жителей. Военная коллегия ВС МССР приговорила граждан Деменчука, Витеза и Концевича к расстрелу, остальных - к различным срокам.

Кишиневский трибунал декабря 1947 года был завершающим. Судили военнопленных: трех немецких военнослужащих во главе с генерал-майором вермахта Станислаусом фон Девицем-Кребсом и семерых румынских военнослужащих и жандармов во главе с полковником Д. Мариною. В обвинительном заключении фигурировали убийства мирного населения, уничтожение населенных пунктов, при отступлении, принуждение к оборонительным работам, убийства военнопленных, создание «тифозного заповедника» для крестьян, угон населения в Германию. В частности, зондерфюрер Гайсельгардт обвинялся в создании трудовой колонии в украинском селе Ново-Князевка, куда согнал более 300 жителей, которых при отступлении угнали в Германию. Ущерб различным учреждениям Кишинева был определен в 1 383 345 000 рублей, жителям города - в 206 887 546 рублей.

Восемь человек получили по 25 лет, двое румын - по 20 лет каторжных работ. А что же остальные?

Крым – румынский?

Летом 1941 года Румыния взяла под контроль Бессарабию и Буковину, междуречье Днестра и Южного Буга. Планировали выселить из Бессарабии и Северной Буковины всех русских, украинцев, гагаузов и болгар – всего около 950 тысяч человек. Гитлер обещал приращение Румынии в том числе и за счет украинских территорий вплоть до Днепра, делал намеки на Крым. Румынская армия была самой многочисленной среди союзных Германии войск. Однако она на три четверти состояла из неграмотных крестьян, поэтому румыны, как и венгры, в основном использовались в тылу.

Румынии досталась территория, которая никогда ей не принадлежала: Одесская и Николаевская области и юг Винницкой области, где было организовано губернаторство Транснистрия, которое должно было войти в состав страны после войны. Эти земли были отданы на разграбление. Население принуждали к  рабскому труду, урожай у крестьян почти полностью изымался, 21 тысяча человек была подвергнута жестоким телесным наказаниям, 48 тысяч отправлены в рабство на подземные военные заводы и в шахты.

Все языки, кроме румынского, вытеснялись из оборота, за использование украинского или русского полагалось жестокое наказание. Из стен школ должны были выйти люди, преданные Великой Румынии. Всех несогласных ждали пытки и смерть, об этом заботились управление общей безопасности (сигуранца) и королевская контрразведка.

Без евреев и цыган  

В Дубоссарах создали лагерь смерти для евреев. Антонеску был антисемитом, его убеждения разделяло румынское общество, в рамках плана полного уничтожения евреев их начали вывозить в гетто Транснистрии в вагонах для перевозки скота.

В конце августа 1941 года Дубоссарское гетто было уничтожено. Осталось 11 братских могил, каждая длиной в 15 метров и шириной 4. Людей раздевали,  отбирали ценности, вырывали золотые и серебряные коронки, расстреливали. Население заставляли вилами сбрасывать трупы в ямы. Всего было расстреляно по разным оценкам от 6 до 18,5 тысячи человек.

Из-под свастики – под красную звезду

С конца августа 1944 года развернулась Ясско-Кишиневская операция советских войск. Из 900-тысячной группировки немецких и румынских армий пропало без вести и  попало в плен около полумиллиона. Фронт рухнул.

Соглашение о перемирии между Румынией и странами антигитлеровской коалиции, подписанное 12 сентября 1944 года в Москве, включало пункт о наказании румынских военных преступников. Но румынскими войсками с конца августа 1944 года командовали те же люди, что сражались против СССР в начале войны.

Однозначно к военным преступникам следовало причислить прежде всего Антонеску и членов его правительства, весь персонал сигуранцы, военной контрразведки ССИ, генштаб румынской армии, генуправление госбезопасности, жандармерию, военную контрразведку и судебные органы Румынского королевства. Однако Москва отодвинула наказание нацистов Румынии на второй план, и почти все сотрудники этих служб уже осенью 1944-го работали на новую власть. Большинству военных преступников удалось избежать наказания.  

Но процесс был запущен. В сентябре 1944 года СССР получил доступ к архиву сигуранцы и разведки с базой данных агентуры. СМЕРШ уже к середине ноября 1944-г арестовал агентов и резидентов немецкой и румынской разведок. Но на скамье подсудимых в Румынии оказались практически одни немцы.  

