Экономика

Кнут для пряника

31.03.2015, 06:00
{Кнут для пряника} Молдавские Ведомости

Власть делает хлебный бизнес нерентабельным, ставя его на службу решения узкополитических вопросов

Выпечка свежего хлеба стала душевной болью пекарей. Власти же считают, что все идет нормально. Но норма ли то, что скачет курс лея, растут цены на сырье, что дешевого хлеба не хватает и что его скупают для последующей переработки? За заявлениями власти стоит желание  любой ценой удержать симпатии электората, что оборачивается потерями и предпринимателей, и потребителей.

 

Леем по буханке 

 

Все цены вырастут. Главный аргумент - девальвация лея. К таким мрачным прогнозам приходят многие.

Серьезные шаги уже сделаны - поставщик электроэнергии «Gaz Natural Fenosa» потребовал повышения тарифов на 50 процентов, а компания «Moldova Gaz» - на 40 процентов. НАРЭ анализирует обращение поставщиков, обещая учитывать скромные возможности потребителей. Бизнес обещает: рост стоимости электроэнергии и газа по цепочке скажется на всех ценах. И прежде всего - на хлеб.

По словам специалистов, обесценивание лея уже привело к удорожанию основного сырья – муки. Ну не получается хороший хлеб из молдавской муки, говорят пекари, необходимо ввозить украинскую или российскую. Только за последние три месяца цена на импортную муку увеличилась на 1 лей 60 бань за килограмм. Но и при старых ценах на энергоносители убытки уже составляют 39 банов на каждый свежий батон весом 400 граммов при его розничной  стоимости 3 лея 35 банов.

Такое произошло с самым обыкновенным батоном из муки одного сорта, воды, дрожжей и соли. Если выпекать продукцию со вкусовыми добавками - корицей, ванилью, маслом, на которые цены уже поднялись, цена будет еще выше.

Пекари первыми столкнулись с проблемой последствий обесценивания лея и стали поднимать цены. На это отреагировали налоговые органы: негласно анализировали цены в магазинах, проверяли частные пекарни. 

 

Себестоимость «социального» хлеба -  втрое выше цены

 

По словам  владельцев частных пекарен, на их деятельности отрицательно сказывается лидерство «Франзелуцы» в ценовой политике. Производство и продажа хлеба по 1,5 лея губительно влияет и на само предприятие, и на развитии столичных пекарен. Чем дальше от столицы - тем больше самостоятельности в вопросе цены.

По самым скромным подсчетам, себестоимость хлеба, продаваемого по 1,5 лея, втрое выше розничной цены.  Специалисты считают: если следовать Налоговому кодексу, который не допускает установления розничной цены меньше себестоимости, то налоги на доходы хлебопекарен могут стать основой выплат адресных компенсаций социально уязвимых слоям населения. Но с 1995 года власти  не хотят решать этот вопрос комплексно, вести социальную политику, которая учитывала бы ситуацию во всех регионах. Главный принцип – только бы не потерять власть, даже за счет потери предприятий. И потеряли: закрылись государственные комбинаты в Унгень, Сороках, Орхей. Остался один столичный хлебокомбинат.

Возложив на него ответственность за обеспечение дешевым хлебом ограниченного, пусть и большого количества, столичных граждан, власть ущемила жителей остальных регионов. Ведь расходы идут не из местного, а из централизованного бюджета. Между тем, как показывает статистика, самые бедные люди живут в сельских районах, отдаленных от столицы.

 

Пекарни лишаются возможности развития

 

Нет инвестиций в капитал, оборудование устаревает. С этими проблемами сталкивается и главный хлебокомбинат страны, и остальные пекарни. А если появляются новые пекарни, то лишь потому, что их учредители на первых порах не знают: производство хлеба – это большая головная боль.

Как рассказал один владелец частной пекарни, пекари - самое ущемленное звено в цепи между сельхозпроизводителями и розничной сетью. Они покупают муку по  рыночной цене, в то время как мельник не заботится о том, продаст или нет - покупатели из-за рубежа в очереди стоят.

Такая же ситуация с зерном.

