Когда Филат заговорит
Владимир Филат и Владимир Плахотнюк заочно обменялись угрозами. Филат обратился - в очередной раз - к гражданам и вновь пообещал взорвать весь политический класс Молдовы своими разоблачениями, если общественность окажет давление на власть и заседания суда станут публичными. Он готов честно рассказать, «что произошло и какую роль в этом сыграл каждый».
Понятно, что Филат поступает так от отчаяния - и вместе с тем он посылает ясный сигнал Плахотнюку, который, как следует из показаний Илана Шора, был в курсе всех афер. Понятно, что Филат может рассказать и много чего другого, очень интересного, об олигархе номер один. И эта информация будет очень некстати именно сейчас, когда Плахотнюку удалось заручиться поддержкой США и он спланировал свое возвращение в публичную политику из тени, откуда негласно руководит страной. И все делается для того, чтобы хоть немного поднять его очень низкий рейтинг. Из нафталина вытащили даже Жозе Мануэла Баррозу, отставного европейского чиновника, который с непонятной целью прибыл на заседание клуба деловых людей под эгидой олигарха.
«Торговец смертью»
Реакция на попытку Филата затянуть и остальных «евроинтеграторов» в пенитенциар № 13 последовала незамедлительно.
Со слов обвиняемого, «ему сократили время прогулки, в камере регулярно проводятся обыски "для профилактики", еще больше ограничили возможность общения с близкими. Возможны и другие «сюрпризы».
А принадлежащие Плахотнюку СМИ вылили на заключенного новый ушат информационной грязи. Филат стал «торговцем смертью», подельником находящегося в бегах бизнесмена Виктора Цопы и партнером известного подозреваемого в «торговле оружием» россиянина Виктора Бута. Буту молдавские журналисты приписали и связи с террористической организацией Аль-Каеда, о которой известно, что она была создана при поддержке ЦРУ.
Из доказательств причастности Филата к новым преступлениям против человечества названы «присутствие в 2012 году на презентации Боинга 747 Карго, который стал первым грузовым самолетом, летавшим под молдавским флагом», а также двухнедельная стоянка данного авиалайнера в аэропорту в Остенде. Разумеется, деньги, полученные от торговли оружием, пошли на организацию протестов Гражданской платформы «DA».
Журналисты, пришив «белыми нитками» Филата к Буту, не постеснялись упомянуть, что российский бизнесмен был задержан в Таиланде в 2008 году.
Становится ясно, что если Филат будет и дальше настаивать на публичности судебного процесса, появятся «доказательства» его причастности к террористической атаке на башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке в сентябре 2001 года.
Задеты интересы каждого из нас
Поскольку молдавское общество в последнее время занимали и отвлекали весьма экстравагантными способами (например, полуночной присягой правительства, опереточным съездом унионистов, вызывающей выставкой военной техники США и «петушиной войной» с местными гомосексуалистами), оно незаслуженно выпустило из центра своего внимания дело Филата. А между тем задержание видного политика и олигарха номер два, а также связь ареста с кражей миллиарда долларов, другого потрясшего Молдову события, касается каждого жителя страны и даже тех, кому еще суждено родиться на этой оплакиваемой народом земле.
Публичность судебных заседаний, то, чего требует Филат, в куда большей степени нужна самим гражданам, чем узнику пенитенциара №13.
Во-первых, невероятная кража миллиарда долларов, 1/8 части ВВП государства, более половины годового бюджета, задела каждого жителя Молдовы. Вначале для поддержания банков были проданы валютные резервы страны и значительно девальвирован курс лея, чтобы НБМ мог собрать необходимую сумму. А теперь правительство Павла Филипа перевело 14 миллиардов лей в госдолг и повесило бремя выплаты на население.
Разобраться детально во всей этой истории означает установить виновных (а все они находятся в Молдове), в результате чего возникает реальная возможность большую часть украденных средств вернуть.
То есть задеты не только экономические интересы страны, но и каждого жителя в отдельности.
Филат был не один
Во-вторых, необходимо вскрыть весь политический механизм, обеспечивший «кражу века», с тем, чтобы партии, а также высокопоставленные чиновники понесли ответственность за свое участие в операции по выводу денег. У них нет морального права дальше участвовать в политическом процессе.
В-третьих, выяснить все обстоятельств дела нужно чтобы ситуация не повторилась в тех или иных масштабах. Поскольку все виновные в происшедшем, за исключением Филата, до сих пор находятся на свободе, несмотря на то, что с момента вывода денег прошло более полутора лет.
В-четвертых, есть морально-нравственный аспект. Нельзя допускать, чтобы за кражу эскимо человека бросали в тюрьму, а воровство миллиарда оставалось безнаказанным. Это развращает общество и лишает государство перспективы цивилизованного развития. С другой стороны, широкое освещение и открытый суд над высокопоставленными чиновниками и политиками всегда является своеобразной «прививкой» и доказательством того, что ответственность настигнет каждого, «как бы высоко он не летал». И в этом особое значение подобных случаев.
В-пятых, существуют очень убедительные доводы того, что «дело Филата» является политической расправой, выяснением отношений между олигархами и их партиями, а также способом захвата власти в стране. Никто не снимает с Филата ответственность за коррупцию и другие пороки, которые расцвели за время правления «евроинтеграторов», однако в последнее время мы все чаще наблюдаем использование репрессивного аппарата и судов для подавления протестного движения и устранения политических конкурентов. Силовые структуры и юридическая система служат клановым интересам, а не обеспечивают права граждан и функционирование государства.
Если общество закроет на эти процессы глаза сегодня - завтра оно столкнется с еще более чудовищными проявлениями беззакония.