Чтобы как-то оправдать такой расклад, к ответственности привлекли некоторых румын: это был полковник Д. Мариною, офицеры жандармерии капитан А. Бугнару, лейтенанты И. Журя, И. Деметриан, Р. Шонтя, В. Маринаш, П. Шувар. Но на скамью подсудимых почему-то не попали румынские коменданты гетто, тюрем и концлагерей, префекты уездов, офицеры и жандармы, виновные в пытках и массовых убийствах.

Самого Антонеску и других главных румынских военных преступников осудили лишь в 1945 году, когда к власти пришло правительство Петру Грозы и был принят закон о разоблачении и наказании виновных в разорении страны и военных преступлениях. Иона Антонеску, начальника жандармерии Константину Василиу, губернатора Транснистрии Георге Алексяну расстреляли, генералу сигуранцы Еуджену Кристеску расстрел заменили пожизненным заключением: он якобы поддерживал связь с коммунистами. 22 февраля 1946 года народный трибунал в Бухаресте рассмотрел дело бывшего губернатора Бессарабии Константина Войкулеску, который умер в тюрьме в 1955 году.

Военные преступники или свидетели?

Множество чиновников и военных выступали на процессе Великой национальной измены в Бухаресте в качестве свидетелей. И только часть из них уже после войны получила небольшие сроки. Высшие военные чины и идеологи расовых чисток продолжили службу.

Руководивший разграблением Транснистрии генерал Георге Потопяну стал министром, потом получил небольшой срок.

Главный каратель Бессарабии, начальник жандармерии полковник Теодор Мекулеску был осужден несколько раз, но не отсидел ни один из сроков даже наполовину и был реабилитирован Чаушеску. На свободе и в комфорте виновник тысячи смертей дожил до 93 лет.

Константин Войкулеску, за время губернаторства которого в Бессарабии было уничтожено более 100 тысяч евреев, приказавший 25 июля 1941 года создать еврейское гетто в Кишиневе, в 1946 году все-таки получил пожизненное и умер в заключении через пару лет.

Его преемник, генерал Олимпиу Ставрат, первоначально приговоренный к пожизненному заключению, был заключен в тюрьму Вэкэрешть, потом помилован и освобожден 3 декабря 1955 года. Он умер в 1968 году в возрасте 80 лет.

Военных преступлений вы не найдете в учебнике  «История румын»

Новое поколение новоявленных молдавских румын не желает слышать о преступлениях румынских оккупантов в годы Второй мировой войны, умышленно их оправдывает. Тем самым заряжается та гамзатовская пушка, которая может у нас в Молдове выстрелить. Подобные преступления не имеют срока давности, а героизация военных преступников - преступление перед человечеством.

Между тем в учебнике «История румын» указано, что призыв Антонеску к румынским солдатам перейти Прут «был встречен жителями Бухареста с надеждой, с желанием стереть унижение, которому они подверглись летом 1940 года». Рассказывается о том, как «румынские войска освободили Бессарабию и Северную Буковину, восстановив границу, существовавшую на 1 января 1940 года». Сообщается, что с марта 1944 года «советские войска вошли на национальную румынскую территорию», что государственный переворот 23 августа 1944 года в Румынии «привел к разгрому всего фронта вермахта в юго-восточной Европе и ускорил поражение рейха на шесть месяцев».

«Чрезвычайное положение» не впервые становится оправданием преступлений

5 декабря 2006 года апелляционный суд Бухареста своим решением частично освободил Антонеску от ответственности за союз с Гитлером, признав маршала и членов его правительства невиновными в преступлениях против человечества, так как война Румынии против СССР была якобы «превентивно-оборонительной» и «юридически оправданной» существованием на румынско-советской границе «постоянного и неизбежного чрезвычайного положения».

Этим же решением «война за освобождение Бессарабии и Северной Буковины» была признана «легитимной». В мае 2008 года верховный суд Румынии отменил это скандальное решение, возмутившее Европу. Но в Молдове Антонеску по-прежнему считается «национальным героем», о чем нам напомнила в свое время президент Майя Санду.

Мария БУИНЧУК 

Фото: Оldchisinau.com

Памятник жертвам нацизма в Тирасполе. В Кишиневе выделяют только уничтоженных евреев.

Комментарии (1) Добавить комментарии