А розничной торговле вообще все равно, что продавать: хлеб для нее не главный продукт. По закону торговая наценка на хлебо-булочные изделия не может превышать 10 процентов. В итоге возникла ситуация, в которой бизнес не может развиваться по законам рынка и в соответствии с умной политикой государства, а предприниматели не объединяются для защиты своих интересов, каждый самостоятельно отстаивая право на жизнь.

 

Булки и бублики как фактор влияния на результаты выборов 

 

Должно ли государство вести особую политику в сфере обеспечения хлебом уязвимых слоев населения? Отвечает экономический аналитик Виорел Киврига: 

- В Молдове все наоборот. Государство всеми силами давит на хлебопекарные предприятия вместо того, чтобы вести системные действия в области поддержки социально-уязвимых слоев населения, либо отдает проблему на откуп местным властям. Ни на какую другую отрасль, включая молочную, так не давят.

Цена на хлеб всегда использовалась как политический фактор и выливалась в административные меры. Прежде всего, под давлением оказывались предприятия, обладающие большим удельным весом в производстве хлеба и хлебобулочных изделий массового потребления малообеспеченных граждан: макарон, бубликов, пряников. Власть не хотела, чтобы все это дорожало, опасаясь протестного голосования. 

Проблемы, с которыми столкнулись в прошлом крупные производители  хлебопекарной отрасли, привели к гибели многих предприятий. Закрылись крупные производства в Сороках, Унгенах, Рыбнице, остались только в Кишиневе, Бельцах и Кагуле. На смену закрытым государственным предприятиям пришли средние и небольшие частные пекарни.

Задача государства - создавать равные условия для всех. Но даже при том, что в 2007 году АО «Франзелуца» получила около 15 тысяч тонн пшеницы из госрезерва, а в 2008-м – чуть больше,  государство не смогло по-хозяйски распорядиться этими средствами.

 

Кто сопротивляется ведению единой социальной политики

 

- Время показывает, что нужна комплексная государственная политика субсидирования уязвимых слоев населения, - говорит Вирел Киврига. - Считаю, что выделение конкретной денежной поддержки каждому гражданину, который может быть включен в эту категорию, станет оптимальным решением. Неважно, где живет человек, в столице или в районном центре, селе. 

Но у государства сейчас другие проблемы,  и пока нет никаких признаков того, что в ближайшем будущем будут выработаны подобные программы. Возможно, появятся партии, которые подойдут к решению проблем социально уязвимых граждан во всем их многообразии. Нужно учесть и стоимость медуслуг и лекарств, и стоимость необходимых продуктов питания, в том числе хлеба и молочных изделий, и проезд в транспорте, и стоимость коммунальных услуг.

Но наряду с действиями государства, которые можно определить как бездействие, самое большое сопротивление единой социальной политике будут оказывать небольшие поставщики или посредники, работающие на рынке социальных услуг и продуктов. Нельзя не принимать во внимание коррупцию в сфере закупок для бюджетных предприятий и заинтересованность чиновников.    

 

Обобрать предприятие во имя пиара

 

Государство владеет более 50 процентами акций «Франзелуцы», но предприятие большую часть продукции реализует через столичную торговлю. При этом в составе административного совета комбината нет представителей муниципия. Какие интересы преследует власть, создавая такие условия производителю хлеба? Ситуацию комментирует Анатолий Боцоровский, акционер, экс-председатель  совета акционеров АО «Франзелуца»:

 

- В последние 12-14 лет первую скрипку в совете акционеров играют представители государства. Беда в том, что они не переживают за дело, ведут себя как  временщики. Был председателем заместитель министра Штефан Китороагэ, далекий от экономики человек. Представляя держателя 53 процентов акций, не мог даже явку на собрание организовать, сорвал. Другой деятель,  Виорел Гуцу, будучи во главе совета, отмахивался от акционеров как от назойливых мух, даже на собрание не пришел, а в середине срока бросил дела… и умотал работать в какой-то фонд. А сейчас и вовсе председателя нет. Был Георге Габерь, но со сменой правительства его миссия окончилась.

