Коломойский должен Крыму 60 миллиардов
Известный экономист и политолог, председатель Президиума Института проблем глобализации специально для «МК в Крыму» обрисовал перспективы нашей республики в новых, российских реалиях, рассказал о бюрократических изъянах РФ и вспомнил о своем первом свидании с Крымом – палатке у моря и коктебельском коньяке на травах.
- Россия всегда расширялась, но никогда не была агрессором, - говорит Михаил Геннадьевич. - И это забавно. К России всегда присоединялись территории и народы, которые боялись соседей больше, чем русских. Грузия, перед тем, как прийти к России, пыталась воссоединиться с Ираном. Стало плохо. Потом пыталась воссоединиться с турками – стало еще хуже. Потом пришла к нам. То же самое сейчас будет с Украиной, например, и Молдавией. Они побегают, а потом им деваться будет некуда. Это будет очень мучительно и долго, но мы воссоединимся.
- Крым вот уже воссоединился. Эйфория прошла и наступили суровые будни. К какому негативу крымчанам следует быть готовыми?
- Российская бюрократия - далеко не подарок, и она уже сюда проползает. Я проехал сто с лишним километров из Симферополя в Ялту, потом - обратно. И естественно, видел не только пейзаж, но и то, что его уродует – рекламные щиты, на которых лица крепких хозяйственников. Дальше у вас будет передел собственности - никуда от этого не деться, имущество олигархов, которые поддерживают нацистов, должно быть конфисковано, а дальше начнутся пляски и раскардаш вокруг этого. Мне вот рассказали, что Ялтинскую киностудию уже забрали, как бы выкупили. Ну, по-хорошему, некорректно, конечно, сделали. Если уж выкупаете по цене покупки, то извольте добавить хотя бы банковский процент за прошедшее время. А это была бы ощутимая добавочка. Вопрос: что вы собираетесь делать с Ялтинской киностудией? Если хотите делать Голливуд, тогда вам нужен частный инвестор, а для него это плохая история, когда что-то конфискуют и выкупают. Или собираетесь разрезать территорию на куски и пустить под застройку? Но это разрушение культурного наследства, потому что Ялтинская киностудия - это культурное наследство, это история.
- А что скажете о национализации имущества олигарха Коломойского?
- Я недостаточно толерантно отношусь к нацизму. Меня в этом все время уличают в России. И я вообще не очень понимаю, почему решение об изъятии имущества товарища Коломойского было принято так поздно. Этот товарищ через «Приватбанк» украл у жителей Крыма более 60 миллиардов рублей и должен их вернуть. Более того, я считаю, что в части любых олигархов, которые поддерживают нацистов, надо применять ту же меру - конфискацию имущества. И в России тоже. Не так давно была просто анекдотическая ситуация, связанная с частью угольного разреза в Кемеровской области, принадлежащего господину Таруте. Люди, работавшие там, не получили зарплаты за январь. В феврале и марте они начали получать ее, но в половинном размере, с официальной формулировкой «на поддержку революции на Украине». Это как? Это нормально? И у него этот угольный разрез, по крайней мере, еще в июле, не отобрали. Так что здесь вопрос не в том, что забирают, а в том, что забирают слишком медленно.
Витрину легко разбить
- Вы как-то сказали, что Крым не должен стать для России витриной, он должен стать для России мотором...
- Витрину создать просто. Саакашвили превратил грузинские села в Южной Осетии в витрину Грузии. Все было чудесно. Но маленькая проблема: витрина бьется молотком. Сейчас этих сел - с бассейнами и роскошными комплексами, с прекрасными школами и современнейшими больницами - просто нет, потому что была война. Сделать из Крыма витрину? Можно. Но зачем? Когда произошло воссоединение, можно было сделать в Крыму особый режим регулирования, перенеся сюда то хорошее, что есть у нас, не пустить сюда то плохое, что есть у нас. Например, люстрация. Господа, если вы все предыдущие годы говорили, что Крым не должен воссоединиться с Россией, то в этих выборах, ребята, вы не участвуете. Возможно, будете участвовать в следующих. Вообще, не нужно было механически брать ту элиту, которая есть. Нет другой? Назначайте своих адъютантов, своих помощников... пусть они будут от вашего имени, но они, почувствовав вкус к самостоятельности, чрез годик-другой будут руководить сами. У нас в России, например плохая система регистрации. Конечно, когда запись имущества кооператива на ЮБК ведется в тетрадке, которая лежит в гараже у председателя кооператива, это не очень надежно, но это просто и понятно, это работает. А у нас регистрация - просто безумна. И вы еще столкнетесь с этим. Еще у нас формализована процедура судебных решений, это хорошо, но абсурдно. Она не мешает мошенникам, но она затрудняет любое содержательное решение. Это очень долго. У судьи бывает по 20 заседаний за 8 часов. Слушают, приносят новые документы, отправляют, переносят... Советские суды на нашем фоне - это образец профессионализма и беспристрастности. При этом судьи не только неуважительно относятся к участникам процесса, но и к адвокатам. Я знаю случаи, когда люди попросту лишены доступа к правосудию из-за этого. А что хорошее у нас? Ну, инфраструктура. Понимание того, что если это курорт, то его нужно сделать красивым.
- Какими вам видятся экономические перспективы Крыма?