Нас хотят запутать?
Однако все эти доводы ни прокуратурой, ни судом во внимание не приняты.
Прокурор Адриана Бецишор аргументирует необходимость закрытого рассмотрения дела тем, что публичность может якобы помешать следствию. По словам обвинителя, также существует вероятность оказания влияния на свидетелей, проходящих по этому делу. Кроме того, «некоторые аспекты, обнародованные в ходе публичного заседания, могут поставить под угрозу расследование остальных дел, которые находятся у нас», – объяснила Бецишор.
Но если иметь в виду то, что Филат являлся на момент ареста главой партии, имеющей крупнейшую фракцию в парламенте, к тому же и правящей, то наверняка для обращения к законодателям о снятии иммунитета прокуроры должны иметь на руках «железную» доказательную базу. Что же это за наработки, если их может разрушить публичность судебного процесса?
И если Филата обвинили в причастности к «краже века», то есть самому резонансному делу за всю историю молдавской юстиции, то почему публичность может помешать, а не помочьрасследованию и других дел? Поскольку прокуроры не проясняют эти моменты, и нам такая позиция не кажется безупречной, то может возникнуть впечатление, что слушание за закрытыми дверями имеет другие цели.
В частности, возникает вопрос, не является ли закрытый процесс попыткой утаить от общества детали участия в деле других политиков, высокопоставленных чиновников, работников спецслужб и прокуратуры, которые должны были в силу своих полномочий предотвратить и сами финансовые преступления, и сговор политиков, и направление в «черную дыру» ВЕМ миллиардов народных денег? Не стоит ли задача уберечь от ответственности высших должностных лиц государства, таких, например, как бывший генпрокурор Корнелиу Гурин или президент Тимофти?
Не являемся ли мы свидетелями попытки запутать общество или направить его по ложному следу?
Недоумение
Вопросов возникает очень много, и именно публичность «дела Филата» могла обеспечить доказательства того, что судебный процесс является честным, ведется с точки зрения интересов общества, а не группы заинтересованных лиц или политических кланов. То же недоумение появилось и у зарубежных партнеров Молдовы. Так, глава делегации ЕС в Молдове Пиркка Тапиола считает необходимым обеспечить прозрачность суда над экс-премьером Владом Филатом. «Мы внимательно следим за всеми местными громкими делами и хотим, чтобы права человека соблюдались. Мы недоумеваем, почему суд над Владом Филатом проходит за закрытыми дверями. Очень многие интересуются делом Филата, и я думаю, что этот процесс должен быть открытым», - заявил недавно зарубежный дипломат.
Таким образом, мы видим, что процесс над Филатом имеет и важные внешнеполитические аспекты.
И все же основные заинтересованные в публичном, объективном и справедливом рассмотрении дела находятся внутри страны.
Сначала его, потом тебя
Нет сомнения в том, что, кроме обычных людей, это и оппозиционные политические силы. Если Владимир Филат заговорит по-настоящему, а не с целью самореабилитации, то таким образом будет запущен очень важный процесс раскрытия всей подноготной молдавской политики прошлых лет. Именно той политики, которая способствовала формированию олигархического режима во главе с Владимиром Плахотнюком и привела страну к «краже века», а фактически к полному краху.
Если все оставить как есть и молчаливо наблюдать за исходом дела Филата, утешаясь тем, что он «сам виноват», не получится ли так, что жернова возникшей системы власти начнут перемалывать и других политиков, а также неугодных публичных лиц, включая зарубежных дипломатов?
На очереди могут быть и Ренато Усатый, и Андрей Нэстасе, и Игорь Додон, и Майя Санду. Для «ликвидации» политиков или их «обезвреживания» могут использоваться самые разные средства.
Владимир Филат в своем нынешнем статусе политическим конкурентном не является, а, наоборот может сыграть определенную роль в освобождении молдавского государства из тех пут, в которых оно оказалось.
Можно, конечно, проигнорировать требования подсудимого или даже плюнуть ему в лицо, вспомнив весь негатив, с которым связано имя экс-олигарха. Так делает Юрий Лянкэ, пытаясь отомстить за то, что его вновь не выдвинули в премьеры. Но вряд ли такое поведение будет разумным и великодушным.
Каждый имеет право на шанс
У экс-лидера ЛДПМ особого выбора нет. Если он не расскажет того, чего от него ждет общество, он может стать самым презираемым человеком в стране. Кто любит трусов и лжецов?
Поэтому обстоятельства складываются так, что публичное рассмотрение дела Филата - действительно в общих интересах, а не в его личных.
Однако откровения, способные взорвать весь политический класс Молдовы, на самом деле требуют участия в разбирательстве независимых и неподкупных прокуроров и судей. В противном случае делать разоблачения просто незачем.
Вот почему правильный путь - в том, чтобы общество настояло на предоставлении бывшему политику шанса и возможности выступить публично на заседании суда.
Остается надеяться на то, что когда Владимир Филат заговорит, он не обманет ожидания людей.
Сергей ТКАЧ
Новости по теме
- Сегодня, 15:43
- Сегодня, 14:00
- Сегодня, 13:56
- Сегодня, 13:51
- Сегодня, 13:47
- Сегодня, 13:41
- Сегодня, 13:27
- Сегодня, 12:30
- Сегодня, 11:44
- Сегодня, 11:02
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 15:43
- Сегодня, 14:00
- Сегодня, 13:56
- Сегодня, 13:51
- Сегодня, 13:47
- Сегодня, 13:41
- Сегодня, 13:27
- Сегодня, 12:30
- Сегодня, 11:44
- Сегодня, 11:02