Акционеры неоднократно обращали внимание на то, что ни один из них не добился прекращения выпуска убыточного хлеба. Сейчас опять грядут новые назначения. У акционеров и коллектива создалось твердое мнение: все представители государства понимают свою роль одинаково - обобрать предприятие, за его счет сотворить себе пиар. Вспомним, как коммунисты шли во власть: их лидер обещал хлеб по 16 копеек. И цена социального хлеба марки «Кишинэу» начала снижаться: сначала она составляла 2 лея 75 банов, в 2004-м – 2 лея, к февралю 2009-го – 1 лей 50 банов.

Сегодня, в марте 2015-го,  цена осталась прежней.

 

Каждый пекарь в пользу бедных выкладывает по две месячные зарплаты…

 

- С каждым годом стоимость всех ингредиентов и услуг растет, по последним расчетам себестоимость социального хлеба - 5 лей 70 банов при розничной цене 1 лей 50 банов. Все убытки на комбинате, все за счет коллектива! Только в 2011 году убытки составили 14 миллионов лей при годовом фонде зарплаты в 7 миллионов. То есть каждый работник во имя права бедных на дешевый хлеб выложил по две месячные зарплаты из своего кармана. В следующем году было уже 10 миллионов лей, и так из года в год…       

Акционеры требовали прекратить эту практику. Никакой реакции! Дают пшеницу из резервного фонда без учета НДС. При возврате будь добр доплати НДС. Опять 20 процентов убытков взваливает на свои плечи коллектив. При таком подходе комбинат  находится на  грани выживания,  недалеко и до банкротства.

 

…А государство присваивает прибыль

 

- Поборы властей сказываются и на распределении прибыли. По итогам 2008-2009 годов государство в лице налоговой службы вместо того, чтобы оставить прибыль, которая пошла бы на  инвестиции, забрало себе дивиденды - 8 миллионов лей, насчитав еще 2 миллиона штрафов. Прибыль берут только они, игнорируя права прочих акционеров, в том числе членов коллектива!  

По закону об акционерных обществах все держатели акций имеют равные права, но ни апелляционная палата, ни ВСП не исправляют несправедливость. В ходе нового рассмотрения иска суд первой инстанции снова не восстановил равенство всех акционеров перед законом, а апелляционная палата по вопросу о выплате дивидендов приняла два решения: по одному дивиденды правильно начислены, по другому – нет!

Мы снова обратились в ВСП. Акционеры  настроены решительно, если не найдут у наших судов логики и законности - придется обратиться в европейские… И все это - итог отсутствия ответственности государства за ход дел в акционерном обществе.

 

Проблемы хлеба для кишинецев мэрию волновали только при Урекяне

 

- Создать баланс может и должна примэрия столицы: ведь основные потребители нашей выпечки – жители муниципия. Но примэрия погрязла в политических дрязгах, самоустранилась от решения социальных вопросов. Лишь в годы пребывания Серафима Урекяна в кресле генерального примара представитель примэрии постоянно участвовал в работе комбината, был членом совета акционеров. Решением Урекяна было выделено  20 мест для размещения киосков «Франзелуцы», он санкционировал строительство многоквартирного дома для работников.

 

Государство – не хозяин 

 

- Где выход? Нет политики в области социальной поддержки, идет девальвация лея, поставщики энергии требуют свое, а хозяин предприятия – государство - преследует интерес определенного лица. В этой ситуации комбинату нужен настоящий хозяин - реальный, заинтересованный, заботливый. Только приватизация даст предприятию выжить, а значит – выполнить свою главную функцию: производство хлеба и хлебобулочных изделий, сохранение коллектива, рабочих мест. Иначе АО «Франзелуца» - первое в очереди на повторение судьбы «Banca de Economii». И к этому ее ведет мажоритарный акционер!

 

Хлебокомбинат выполняет роль социальной столовой

 

Но почему примэрия самоустранилась от обеспечения хлебом как элемента защиты  социально уязвимых кишиневцев? Отвечает муниципальный советник Виктор Гурэу:

- С 2009 года нарастают темпы негативных процессов: местная публичная власть все дальше от проблем горожан. Тарифную политику в области коммунальных услуг передали НАРЕ, хотя именно местная власть должна заботиться о тарифах. Народ решает свои проблемы, примэрия – свои. Люди думают, как выжить, а власть – как взять под контроль больше ресурсов и побольше украсть.