- Они хорошие, но очень многое зависит от Крыма и крымчан. Допустим, у вас есть бриллиант. Если вы его будете использовать в качестве груза для бочки с квашеной капустой, то - ни богу свечка, ни черту кочерга. Бриллиант слишком маленький, чтобы его использовать для этих целей. Ограните его, и вся ваша семья и ваши потомки всю жизнь с этого бриллианта будут жить. Если честно, меня очень многое разочаровало по части того, что мы делаем и чего не делаем в Крыму. Так, постоянно говорят о логистических проблемах, перегруженности симферопольского аэропорта. При этом есть огромное количество законсервированных военных аэродромов. К каждому из них ведет дорога. В каждом из них есть барак. В каждом из них есть взлетно-посадочная полоса. И минимум в половине из них она в пригодном состоянии. Ну, разверните там аэродромы для приема туристов. В чем проблема? Нет проблемы. Более того - взлетные полосы «Бельбека», которые по этой схеме уже работают, оказываются недогруженными. Это плохая организация. Также для меня было шоком, что по дну Керченского пролива до сих пор не бросили бронированный кабель. Это работа на месяц, если рисовать проект. Если не рисовать - на две недели. И таких моментов очень много. Впрочем, несмотря на это, я думаю, что перспективы у Крыма хорошие.
Есть и плохие идеи
- Власти Крыма даже заявили о намерении среди прочих инновационных создание аналога Кремниевой долины...
- Почему бы и нет? Но Силиконовая долина - это штука, которая возникает сама, когда творческие люди собираются и начинают взаимодействовать. В Крыму это возможно добровольно, а не принудительно, потому что здесь хороший климат. Вот как вы думаете, какое место в СССР было лучше исследовано геологами на наличие нефти и газа?
- Ну, в контексте разговора смею допустить, что Крым…
- Да! Лучше всего был исследован Крым, а в Крыму лучше всего был исследован ЮБК. Геологические экспедиции на полуостров - это одно удовольствие. Я - бывший археолог. Так вот, мы же ездили раскапывать не Нижний Новгород. Мы ездили раскапывать гору Митридат. И кому нужен Новгород и этот несчастный Аркаим?! Я уже объяснил нашему археологическому сообществу, что теперь, когда Крым воссоединился с Россией, про древнюю русскую цивилизацию можно забыть, ну кто будет ехать в Челябинскую область, когда есть Крым? Хороший климат - все, что нужно ученому. И чтобы начальство не приставало. А вот идея создать на ЮБК, неподалеку от «Артека», игорную зону мне не очень нравится. Что сказать? Добро пожаловать в Российскую Федерацию! Но есть утешение. Возможно, игорная зона не получится. Ведь уже были попытки создать таковую в Азовской области. Вбили колышки - на том все и закончилось. Потом, ну какая игорная зона, когда есть Минск? Там все отлично поставлено, все по высшему разряду. И ничего, что пишут вас 24 часа в сутки. Игорную зону нужно делать на Аляске или Джанкое, или в Армянске. И, пожалуйте, играйте.
- Михаил, расскажите о вашем первом свидании с Крымом…
- Ну, в 1988-м я вышел из армии, а летом 1989-го мы с друзьями попали сюда впервые. Мы просто разбили палаточку на ЮБК, на склоне у моря. Жили дикарями, ходили в соседние лагеря. Было настолько хорошо, что только в последний день три здоровых лба обнаружили не распитую бутылку коньяка, о которой никто и не вспомнил за две недели. Следующий раз я приехал в Крым в 1994-м, здесь была деловая встреча. Жил я в маленьком пансионате в Новом свете. Однажды, гуляя вдоль набережной, наткнулся на выносную торговлю – на деревянных досках, торговали коньяком. На бутылках наклеены бумажки и от руки написано: «Крым. Коктебель». Я спросил, мол, сами разливаете? Мне ответили: «нет-нет, с завода, все по-честному». Откупорили. Я понюхал. Было очень хорошо. И эта бутылка у меня есть до сих пор. Там осталось граммов двадцать-тридцать. Замечательный коньяк. В 2007 году я опять был в Крыму, в Коктебеле, снова купил бутылку, но это уже совершенно не то... Судя по всему, хозяин не раз сменился, нормальные купажные спирты где-нибудь закупает, а тогда было ощущение, что коньяк на травах настоян - потрясающий, совершенно неимоверный аромат. Обычно пью крымский коньяк по настроению, под ностальгию. Но у меня дома, кстати, тоже с 1994 года, стоит и херес инкермановский - такой сухой, что скулы сводит. Нет, я не коллекционер, просто этот херес нельзя выпить сразу бутылку. Бутылку сухого вина я выпить могу, бутылку водки - раньше мог. А инкермановский херес - бутылку выпить нельзя физически.
Ирина Ковалева
Новости по теме
- Сегодня, 08:15
- Вчера, 17:31
- Вчера, 11:06
- Вчера, 10:36
- Вчера, 09:31
- Вчера, 08:28
- Вчера, 08:02
- 24.11, 14:39
- 24.11, 12:19
- 24.11, 09:41
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 08:15
- Вчера, 17:31
- Вчера, 11:06
- Вчера, 10:36
- Вчера, 09:31
- Вчера, 08:28
- Вчера, 08:02
- 24.11, 14:39
- 24.11, 12:19
- 24.11, 09:41