Но проблема обеспечения горожан качественными продуктами и услугами по доступным ценам осталась на плечах мэрии, хочет она того или нет. В столице сконцентрирована львиная доля населения страны, и большинство бессильно перед натиском  растущей стоимости жизни. Олигархические группировки делят между собой и сферы решения вопросов социальной политики. Кишиневцы помнят «наезд» на «Франзелуцу» и смену руководства. Все говорило о том, что одна группировка сменила другую и поставила стратегический объект под контроль.

От деятельности комбината зависят поставки стратегического продукта. Предприятие выпускает пять-шесть видов основных продуктов питания для беднейших слоев: хлеб, макаронные изделия, бублики, пряники, овсяное печенье. Самоустранение примэрии от процесса – способ умыть руки. Нет влияния и контроля – нет проблем для чиновников.

Используя весь городской потенциал для решения собственных вопросов, примэрия занялась проблемами, которые вне компетенции местной власти: генпримар участвует в работе каких-то европейских структур, съездах либералов, выезжает по приглашениям друзей… А комбинат кормит «социальным» хлебом тех людей, которым должны помогать социальные столовые, приюты и пр.. Муниципальная власть не открывает такие учреждения, а то, что есть, рассчитано на малое число мест.

 

В столице не ведется мониторинг уровня бедности

 

- А надо бы мэру двинуться в сторону «блошиного рынка» и проанализировать, как растут ряды продавцов. В 2003-2004-х   такого явления не было! А горе-интеллектуалы аплодируют: мол, примар не вмешивается, дает бедным зарабатывать. А что сделано для того, чтобы ряды продавцов не росли? Да ничего!

Статистика показывает: столичная власть теряет детей, теряет население. Столичная администрация занимается «европейским» истреблением населения: в прошлом году муниципий потерял свыше 35 тысяч школьников, которые, закончив  начальную школу, уехали с родителями. Закладывают в бюджет огромные суммы на проведение каких-то мероприятий: бюджет-2015 даст 132 миллиона лей! Но как можно веселиться, не позаботившись о голодных, которым не до веселья? Инструменты – выпуск недорого хлеба, работа социальных столовых, открытие магазинов по продаже  продуктов с фиксированной торговой надбавкой, где кишиневец сможет на сэкономленные деньги купить лишний пакет молока.

 

Тот, кто говорит, что на помощь бедным нет денег, лжет

 

- Мне больно это говорить, но люди как голосуют на выборах, так и живут. Если  и впредь продолжится «геополитическое» голосование, то одни будут жить на железнодорожном вокзале, а другие – за рубежом.

У муниципальной администрации есть деньги, на европейские средства разработано множество стратегий, но хоть одна внедряется? Когда публичный человек говорит, что не денег, он врет. Денег всегда хватает, если есть умение рассчитать и ответственность. Но аппарат примэрии сейчас работает в пять-шесть раз хуже, чем работал горисполком в советском Кишиневе.

 

Как лечить «хлебную болезнь» 

 

Какими могут быть формы поддержки тех, кто за чертой бедности: пособия для покупки продуктов первой необходимости, карточки для их приобретения по фиксированным ценам? Вот что думает Виктор Гурэу:

 

- Очень часто «социальный» хлеб из  розничной сети попадает в руки тех, кто не беден и даже тех, кто берет его для последующей переработки и продажи. Механизм распределение не гарантирует то, что этот хлеб окажется на столе нуждающихся.   Поэтому нужно менять политику   розничной продажи дешевого хлеба.  Лучше вообще раздавать талоны на горячие обеды в социальной столовой. Можно заключать прямые договоры с производителями, без посредников, в условиях транспарентности, создавая  программы субботних и воскресных социальных обедов.

Есть еще проблема: не выполняются программы диетического питания в медицинских и детских учреждениях, там не закупают хлеб с фолиевой кислотой и с железосодержащими добавками. Это объясняется только личной заинтересованностью менеджеров, они руководствуются виртуальной экономией, когда поставки несертифицированной продукции осуществляют родственники или друзья. Расплачиваются дети и больные, так появляются недопеченный хлеб, конина, просроченные продукты. Местная администрация обязана держать все эти вопросы под контролем, выполняя свою социальную миссию, подавая пример, привлекая спонсоров.

Марина ТИМОТИН

Комментарии (0) Добавить комментарии